Мильдон, Валерий.
    От Раскольникова к Смердякову [Текст] / В. Мильдон // Октябрь. - 2007. - N 9. - С. 161-166. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 0132-0637
ББК 87.22 + 87.22 + 83.3(2Рос=Рус)
Рубрики: Философия
   Теория познания

   Литературоведение

   Русская литература в целом

Кл.слова (ненормированные):
философская антропология -- писатели -- проза -- литературные герои
Аннотация: Два закона философской антропологии Федора Михайловича Достоевского.


Доп.точки доступа:
Достоевский, Федор Михайлович \ф. М.\



    Яржембовский, С.
    Изгнание из рая [Текст] : познание как обратная задача / С. Яржембовский // Звезда. - 2008. - N 4. - С. 218-224 . - ISSN 0321-1878
ББК 87.22 + 87.22
Рубрики: Философия
   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
познание -- деятельность человека -- психоанализ
Аннотация: Рассматривается познание как решение задач, возникающих в процессе человеческой деятельности, которые разделяются на прямые и обратные.




    Кравец, А. С.
    Смыслы и ценности [Текст] / А. С. Кравец // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2007. - N 6. - С. 3-27. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 0201-7385
ББК 87.21 + 87.22
Рубрики: Философия
   Метафизика. Онтология

   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
смысл (философия) -- ценности (философия) -- концепты (философия) -- понятия (философия) -- категории (философия) -- философские понятия -- философские категории
Аннотация: Рассматриваются два подхода к трактовке категории смысла: первый подход связывает понятие смысла с содержанием человеческой мысли; второй подход определяет смыслы как человеческие ценности.




    Соболева, М. Е.
    Истина: свойство, оператор, событие [Текст] / М. Е. Соболева // Вопросы философии. - 2008. - N 2. - С. 117-124. - Библиогр. в сносках . - ISSN 0042-8744
ББК 87.22
Рубрики: Философия
   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
истина -- концепции истины -- теория истины -- эпистемология
Аннотация: Рассматриваются различные эпистемологические концепции истины.




    Французова, Н.
    О природе "детского философствования" [Текст] / Н. Французова // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 9. - С. 28-32 . - ISSN 0012-561X
ББК 74.1 + 88.8 + 87.22
Рубрики: Образование. Педагогика
   Дошкольная педагогика

   Психология

   Детская психология

   Философия

   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
дети -- дошкольники -- философствование -- детское философствование -- философские исследования -- психические процессы -- детское познание -- осмысление мира -- познание мира -- познание окружающего -- детское мышление -- детская философия
Аннотация: Обзор исследований проблемы детского философствования.


Доп.точки доступа:
Пиаже, Жан \ж.\; Мэттьюз \г.\; Шарп \а. М.\



   
    Конструктивизм в эпистемологии и науках о человеке [Текст] : материалы "круглого стола" / В. А. Лекторский [и др. ] // Вопросы философии. - 2008. - N 3. - С. 3-37 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.22 + 87.5
Рубрики: Философия
   Теория познания

   Философская антропология

Кл.слова (ненормированные):
конструктивизм (философия) -- радикальный конструктивизм (философия) -- социальный конструктивизм (философия) -- социальный конструкционизм (философия) -- эпистемология -- круглые столы
Аннотация: Публикуются выступления участников "круглого стола" журнала "Вопросы философии", посвященного проблеме конструктивизма в теории познания и науках о человеке.


Доп.точки доступа:
Лекторский, В. А. \.\; Петренко, В. Ф. \.\; Пружинин, Б. И. \.\; Князева, Е. Н. \.\; Розов, М. А. \.\; Смирнова, Н. М. \.\; Швырев, В. С. \.\; Антоновский, А. Ю. \.\; Улановский, А. М. \.\; Фарман, И. П. \.\; Черткова, Е. Л. \.\



    Аронов, Р. А.
    Происхождение знания: истоки и основы [Текст] / Р. А. Аронов, О. Е. Баксанский // Вопросы философии. - 2008. - N 4. - С. 98-108. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.25 + 87.22
Рубрики: Философия
   Философия науки

   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
знание (философия) -- субъект познания -- человек (философия) -- эволюционная теория познания -- научное познание -- обыденное познание
Аннотация: Рассматривается проблема происхождения знания и конструирования представлений об окружающем человека мире.


Доп.точки доступа:
Баксанский, О. Е.



    Савинов, М. В. (аспирант).
    Философский анализ соотношения мифа и идеологии [Текст] / Савинов М. В. // Аспирант и соискатель. - 2008. - N 4. - С. 29-32. - Библиогр. в сносках . - ISSN 1608-9014
ББК 87.22
Рубрики: Философия
   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
мифы -- идеология -- философский анализ -- социокультурные феномены -- философские понятия
Аннотация: В контексте статьи автор доказывает, что понятия мифа и идеологии имеют множество черт для своего сходства, хотя характер соотношения этих двух понятий не так прост и очевиден, как это может показаться на первый взгляд.




    Пушкарева, Елена Александровна (канд. филос. наук; доц. каф. философии).
    Знание как основа науки и образования: специфика современного состояния [Текст] = Knowledge basis of science and education: specificity of modern condition / Е. А. Пушкарева // Философия образования. - 2007. - N 3 (20). - С. 31-35. - Библиогр. в конце ст. . - ISSN 1811-0916
ГРНТИ
ББК 87.22
Рубрики: Философия
   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
информация -- образование -- наука -- образовательное знание -- научное знание -- дисциплины -- системный подход
Аннотация: О характерных особенностях современного состояния знания как общей области науки и образования.




    Головко, Никита Владимирович (канд. филос. наук ; доц.).
    Абдуктивный вывод и практический разум: к постановке проблемы [Текст] = Abductive inference and practical reason: first sight on the problem / Н. В. Головко // Философия образования. - 2007. - N 3 (20). - С. 35-40. - Библиогр. в конце ст. . - ISSN 1811-0916
ГРНТИ
ББК 87.22
Рубрики: Философия
   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
практический разум -- теоретический разум -- практическое рассуждение -- абдукция
Аннотация: О теоретическом и практическом разуме и проблеме формализации практического разума.


Доп.точки доступа:
Ауди \р.\; Хинтикка \я.\; Макинтайр



    Майер, Борис Олегович (д-р филос. наук).
    Логические категории обучения в "кибернетической эпистемологии" [Текст] = Logical categories of training in the "cibernetic epistemology" / Б. О. Майер // Философия образования. - 2007. - N 3 (20). - С. 69-77. - Библиогр. в конце ст. . - ISSN 1811-0916
ГРНТИ
ББК 87.22 + 74.202
Рубрики: Философия
   Теория познания

   Образование. Педагогика

   Теория и методика обучения

Кл.слова (ненормированные):
теория логических типов -- обучение -- нулевое обучение -- типы обучения -- иерархия типов обучения -- уровни обучения -- контекст -- концепция метасистемных переходов
Аннотация: Продолжение анализа основных положений "кибернетической эпистемологии" Г. Бейтсона.


Доп.точки доступа:
Бейтсон \г.\; Турчин \в. В.\



    Соловьев, Олег Борисович (канд. филос. наук).
    Научное познание и объективирующая установка [Текст] = Scientific cognition and natural objectification / О. Б. Соловьев // Философия образования. - 2007. - N 3 (20). - С. 118-125. - Библиогр. в конце ст. . - ISSN 1811-0916
ГРНТИ
УДК
ББК 72 + 87.22
Рубрики: Наука. Науковедение
   Общие вопросы науки

   Философия

   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
рефлексивная объективация -- объективация смысла -- смысл -- объемный смысл -- рефлексивные теории -- эмпирические теории -- мысленный эксперимент -- познание действительности
Аннотация: О получении наукой объективного истинного знания.


Доп.точки доступа:
Гуссерль, Эдмунд (нем. философ, основатель феноменологии ; 1859-1938) \э.\; Лотман, Юрий Михайлович (литературовед, историк культуры, академик АН Эстонии ; 1922-1993) \ю. М.\; Вересов (российский психолог) \н. Н.\



    Нестеров, А. Ю.
    Проблема и понятие знака в эпистемологии и теории коммуникации [Текст] / А. Ю. Нестеров // Философия науки. - 2008. - N 1. - С. 3-17. - Библиогр.: с. 15-17 (17 назв. ) . - ISSN 1560-7488
ББК 87.22
Рубрики: Философия
   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
понятие знака (философия) -- процесс познания -- функции знака -- коммуникативные знаки
Аннотация: В статье обсуждается три вопроса: во-первых, вопрос о понятии знака; во-вторых, вопрос о понятии эстетического знака; в-третьих, вопрос о релевантности дистинкции язык/сознание по отношению к понятию знака.




    Головко, Н. В.
    Теоретические и операциональные ограничения в эпистемологии науки: метафизические и инструментальные ограничения - II [Текст] / Н. В. Головко // Философия науки. - 2008. - N 1. - С. 18-47. - Библиогр.: с. 38-47 (41 назв. ) . - ISSN 1560-7488
ББК 87.22
Рубрики: Философия
   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
натурализация (философия) -- аналитическая философия -- онтологическая относительность -- теоретические ограничения -- операциональные ограничения
Аннотация: Статья представляет собой заключительную, на данном этапе, часть цикла исследований, посвященных анализу проблемы теоретических и операциональных ограничений в эпистемологии науки и смежных вопросов.




    Белова, З. С.
    Визуализация теоретических знаний - общенаучная проблема [Текст] / З. С. Белова // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - N 3. - С. 269-280. - Библиогр. в конце ст. . - ISSN 0869-8120
ББК 87.22
Рубрики: Философия
   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
образ -- визуализация -- процесс познания
Аннотация: Визуализация теоретических знаний.




    Твердынин, Н. М.
    Привлечение Интернет-технологий в образование: плюсы и минусы [Текст] / Н. М. Твердынин, А. Г. Черемисин // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - N 3. - С. 281-289. - Библиогр. в сносках . - ISSN 0869-8120
ББК 87.22
Рубрики: Философия
   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
интернет -- дистанционное обучение -- телеконференции -- информатизация образования
Аннотация: Привлечение Интернет-технологий.


Доп.точки доступа:
Черемисин, А. Г.



    Мищанина, Т. А.
    Функции знака в процессе научного познания [Текст] / Т. А. Мищанина // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - N 3. - С. 342-345 . - ISSN 0869-8120
ББК 87.22
Рубрики: Философия
   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
знак -- идеализация объекта познания
Аннотация: Функции знака в процессе научного познания.




    Розин, В. М.
    Феноменология глазами методолога [Текст] / В. М. Розин // Вопросы философии. - 2008. - N 5. - С. 116-126. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 0042-8744
ББК 87.3(0) + 87.22
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии

   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
феноменология -- методология феноменологии -- эпистемология
Аннотация: Рассматривается методология феноменологического подхода к процессу познания.




    Труфанова, Е. О.
    Конференция по проблемам конструктивизма [Текст] / Е. О. Труфанова // Вопросы философии. - 2008. - N 5. - С. 175-179 . - ISSN 0042-8744
ББК 87.22
Рубрики: Философия
   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
конференции -- научные конференции -- философские конференции -- эпистемология -- конструктивизм (философия)
Аннотация: В октябре 2007 г. в Институте философии РАН прошла Международная конференция "Конструктивизм в эпистемологии и науках о человеке".


Доп.точки доступа:
Конструктивизм в эпистемологии и науках о человеке, международная конференция; Институт философии РАН; РАН \институт философии\



    Мищанина, Т. А. (соискатель).
    Свойства знака в раскрытии невидимой сущности [Текст] / Мищанина Т. А. // Аспирант и соискатель. - 2008. - N 6. - С. 18-22 . - ISSN 1608-9014
ББК 87.22
Рубрики: Философия
   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
знаки (философия) -- категории философии -- познание (философия) -- восприятие -- символ (философия)
Аннотация: Под свойством автор данной статьи понимает качество, признак, составляющий отличительную особенность знака в раскрытии невидимой сущности чего-нибудь.