Проктор, К. П.
    Обучение испаноязычных детей чтению по-английски : дайджест / К. П. Проктор [и др. ] // Психология обучения. - 2005. - N 10. - С. . 51-52. - Полностью ст. опубл.: Journal of Educational Psychology.- 2005, Vol. 97.- N2.- P. 246-256.
ББК 74.202
Рубрики: Образование. Педагогика--Методика преподавания учебных предметов
Кл.слова (ненормированные):
метакогнитивные навыки -- обучение языкам -- понимание текстов -- навыки чтения -- иностранные языки -- английский язык -- испаноязычные дети


Доп.точки доступа:
Карло, М.; Огест, Д.; Сноу, К.



    Маки, Р. Х.
    Индивидуальные различия в абсолютной и относительной точности мета-понимания : дайджест / Р. Х. Маки [и др. ] // Психология обучения. - 2006. - N 5. - С. . 41-43. - Полностью ст. опубл.: Journal of Educational Psychology.- 2005, Vol. 97.- N4.- P. 723-731.
ББК 88.35
Рубрики: Психология--Психические процессы и состояния--Психология чтения и психология библиотечной работы
Кл.слова (ненормированные):
учебные тексты -- вербальные способности -- трудные тексты -- метакогнитивный мониторинг -- понимание текстов -- когнитивные процессы -- мета-понимание -- вербальные способности


Доп.точки доступа:
Шилдс, М.; Уилер, А. И.; Заккилли, Т. Л.



    Тюменева, Юлия Алексеевна (канд. псих. наук).
    Сравнительная оценка факторов, связанных с успешностью в PIRLS: вторичный анализ данных PIRLS-2006 по российской выборке [Текст] / Ю. А. Тюменева // Вопросы образования. - 2008. - N 4. - С. 56-80 : 9 табл., 7 рис. - Библиогр.: с. 80 (5 назв. ) . - ISSN 1814-9545
ББК 74.202
Рубрики: Образование. Педагогика
   Теория и методика обучения, 2006

Кл.слова (ненормированные):
образовательная политика -- международные исследования -- результаты международных исследований -- PIRLS -- вторичный анализ -- сравнительная оценка факторов -- четырехклассники -- младшие школьники -- читательская компетентность -- чтение детей -- успешность в чтении -- задания для чтения -- понимание текстов -- читательские достижения -- достижения российских школьников
Аннотация: Представлены результаты вторичного многомерного анализа данных исследования PIRLS-2006. В первой части статьи обсуждается связь отдельных характеристик школ и семьи с достижениями. В частности, показана неравномерная пятилетняя динамика достижений у детей из разных социально-демографических групп. Выявляются условия, опосредующие влияние школьных ресурсов на успешность в чтении. Определяются варианты оптимальных сочетаний заданий для чтения и заданий на понимание текстов. Во второй части статьи излагаются процедура и результаты. Обосновывается желательность вторичного анализа данных международных исследований.




    Курицин, С. В.
    Исследование оценки понимания нарративных и экспозиторных текстов с применением латентного семантического анализа [Текст] / С. В. Курицин, В. М. Воронин // Сибирский психологический журнал. - 2009. - N 33. - С. 25-30. - Библиогр.: с. 30 . - ISSN 1726-7080
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
латентный семантический анализ -- семантический анализ текста -- понимание текстов -- нарративные тексты -- экспозиторные тексты -- оценивание -- компьютерное тестирование -- когнитивное моделирование -- общеобразовательная школа -- методы исследования
Аннотация: Предлагается использование латентного семантического анализа в качестве метода компьютерной оценки понимания текста. Проводится сравнительное исследование оценок понимания нарративных и экспозиторных текстов.


Доп.точки доступа:
Воронин, В. М.



    Борзова, Татьяна Владимировна (кандидат психологических наук; доцент).
    Способы бытия человека в контексте психологии понимания применительно к обучению студентов вуза [Текст] / Т. В. Борзова // Высшее образование сегодня. - 2011. - N 5. - С. 63-69 : фот., табл. - Библиогр.: с. 69 (10 назв. ). - Иркутский государственный педагогический университет. - code, vose. - year, 2011. - no, 5. - ss, 63. - ad, 1. - d, 2011, ####, 0, y. - RUMARS-vose11_no5_ss63_ad1 . - ISSN 1726-667X
ББК 74.58 + 74.202 + 88.3 + 71.0 + 87.22
Рубрики: Образование. Педагогика
   Высшее профессиональное образование

   Теория и методика обучения

   Психология

   Общая психология

   Культурология

   Теоретическая культурология

   Философия

   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
высшее образование -- высшие учебные заведения -- вузы -- лингвистические факультеты -- студенты -- психология понимания -- понимание -- человек -- личность человека -- бытие человека -- социум -- философия образования -- философская герменевтика -- герменевтика -- образовательный процесс -- культура -- культурализм -- межкультурные различия -- модели межкультурных различий -- модели культур -- национальные культуры -- российская культура -- научные тексты -- анализ текстов -- понимание текстов -- модели ответов -- исследования
Аннотация: Понимание как способ бытия человека в мире. Исследование становления психологии понимания в образовательном процессе вуза. Модель изучения культурных ценностей Г. Хофштеде и пример ее усвоения студентами лингвистического факультета Дальневосточного государственного гуманитарного университета при изучении курса "Введение в теорию межкультурной коммуникации". Опыт организации обучения пониманию научного текста посредством использования модели ответа.


Доп.точки доступа:
Хофштеде, Г. (нидерландский социолог ; 1928-); Хофстеде, Г. (нидерландский социолог ; 1928-); Дальневосточный государственный гуманитарный университет



    Лернер, Г. И. (кандидат педагогических наук).
    Работа с учебными текстами на уроках биологии [Текст] / Г. И. Лернер // Биология в школе. - 2011. - N 6. - С. 28-34 : рис.
ББК 74.26
Рубрики: Образование. Педагогика
   Методика преподавания учебных предметов

Кл.слова (ненормированные):
уроки биологии -- универсальные учебные действия -- учебные тексты -- чтение учебных текстов -- осмысленное чтение -- понимание текстов -- навыки чтения учебных текстов -- тексты по биологии -- умение задавать вопросы -- внимательное чтение -- приемы работы с текстами
Аннотация: В свете требований стандарта нового поколения к формированию универсальных учебных действий, сформированность навыков работы с учебным текстом приобретает важнейшее значение. В статье приведен ряд приемов работы с учебными текстами.




    Сметанникова, Наталья Николаевна (кандидат психологических наук; профессор; президент Русской ассоциации чтения; директор).
    Чтение с листа и с экрана [Текст] / Н. Н. Сметанникова // Высшее образование сегодня. - 2012. - № 1. - С. 42-48 : ил., табл. - Библиогр.: с. 48 (11 назв. ) . - ISSN 1726-667X
ББК 74.2 + 74.202
Рубрики: Образование. Педагогика
   Общеобразовательная школа--Россия--Московская область--Москва, 2009 г.

   Теория и методика обучения--Россия--Московская область--Москва, 2009 г.

Кл.слова (ненормированные):
общеобразовательные учебные заведения -- общеобразовательные учреждения -- средние общеобразовательные школы -- средние школы -- специализированные школы -- школы -- гимназии -- 7 класс -- учащиеся -- школьники -- подростки -- читательское поведение -- чтение с листа -- чтение с экрана -- экранное чтение -- носители текстов -- чтение текстов -- литературные тексты -- публицистические тексты -- понимание текстов -- информационно-коммуникационные технологии -- ИКТ -- компьютеры -- экспериментальные исследования -- исследования
Аннотация: Представлено экспериментальное исследование, проведенное среди учащихся 7 классов школ г. Москвы и Московской области в 2009 году, целью которого было сравнение качества чтения и понимания текста с листа и с экрана компьютера. Рассмотрены задачи, методы и анализ результатов исследования.




    Молчанова, Галина Георгиевна (доктор филологических наук).
    Вербальный символ и маркетинговые коммуникативные стратегии текста [Текст] / Г. Г. Молчанова // Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2012. - № 3. - С. 9-26. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 26. - Подстроч. примеч. - Рез. англ. . - ISSN 0201-7385
ББК 81
Рубрики: Языкознание
   Теория и философия языка

Кл.слова (ненормированные):
вербальные символы -- маркетинговые коммуникативные стратегии -- тексты -- трансакционные сделки -- культурные универсалии -- слоган -- антропонимы -- топонимы -- понимание текстов -- межкультурная коммуникация -- языковая экономия -- коммуникативные стратегии -- вербальная символизация -- имена собственные -- концепты-символы -- болото -- значение слов -- концептуальное развитие слов -- когнитивная лингвистика -- концептуальный анализ
Аннотация: Исследование вербальной символики с позиций когнитивистики и концептуального анализа. Впервые принципы и техники маркетинговой коммуникации сопрягаются с принципами успешного понимания текста, приводится типология наиболее значимых стратегий и приемов.




    Иванова, В. П.
    Уровневый характер понимания научного текста [Текст] / Иванова, В. П. // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 3. - С. 53-61. - Библиогр. : с. 60 (14 назв.) . - ISSN 1814-2052
Рубрики: Психология
   Психология чтения и психология библиотечной работы

Кл.слова (ненормированные):
научные тексты -- уровни понимания -- интеллектуальные операции -- стратегии понимания -- осмысление текстов -- понимание текстов
Аннотация: Рассматриваются характеристики научного текста, его свойства и связанные с ними особенности его понимания. Представлены материалы исследования, целью которого было выявление уровневого характера понимания текста и определение возможности его осмысления.




    Володин, Н. В.
    Контроль понимания иноязычного текста [Текст] : опыт эталонного трехуровневого подхода к оценке языковой подготовки / Н. В. Володин // Иностранные языки в школе. - 2013. - № 8 ; Золотые страницы. - 2013. - Вып. 8. - С. 58-67. - Библиогр. в примеч. - Золотые страницы. Специальный выпуск журнала "Иностранные языки в школе". - (Золотые страницы. - 2013. - Вып. 8. - С. 58-67) . - ISSN 0130-6073. - журнал в журнале
ББК 74.26
Рубрики: Образование. Педагогика
   Методика преподавания учебных предметов

Кл.слова (ненормированные):
иностранные языки -- методика преподавания иностранных языков -- обучение -- понимание речи -- понимание текстов -- речь -- тексты -- тесты -- техника чтения -- чтение -- языковая подготовка
Аннотация: Представлен опыт эталонного трехуровневого подхода к оценке языковой подготовки.




    Лише, Р.
    Чтение вслух [Текст] / Р. Лише ; пер. А. Шведовой // Иностранные языки в школе. - 2013. - № 8 ; Золотые страницы. - 2013. - Вып. 8. - С. 68-71. - Золотые страницы. Специальный выпуск журнала "Иностранные языки в школе". - (Золотые страницы. - 2013. - Вып. 8. - С. 68-71) . - ISSN 0130-6073. - журнал в журнале
ББК 74.26
Рубрики: Образование. Педагогика
   Методика преподавания учебных предметов

Кл.слова (ненормированные):
иностранные языки -- методика преподавания иностранных языков -- обучение -- понимание речи -- понимание текстов -- тексты -- техника чтения -- французский язык -- чтение -- чтение вслух
Аннотация: Статья посвящена одному из наиболее трудных аспектов обучения французскому языку как иностранному - чтению вслух.


Доп.точки доступа:
Шведова, А. \.\



    Пешкова, Наталья Петровна (доктор филологических наук).
    Психолингвистическая интерактивная модель понимания текста (на материале текстов различных типов) [Текст] / Н. П. Пешкова // Вестник Томского государственного университета. Филология = Tomsk State University. Journal of Philology. - 2013. - № 5 (25). - С. 48-54. - Библиогр.: с. 53-54 (13 назв.) . - ISSN 1998-6645
УДК
ББК 81.002.3
Рубрики: Языкознание
   Психолингвистика

Кл.слова (ненормированные):
встречные тексты -- интерактивные модели -- метод встречного текста -- модели понимания текстов -- понимание текстов -- психолингвистика текстов -- тексты -- типы текстов
Аннотация: Сравнительный анализ моделей понимания, разработанный в русле психолингвистики текста с применением метода "встречного текста".




    Федосеева, Л. Ю.
    Le Petit Poucet [Text] / Л. Ю. Федосеева // Иностранные языки в школе. - 2014. - № 1 ; Методическая мозаика. - 2014. - № 1. - С. 23-27. - (Методическая мозаика. - 2014. - № 1. - С. 23-27) . - журнал в журнале
ББК 74.26
Рубрики: Образование. Педагогика
   Методика преподавания учебных предметов--Франция

Кл.слова (ненормированные):
вопросы -- иностранные языки -- методика преподавания иностранных языков -- обучение -- ответы -- понимание текстов -- тексты -- французский язык -- чтение
Аннотация: Тексты для чтения на французском языке.


Доп.точки доступа:
Перро, Ш. (французский писатель ; 1628-1703)



    Богданова, Людмила Ивановна (доктор филологических наук).
    Формирование текстовой компетенции в процессе рецепции и продукции текстов [Текст] = The Formation of Textual Competence in the Reception and Production of Texts / Л. И. Богданова // Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2014. - № 1. - С. 11-19. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 18-19. - Подстроч. примеч. - Рез. англ. . - ISSN 0201-7385
УДК
ББК 81.07
Рубрики: Языкознание
   Стилистика

Кл.слова (ненормированные):
понимание текстов -- проблема понимания текстов -- продуктивные речевые действия -- продукция текстов -- продуцирование текстов -- рецептивные речевые действия -- рецепция текстов -- русский язык -- создание текстов -- текстовая деятельность -- текстовая компетенция -- текстообразование
Аннотация: Рассматриваются вопросы, касающиеся формирования текстовой компетенции, которая непосредственно связана с умением понимать и порождать тексты. При обучении текстовой деятельности необходимо исходить из понятия нормы текстообразования, которая понимается в большинстве случаев как совокупность языковых качеств текста, позволяющих ему стать адекватной формой того замысла, который был у создателя текста.




    Атаманская, М. С. (учитель физики).
    Модель совместного чтения: конструирование учебного текста в процессе решения задач [Текст] / М. С. Атаманская // Физика в школе. - 2014. - № 4. - С. 15-21 : ил. . - ISSN 0130-5522
УДК
ББК 74.26
Рубрики: Образование. Педагогика
   Методика преподавания учебных предметов

Кл.слова (ненормированные):
моделирование понимания -- понимание текстов -- решение физических задач -- совместное чтение -- учебные предметы -- учебные тексты -- физика
Аннотация: Основываясь на практике эффективной подготовки к ГИА, показывается, что наилучших результатов добиваются учащиеся, понимающие решение физической задачи.




    Рослова, Л.
    Учим... читать [Текст] : 5-6 классы / Л. Рослова // Математика - Первое сентября. - 2014. - № 11: О чтении и говорении. - С. 7-14 : рис. - Библиогр.: с. 14 (6 назв.)
УДК
ББК 74.26 + 74.202
Рубрики: Образование. Педагогика
   Методика преподавания учебных предметов

   Теория и методика обучения

Кл.слова (ненормированные):
5 класс -- 6 класс -- единицы измерения -- логические рассуждения -- математическая информация -- математические тексты -- методика преподавания математики -- общеучебные действия -- понимание текстов -- правила чтения -- разновесы -- речевые высказывания -- русские меры веса -- русские складные фунты -- смысловое чтение -- текстовые задачи -- тексты учебников -- умение читать -- универсальные учебные действия -- учебные тексты -- читательская грамотность -- чтение текстов -- школьные учебники
Аннотация: Описан один из подходов к оценке читательской грамотности, перечислены правила чтения математических текстов.




    Анисимов, Олег Сергеевич.
    Социокультурная миссия книги (к логике осмысления и понимания текста) [Текст] / О. С. Анисимов // Мир психологии. - 2014. - № 4. - С. 54-67. - Библиогр.: с. 66-67 (29 назв.)
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
воспитание читателей -- выбор книг -- книги -- мысли -- мышление практика -- мышление теоретика -- понимание текстов -- тексты -- читатели -- чтение
Аннотация: Книга должна своим устройством, особенностями своих семиотических средств, подчиненных высоким требованиям содержательно-семантической определенности, сделать ее понимание максимально однозначным. Затруднения возникают в связи с неизбежностью трансформаций в субъективности, интеллектуальных механизмах, осуществляемых при овладении типовыми действиями в мышлении теоретика, регулярно занимающегося конструированием, совершенствованием научно-предметных абстракций, в отличие от практика, фиксирующего внимание на содержательности абстракций, а не на их инструментально языковой основе. Логика "систематического уточнения" как технологическое выражение известных наименований формы движения мысли теоретика позволяла сделать прозрачными, контролируемыми, управляемыми и слежение за особенностями авторской траектории мысли, и проблематизацию версии, и депроблематизацию, и выявление вариантов возможных траекторий, и проектирование линий движения мысли.




    Ламминпия, А. П.
    Психофизиологический анализ процессов чтения и понимания текстов [Текст] / А. М. Ламминпия, О. В. Защиринская, Ю. Е. Шелепин // Физиология человека. - 2015. - Т. 41, № 2. - С. 23-28. - Библиогр.: с. 27-28 (26 назв. ) . - ISSN 0131-1646
УДК
ББК 28.707.3
Рубрики: Биология
   Физиология человека

Кл.слова (ненормированные):
глазодвигательные реакции -- интерпретация текста -- когнитивные процессы -- макросаккады -- понимание текстов -- пропускная способность фовеа -- психофизиологический анализ -- скорость чтения -- чтение
Аннотация: Индивидуальные характеристики макросаккад во время чтения текста сказок и оценка возможности испытуемыми изложить понимание морали сказок в виде краткой аннотации.


Доп.точки доступа:
Защиринская, О. В.; Шелепин, Ю. Е.

0+


    Мишакова, В. Н. (кандидат педагогических наук; доцент).
    Организация чтения художественных произведений на уроках биологии и литературы [Текст] / В. Н. Мишакова, С. Н. Полькина // Биология в школе. - 2016. - № 1. - С. 56-61. - Библиогр.: с. 61 (14 назв.)
УДК
ББК 74
Рубрики: Образование. Педагогика
   Методика преподавания учебных предметов

Кл.слова (ненормированные):
уроки биологии -- уроки литературы -- школьное обучение -- смысловое чтение -- понимание текстов -- чтение -- художественные произведения -- модели чтения -- межпредметные связи -- биологические понятия -- тема экологии
Аннотация: Один из важнейших результатов школьного обучения - овладение учащимися смысловым чтением, которое предполагает освоение способов деятельности, связанных с пониманием текстов различного содержания, жанров, видов и форм, а также применение освоенного в различных жизненных ситуациях. Особое внимание в статье уделено раскрытию приемов работы по организации деятельности чтения художественных произведений на уроках биологии и литературы. Материал статьи может быть также использован на занятиях кружков и факультативах.


Доп.точки доступа:
Полькина, С. Н. (кандидат педагогических наук; доцент)



    Левушкина, Ольга Николаевна (доктор педагогических наук).
    Зимнее солнце цвета ягоды морошки [Текст] / О. Н. Левушкина // Русский язык в школе. - 2015. - № 11. - С. 20-23 . - ISSN 0131-6141
УДК
ББК 74.26
Рубрики: Образование. Педагогика, 2015-2016 гг.
   Методика преподавания учебных предметов

Кл.слова (ненормированные):
обучение русскому языку -- преподавание русского языка -- поурочное планирование -- уроки русского языка -- учебники русского языка -- 6 класс -- учебно-методические комплексы -- ориентировочное планирование -- УМК -- русский язык -- общеобразовательная школа -- характеристика текстов -- понимание текстов -- интерпретация текстов -- оценка текстов -- художественные тексты -- работа с текстами -- полиэтнические классы -- активная семантизация -- осмысленное применение -- анализ текстов -- виды анализа -- поэтапные проникновения -- смыслы текста -- вариативная интерпретация
Аннотация: Предлагаемый урок входит в систему уроков характеристики текста и позволяет формировать у школьников умение понимать, интерпретировать и оценивать текст, прежде всего художественный.