Проктор, К. П. Обучение испаноязычных детей чтению по-английски : дайджест / К. П. Проктор [и др. ]> // Психология обучения. - 2005. - N 10. - С. . 51-52. - Полностью ст. опубл.: Journal of Educational Psychology.- 2005, Vol. 97.- N2.- P. 246-256. Рубрики: Образование. Педагогика--Методика преподавания учебных предметов Кл.слова (ненормированные): метакогнитивные навыки -- обучение языкам -- понимание текстов -- навыки чтения -- иностранные языки -- английский язык -- испаноязычные дети Доп.точки доступа: Карло, М.; Огест, Д.; Сноу, К. |
Маки, Р. Х. Индивидуальные различия в абсолютной и относительной точности мета-понимания : дайджест / Р. Х. Маки [и др. ]> // Психология обучения. - 2006. - N 5. - С. . 41-43. - Полностью ст. опубл.: Journal of Educational Psychology.- 2005, Vol. 97.- N4.- P. 723-731. Рубрики: Психология--Психические процессы и состояния--Психология чтения и психология библиотечной работы Кл.слова (ненормированные): учебные тексты -- вербальные способности -- трудные тексты -- метакогнитивный мониторинг -- понимание текстов -- когнитивные процессы -- мета-понимание -- вербальные способности Доп.точки доступа: Шилдс, М.; Уилер, А. И.; Заккилли, Т. Л. |
Тюменева, Юлия Алексеевна (канд. псих. наук). Сравнительная оценка факторов, связанных с успешностью в PIRLS: вторичный анализ данных PIRLS-2006 по российской выборке [Текст] / Ю. А. Тюменева> // Вопросы образования. - 2008. - N 4. - С. 56-80 : 9 табл., 7 рис. - Библиогр.: с. 80 (5 назв. ) . - ISSN 1814-9545 Рубрики: Образование. Педагогика Теория и методика обучения, 2006 Кл.слова (ненормированные): образовательная политика -- международные исследования -- результаты международных исследований -- PIRLS -- вторичный анализ -- сравнительная оценка факторов -- четырехклассники -- младшие школьники -- читательская компетентность -- чтение детей -- успешность в чтении -- задания для чтения -- понимание текстов -- читательские достижения -- достижения российских школьников Аннотация: Представлены результаты вторичного многомерного анализа данных исследования PIRLS-2006. В первой части статьи обсуждается связь отдельных характеристик школ и семьи с достижениями. В частности, показана неравномерная пятилетняя динамика достижений у детей из разных социально-демографических групп. Выявляются условия, опосредующие влияние школьных ресурсов на успешность в чтении. Определяются варианты оптимальных сочетаний заданий для чтения и заданий на понимание текстов. Во второй части статьи излагаются процедура и результаты. Обосновывается желательность вторичного анализа данных международных исследований. |
Курицин, С. В. Исследование оценки понимания нарративных и экспозиторных текстов с применением латентного семантического анализа [Текст] / С. В. Курицин, В. М. Воронин> // Сибирский психологический журнал. - 2009. - N 33. - С. 25-30. - Библиогр.: с. 30 . - ISSN 1726-7080 Рубрики: Психология Общая психология Кл.слова (ненормированные): латентный семантический анализ -- семантический анализ текста -- понимание текстов -- нарративные тексты -- экспозиторные тексты -- оценивание -- компьютерное тестирование -- когнитивное моделирование -- общеобразовательная школа -- методы исследования Аннотация: Предлагается использование латентного семантического анализа в качестве метода компьютерной оценки понимания текста. Проводится сравнительное исследование оценок понимания нарративных и экспозиторных текстов. Доп.точки доступа: Воронин, В. М. |
Борзова, Татьяна Владимировна (кандидат психологических наук; доцент). Способы бытия человека в контексте психологии понимания применительно к обучению студентов вуза [Текст] / Т. В. Борзова> // Высшее образование сегодня. - 2011. - N 5. - С. 63-69 : фот., табл. - Библиогр.: с. 69 (10 назв. ). - Иркутский государственный педагогический университет. - code, vose. - year, 2011. - no, 5. - ss, 63. - ad, 1. - d, 2011, ####, 0, y. - RUMARS-vose11_no5_ss63_ad1 . - ISSN 1726-667X Рубрики: Образование. Педагогика Высшее профессиональное образование Теория и методика обучения Психология Общая психология Культурология Теоретическая культурология Философия Теория познания Кл.слова (ненормированные): высшее образование -- высшие учебные заведения -- вузы -- лингвистические факультеты -- студенты -- психология понимания -- понимание -- человек -- личность человека -- бытие человека -- социум -- философия образования -- философская герменевтика -- герменевтика -- образовательный процесс -- культура -- культурализм -- межкультурные различия -- модели межкультурных различий -- модели культур -- национальные культуры -- российская культура -- научные тексты -- анализ текстов -- понимание текстов -- модели ответов -- исследования Аннотация: Понимание как способ бытия человека в мире. Исследование становления психологии понимания в образовательном процессе вуза. Модель изучения культурных ценностей Г. Хофштеде и пример ее усвоения студентами лингвистического факультета Дальневосточного государственного гуманитарного университета при изучении курса "Введение в теорию межкультурной коммуникации". Опыт организации обучения пониманию научного текста посредством использования модели ответа. Доп.точки доступа: Хофштеде, Г. (нидерландский социолог ; 1928-); Хофстеде, Г. (нидерландский социолог ; 1928-); Дальневосточный государственный гуманитарный университет |
Лернер, Г. И. (кандидат педагогических наук). Работа с учебными текстами на уроках биологии [Текст] / Г. И. Лернер> // Биология в школе. - 2011. - N 6. - С. 28-34 : рис. Рубрики: Образование. Педагогика Методика преподавания учебных предметов Кл.слова (ненормированные): уроки биологии -- универсальные учебные действия -- учебные тексты -- чтение учебных текстов -- осмысленное чтение -- понимание текстов -- навыки чтения учебных текстов -- тексты по биологии -- умение задавать вопросы -- внимательное чтение -- приемы работы с текстами Аннотация: В свете требований стандарта нового поколения к формированию универсальных учебных действий, сформированность навыков работы с учебным текстом приобретает важнейшее значение. В статье приведен ряд приемов работы с учебными текстами. |
Сметанникова, Наталья Николаевна (кандидат психологических наук; профессор; президент Русской ассоциации чтения; директор). Чтение с листа и с экрана [Текст] / Н. Н. Сметанникова> // Высшее образование сегодня. - 2012. - № 1. - С. 42-48 : ил., табл. - Библиогр.: с. 48 (11 назв. ) . - ISSN 1726-667X Рубрики: Образование. Педагогика Общеобразовательная школа--Россия--Московская область--Москва, 2009 г. Теория и методика обучения--Россия--Московская область--Москва, 2009 г. Кл.слова (ненормированные): общеобразовательные учебные заведения -- общеобразовательные учреждения -- средние общеобразовательные школы -- средние школы -- специализированные школы -- школы -- гимназии -- 7 класс -- учащиеся -- школьники -- подростки -- читательское поведение -- чтение с листа -- чтение с экрана -- экранное чтение -- носители текстов -- чтение текстов -- литературные тексты -- публицистические тексты -- понимание текстов -- информационно-коммуникационные технологии -- ИКТ -- компьютеры -- экспериментальные исследования -- исследования Аннотация: Представлено экспериментальное исследование, проведенное среди учащихся 7 классов школ г. Москвы и Московской области в 2009 году, целью которого было сравнение качества чтения и понимания текста с листа и с экрана компьютера. Рассмотрены задачи, методы и анализ результатов исследования. |
Молчанова, Галина Георгиевна (доктор филологических наук). Вербальный символ и маркетинговые коммуникативные стратегии текста [Текст] / Г. Г. Молчанова> // Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2012. - № 3. - С. 9-26. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 26. - Подстроч. примеч. - Рез. англ. . - ISSN 0201-7385 Рубрики: Языкознание Теория и философия языка Кл.слова (ненормированные): вербальные символы -- маркетинговые коммуникативные стратегии -- тексты -- трансакционные сделки -- культурные универсалии -- слоган -- антропонимы -- топонимы -- понимание текстов -- межкультурная коммуникация -- языковая экономия -- коммуникативные стратегии -- вербальная символизация -- имена собственные -- концепты-символы -- болото -- значение слов -- концептуальное развитие слов -- когнитивная лингвистика -- концептуальный анализ Аннотация: Исследование вербальной символики с позиций когнитивистики и концептуального анализа. Впервые принципы и техники маркетинговой коммуникации сопрягаются с принципами успешного понимания текста, приводится типология наиболее значимых стратегий и приемов. |
Иванова, В. П. Уровневый характер понимания научного текста [Текст] / Иванова, В. П.> // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 3. - С. 53-61. - Библиогр. : с. 60 (14 назв.) . - ISSN 1814-2052 Рубрики: Психология Психология чтения и психология библиотечной работы Кл.слова (ненормированные): научные тексты -- уровни понимания -- интеллектуальные операции -- стратегии понимания -- осмысление текстов -- понимание текстов Аннотация: Рассматриваются характеристики научного текста, его свойства и связанные с ними особенности его понимания. Представлены материалы исследования, целью которого было выявление уровневого характера понимания текста и определение возможности его осмысления. |
Володин, Н. В. Контроль понимания иноязычного текста [Текст] : опыт эталонного трехуровневого подхода к оценке языковой подготовки / Н. В. Володин> // Иностранные языки в школе. - 2013. - № 8 ; Золотые страницы. - 2013. - Вып. 8. - С. 58-67. - Библиогр. в примеч. - Золотые страницы. Специальный выпуск журнала "Иностранные языки в школе". - (Золотые страницы. - 2013. - Вып. 8. - С. 58-67) . - ISSN 0130-6073. - журнал в журнале Рубрики: Образование. Педагогика Методика преподавания учебных предметов Кл.слова (ненормированные): иностранные языки -- методика преподавания иностранных языков -- обучение -- понимание речи -- понимание текстов -- речь -- тексты -- тесты -- техника чтения -- чтение -- языковая подготовка Аннотация: Представлен опыт эталонного трехуровневого подхода к оценке языковой подготовки. |
Лише, Р. Чтение вслух [Текст] / Р. Лише ; пер. А. Шведовой> // Иностранные языки в школе. - 2013. - № 8 ; Золотые страницы. - 2013. - Вып. 8. - С. 68-71. - Золотые страницы. Специальный выпуск журнала "Иностранные языки в школе". - (Золотые страницы. - 2013. - Вып. 8. - С. 68-71) . - ISSN 0130-6073. - журнал в журнале Рубрики: Образование. Педагогика Методика преподавания учебных предметов Кл.слова (ненормированные): иностранные языки -- методика преподавания иностранных языков -- обучение -- понимание речи -- понимание текстов -- тексты -- техника чтения -- французский язык -- чтение -- чтение вслух Аннотация: Статья посвящена одному из наиболее трудных аспектов обучения французскому языку как иностранному - чтению вслух. Доп.точки доступа: Шведова, А. \.\ |
Пешкова, Наталья Петровна (доктор филологических наук). Психолингвистическая интерактивная модель понимания текста (на материале текстов различных типов) [Текст] / Н. П. Пешкова> // Вестник Томского государственного университета. Филология = Tomsk State University. Journal of Philology. - 2013. - № 5 (25). - С. 48-54. - Библиогр.: с. 53-54 (13 назв.) . - ISSN 1998-6645
Рубрики: Языкознание Психолингвистика Кл.слова (ненормированные): встречные тексты -- интерактивные модели -- метод встречного текста -- модели понимания текстов -- понимание текстов -- психолингвистика текстов -- тексты -- типы текстов Аннотация: Сравнительный анализ моделей понимания, разработанный в русле психолингвистики текста с применением метода "встречного текста". |
Федосеева, Л. Ю. Le Petit Poucet [Text] / Л. Ю. Федосеева> // Иностранные языки в школе. - 2014. - № 1 ; Методическая мозаика. - 2014. - № 1. - С. 23-27. - (Методическая мозаика. - 2014. - № 1. - С. 23-27) . - журнал в журнале Рубрики: Образование. Педагогика Методика преподавания учебных предметов--Франция Кл.слова (ненормированные): вопросы -- иностранные языки -- методика преподавания иностранных языков -- обучение -- ответы -- понимание текстов -- тексты -- французский язык -- чтение Аннотация: Тексты для чтения на французском языке. Доп.точки доступа: Перро, Ш. (французский писатель ; 1628-1703) |
Богданова, Людмила Ивановна (доктор филологических наук). Формирование текстовой компетенции в процессе рецепции и продукции текстов [Текст] = The Formation of Textual Competence in the Reception and Production of Texts / Л. И. Богданова> // Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2014. - № 1. - С. 11-19. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 18-19. - Подстроч. примеч. - Рез. англ. . - ISSN 0201-7385
Рубрики: Языкознание Стилистика Кл.слова (ненормированные): понимание текстов -- проблема понимания текстов -- продуктивные речевые действия -- продукция текстов -- продуцирование текстов -- рецептивные речевые действия -- рецепция текстов -- русский язык -- создание текстов -- текстовая деятельность -- текстовая компетенция -- текстообразование Аннотация: Рассматриваются вопросы, касающиеся формирования текстовой компетенции, которая непосредственно связана с умением понимать и порождать тексты. При обучении текстовой деятельности необходимо исходить из понятия нормы текстообразования, которая понимается в большинстве случаев как совокупность языковых качеств текста, позволяющих ему стать адекватной формой того замысла, который был у создателя текста. |
Атаманская, М. С. (учитель физики). Модель совместного чтения: конструирование учебного текста в процессе решения задач [Текст] / М. С. Атаманская> // Физика в школе. - 2014. - № 4. - С. 15-21 : ил. . - ISSN 0130-5522
Рубрики: Образование. Педагогика Методика преподавания учебных предметов Кл.слова (ненормированные): моделирование понимания -- понимание текстов -- решение физических задач -- совместное чтение -- учебные предметы -- учебные тексты -- физика Аннотация: Основываясь на практике эффективной подготовки к ГИА, показывается, что наилучших результатов добиваются учащиеся, понимающие решение физической задачи. |
Рослова, Л. Учим... читать [Текст] : 5-6 классы / Л. Рослова> // Математика - Первое сентября. - 2014. - № 11: О чтении и говорении. - С. 7-14 : рис. - Библиогр.: с. 14 (6 назв.)
Рубрики: Образование. Педагогика Методика преподавания учебных предметов Теория и методика обучения Кл.слова (ненормированные): 5 класс -- 6 класс -- единицы измерения -- логические рассуждения -- математическая информация -- математические тексты -- методика преподавания математики -- общеучебные действия -- понимание текстов -- правила чтения -- разновесы -- речевые высказывания -- русские меры веса -- русские складные фунты -- смысловое чтение -- текстовые задачи -- тексты учебников -- умение читать -- универсальные учебные действия -- учебные тексты -- читательская грамотность -- чтение текстов -- школьные учебники Аннотация: Описан один из подходов к оценке читательской грамотности, перечислены правила чтения математических текстов. |
Анисимов, Олег Сергеевич. Социокультурная миссия книги (к логике осмысления и понимания текста) [Текст] / О. С. Анисимов> // Мир психологии. - 2014. - № 4. - С. 54-67. - Библиогр.: с. 66-67 (29 назв.)
Рубрики: Психология Психология личности Кл.слова (ненормированные): воспитание читателей -- выбор книг -- книги -- мысли -- мышление практика -- мышление теоретика -- понимание текстов -- тексты -- читатели -- чтение Аннотация: Книга должна своим устройством, особенностями своих семиотических средств, подчиненных высоким требованиям содержательно-семантической определенности, сделать ее понимание максимально однозначным. Затруднения возникают в связи с неизбежностью трансформаций в субъективности, интеллектуальных механизмах, осуществляемых при овладении типовыми действиями в мышлении теоретика, регулярно занимающегося конструированием, совершенствованием научно-предметных абстракций, в отличие от практика, фиксирующего внимание на содержательности абстракций, а не на их инструментально языковой основе. Логика "систематического уточнения" как технологическое выражение известных наименований формы движения мысли теоретика позволяла сделать прозрачными, контролируемыми, управляемыми и слежение за особенностями авторской траектории мысли, и проблематизацию версии, и депроблематизацию, и выявление вариантов возможных траекторий, и проектирование линий движения мысли. |
Ламминпия, А. П. Психофизиологический анализ процессов чтения и понимания текстов [Текст] / А. М. Ламминпия, О. В. Защиринская, Ю. Е. Шелепин> // Физиология человека. - 2015. - Т. 41, № 2. - С. 23-28. - Библиогр.: с. 27-28 (26 назв. ) . - ISSN 0131-1646
Рубрики: Биология Физиология человека Кл.слова (ненормированные): глазодвигательные реакции -- интерпретация текста -- когнитивные процессы -- макросаккады -- понимание текстов -- пропускная способность фовеа -- психофизиологический анализ -- скорость чтения -- чтение Аннотация: Индивидуальные характеристики макросаккад во время чтения текста сказок и оценка возможности испытуемыми изложить понимание морали сказок в виде краткой аннотации. Доп.точки доступа: Защиринская, О. В.; Шелепин, Ю. Е. |
Мишакова, В. Н. (кандидат педагогических наук; доцент). Организация чтения художественных произведений на уроках биологии и литературы [Текст] / В. Н. Мишакова, С. Н. Полькина> // Биология в школе. - 2016. - № 1. - С. 56-61. - Библиогр.: с. 61 (14 назв.)
Рубрики: Образование. Педагогика Методика преподавания учебных предметов Кл.слова (ненормированные): уроки биологии -- уроки литературы -- школьное обучение -- смысловое чтение -- понимание текстов -- чтение -- художественные произведения -- модели чтения -- межпредметные связи -- биологические понятия -- тема экологии Аннотация: Один из важнейших результатов школьного обучения - овладение учащимися смысловым чтением, которое предполагает освоение способов деятельности, связанных с пониманием текстов различного содержания, жанров, видов и форм, а также применение освоенного в различных жизненных ситуациях. Особое внимание в статье уделено раскрытию приемов работы по организации деятельности чтения художественных произведений на уроках биологии и литературы. Материал статьи может быть также использован на занятиях кружков и факультативах. Доп.точки доступа: Полькина, С. Н. (кандидат педагогических наук; доцент) |