Емельянова, Т. П.
    Кросскультурная психология: проблемы и тенденции развития / Т. П. Емельянова // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25, N 1. - С. . 61-69. - Библиогр.: с. 68-69 (26 назв.)
ББК 88.5
Рубрики: Психология--Социальная психология, 20 в. 2-я пол.
Кл.слова (ненормированные):
исследования -- кросскультурная психология -- кросскультурные исследования -- культура -- межкультурные различия -- представления -- различия -- социальные представления




    Москвина, М.
    Просто американцы / М. Москвина // Семья и школа. - 2004. - N 1/2. - С. . 44-48
ББК 74.202
Рубрики: Художественная литература--Русская литература (произведения)
Кл.слова (ненормированные):
межкультурные различия -- рассказ -- языковый барьер




    Ставропольский, Ю. В.
    Кросскультурные различия в структуре личностной идентичности [Текст] : (американо-российское исследование) / Ю. В. Ставропольский // Вопросы психологии. - 2009. - N 2. - С. 98-106. - Библиогр.: с. 106 (7 назв. ) . - ISSN 0042-8841
ББК 88.37
Рубрики: Психология--Россия
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
опросники -- российско-американские исследования -- кросскультурные исследования -- этнокультурные различия -- идентичность -- фактор -- ингруппы -- личностная идентичность -- межкультурные различия -- кросскультурные различия
Аннотация: Приводится анализ ингрупповой этнокультурной идентичности российских и американских респондентов. Испытуемым предлагался опросник по личностной идентичности, авторы Дж. М. Чик и Л. Р. Тропп). Установлены межкультурные различия в структуре идентификационных приоритетов российских и американских респондентов.


Доп.точки доступа:
Чик (психолог) \дж. М.\; Тропп (психолог) \л. Р.\



    Александров, Ю. В.
    Комплементарность культуроспецифичных типов познания [Текст] / Ю. В. Александров, Н. Л. Александрова // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2010. - N 1. - С. 22-35 . - ISSN 0137-0936
ББК 88.36
Рубрики: Психология
   Психология деятельности

Кл.слова (ненормированные):
познание -- типы познания -- кросс-культурный подход -- субъективный мир -- структура субъективного мира -- динамика субъективного мира -- обыденное познание -- научное познание -- российская наука -- мировая наука -- культура -- структура культуры -- динамика культуры -- системная психофизиология -- субъективный опыт -- культуроспецифические компоненты науки -- межкультурные различия
Аннотация: В статье с позиций системного подхода обсуждается феномен культурной специфичности типов познания - обыденного и научного. Рассматриваются аналогии между этапами индивидуального акта познания и познания как процесса, разворачивающегося на уровне мировой науки. Предполагается, что взаимодействие различающихся "локальных" наук принимает характер взаимосодействия, направленного на достижение глобального результата - развития мировой науки.


Доп.точки доступа:
Александрова, Н. Л.



    Гавриленко, О. В.
    Российская деловая культура: тенденции развития [Текст] / О. В. Гавриленко // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2011. - N 1. - С. 98-111. - Библиогр.: с. 111 . - ISSN 0201-7385
ББК 60.55 + 60.561.1
Рубрики: Социология
   Социология организаций

   Социология управления

Кл.слова (ненормированные):
культура -- кросскультурное взаимодействие -- национальная культура -- деловая культура -- организационная культура -- организационное поведение -- этика бизнеса -- глобализация бизнеса -- религия и бизнес -- бизнес и религия -- коммуникации (социология) -- невербальные коммуникации -- социальное пространство -- личное пространство -- межкультурные различия -- отношение людей к природе -- отношение людей ко времени -- индивидуализм -- коллективизм -- дистанция власти -- женские культуры -- мужские культуры -- моноактивные культуры -- полиактивные культуры -- реактивные культуры
Аннотация: Рассматриваются различные аспекты кросскультурного взаимодействия в условиях глобализации бизнеса. Освещаются проблемы формирования российской деловой культуры, влияния национальной культуры на специфику функционирования современных российских организаций и организационное поведение в целом.




    Борзова, Татьяна Владимировна (кандидат психологических наук; доцент).
    Способы бытия человека в контексте психологии понимания применительно к обучению студентов вуза [Текст] / Т. В. Борзова // Высшее образование сегодня. - 2011. - N 5. - С. 63-69 : фот., табл. - Библиогр.: с. 69 (10 назв. ). - Иркутский государственный педагогический университет. - code, vose. - year, 2011. - no, 5. - ss, 63. - ad, 1. - d, 2011, ####, 0, y. - RUMARS-vose11_no5_ss63_ad1 . - ISSN 1726-667X
ББК 74.58 + 74.202 + 88.3 + 71.0 + 87.22
Рубрики: Образование. Педагогика
   Высшее профессиональное образование

   Теория и методика обучения

   Психология

   Общая психология

   Культурология

   Теоретическая культурология

   Философия

   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
высшее образование -- высшие учебные заведения -- вузы -- лингвистические факультеты -- студенты -- психология понимания -- понимание -- человек -- личность человека -- бытие человека -- социум -- философия образования -- философская герменевтика -- герменевтика -- образовательный процесс -- культура -- культурализм -- межкультурные различия -- модели межкультурных различий -- модели культур -- национальные культуры -- российская культура -- научные тексты -- анализ текстов -- понимание текстов -- модели ответов -- исследования
Аннотация: Понимание как способ бытия человека в мире. Исследование становления психологии понимания в образовательном процессе вуза. Модель изучения культурных ценностей Г. Хофштеде и пример ее усвоения студентами лингвистического факультета Дальневосточного государственного гуманитарного университета при изучении курса "Введение в теорию межкультурной коммуникации". Опыт организации обучения пониманию научного текста посредством использования модели ответа.


Доп.точки доступа:
Хофштеде, Г. (нидерландский социолог ; 1928-); Хофстеде, Г. (нидерландский социолог ; 1928-); Дальневосточный государственный гуманитарный университет



    Молчанова, Галина Георгиевна (доктор филологических наук).
    Проксемика как фактор национального самосознания [Текст] = Proxemics as a Factor of National Identity / Г. Г. Молчанова // Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2013. - № 3. - С. 57-72. - Библиогр.: с. 72. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Подстроч. примеч. - Рез. англ. . - ISSN 0201-7385
ББК 60.028 + 60.52
Рубрики: Социальная философия
   Духовная деятельность

   Социология

   Социология общества--Россия--Германия--США; Великобритания; Китай; Иран

Кл.слова (ненормированные):
геопроксемика -- зарубежные страны -- зарубежный опыт -- межкультурные различия -- национальная идентичность -- невербальные коммуникации -- невербальные межкультурные коммуникации -- проксемика -- социальное пространство -- этнопсихология -- язык пространства
Аннотация: Рассмотрение наиболее актуальных проблем современной невербальной межкультурной коммуникации. Проксемика, т. е. язык пространства, наука о том, как оно формирует судьбу и менталитет разных культур и влияет на национальное коммуникативное поведение.




   
    Формирование поведения достижения поощрения или избегания потери у финских и российских школьников [Текст] / А. А. Созинов [и др.] // Вопросы психологии. - 2015. - № 4. - С. 26-37. - Библиогр.: с. 36-37 (53 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
домены -- домены индивидуального опыта -- достижение поощрения -- избегание -- избегание потери -- межкультурные различия -- мотивация -- научение -- перенос научения -- поведение избегания -- поощрения -- школьники
Аннотация: На основе предположения о большей дифференцированности, когнитивной сложности, детализированности поведения избегания по сравнению с поведением достижения проведено сопоставление показателей выполнения простых заданий и переноса научения школьников в ситуации получения очков за успешные действия или ситуации избегания потери очков при совершении ошибок. Исследование было проведено в России и Финляндии, поскольку склонность к достижению успеха или избеганию неудачи различается в разных культурах. Выявлены различия показателей выполнения заданий и переноса научения между ситуациями достижения и избегания, характеризующиеся рядом культурных особенностей. Полученные результаты соответствуют предположению о большей дифференцированности "негативного" домена опыта избегательного поведения по сравнению с "позитивным" доменом опыта достижения.


Доп.точки доступа:
Созинов, Алексей Александрович (кандидат психологических наук; научный сотрудник); Ширинкина, Александра Игоревна (магистрант); Сиипо, Анти (инженер-исследователь); Нопанен, Марку (студент); Туоминен, Тууликки (аспирант); Лаукка, Сеппо (ассистент-профессор); Александров, Юрий Иосифович (доктор психологических наук; профессор; заведующий лабораторией)



    Семенова, Надежда Борисовна (доктор медицинских наук; научный руководитель).
    Особенности познавательной сферы детей коренных народов Севера [Текст] / Н. Б. Семенова // Вопросы психологии. - 2015. - № 4. - С. 59-69. - Библиогр.: с. 69 (20 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология--Крайний Север--Россия--Республика Саха (Якутия)

Кл.слова (ненормированные):
дети коренных народов -- когнитивные функции -- коренные народы Севера -- культура -- межкультурные различия -- познавательная сфера -- этнос
Аннотация: Обсуждаются межкультурные различия в формировании и функционировании познавательных процессов у детей коренных северных народов. Обследованы дети 9-10-летнего возраста северных национальностей (якуты и эвенки), в контрольную группу вошли учащиеся русской национальности, проживающие в Республике Саха (Якутия). Показано, что базовые психические функции являются универсальными для всех трех популяций, но могут приобретать черты культурной специфики вследствие влияния средовых факторов и особенностей традиционного образа жизни. Выявлены универсальные закономерности интеллектуального развития: у детей разных популяций становление операционального интеллекта происходит в соответствии с общими законами онтогенетического развития; функционирование познавательных процессов в возрасте 9-10 лет соответствует стадии конкретных операций. Показаны культурно-специфические особенности познавательной сферы: у якутов и эвенков отмечается преимущественное развитие сенсорной памяти, преобладание образного мышления, раньше формируется представление о естественной системе координат (в частности, понятие о горизонтальности), снижена подвижность психических процессов. Данные особенности объясняются исторически сложившимися образом жизни охотников-оленеводов и экологическими факторами - проживанием в условиях Крайнего Севера.




    Семенова, Надежда Борисовна (доктор медицинских наук; научный руководитель).
    Характеристика когнитивных функций у детей тувинцев: этнические и территориальные различия [Текст] / Н. Б. Семенова // Вопросы психологии. - 2015. - № 6. - С. 18-27. - Библиогр.: с. 27 (20 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
культура -- межкультурные различия -- этнос -- коренные народности -- когнитивные функции -- психические процессы -- дети 9-10 лет
Аннотация: Статья посвящена проблеме межкультурных различий в формировании и функционировании когнитивных функций. На примере обследования детей тувинской и русской национальностей показано, что базовые психические функции являются универсальными для всех этносов, но могут приобретать черты культурной специфики вследствие влияния средовых факторов и особенностей традиционного образа жизни. Выявлены универсальные закономерности интеллектуального развития: у детей обеих популяций становление операционального интеллекта происходит в соответствии с общими законами онтогенетического развития, а функционирование познавательных процессов в возрасте 9-10 лет соответствует стадии конкретных операций. Выявлены культурно-специфические особенности познавательных функций: у тувинцев преимущественно развита сенсорная память, по сравнению со слухо-речевой, и лучше развиты изобразительные навыки. Показаны особенности познавательных функций у тувинских учащихся, проживающих в сельской и городской местности.