Румянцев, Б. В.
    О построении курса органической химии на основе теории поэтапного формирования умственных действий / Б. В. Румянцев // Химия в школе. - 2004. - N 4. - С. . 12-16
ББК 24.2
Рубрики: Химия--Органическая химия
   Образование. Педагогика--Методика преподавания учебных предметов

Кл.слова (ненормированные):
обучение химии -- программы курсов -- теория поэтапного формирования умственных действий -- умственные действия -- учебные курсы -- учебные программы -- формирование умственных действий




    Бурменская, Г. В.
    Формирование комбинаторного мышления у младших школьников и подростков / Г. В. Бурменская, Л. В. Евдокимова // Вопросы психологии. - 2007. - N 2. - С. . 30-43. - Библиогр.: с. 43 (32 назв. )
ББК 88.8 + 88
Рубрики: Психология--Детская психология
Кл.слова (ненормированные):
умственное развитие -- комбинаторное мышление -- формирование умственных действий -- формирование понятий -- методы формирования понятий


Доп.точки доступа:
Евдокимова, Л. В.



    Ахметгалиев, А. А.
    Поэтапное формирование умственных действий в начальной школе / А. А. Ахметгалиев // Школьные технологии. - 2004. - N 3. - С. . 58-63
ББК 74.26
Рубрики: Образование. Педагогика--Методика преподавания учебных предметов
   Россия
Кл.слова (ненормированные):
1 класс -- вычитание -- концепции обучения -- математика -- мотивация учения -- начальная школа -- обучение математике -- поэтапное формирование умственных действий (концепция) -- сложение -- умственные действия -- уроки -- формирование умственных действий -- этапы формирования умственных действий




    Степанова, М. А.
    П. Я. Гальперин: теория, опередившая время / М. А. Степанова // Вопросы психологии. - 2006. - N 1. - С. . 146-156. - Библиогр.: с. 156 (22 назв. ). - 0; Гальперин: теория, опередившая время
ББК 88
Рубрики: Психология--История психологии
   Россия
Кл.слова (ненормированные):
формирование умственных действий -- формирование умственных понятий -- методы психологии -- история отечественной психологии




    Венцова, Т. Б.
    Психологическое обоснование методики обучения решению текстовой алгебраической задачи [Текст] / Т. Б. Венцова // Психология обучения. - 2010. - N 1. - С. 95-102. - Библиогр.: с. 101-102 (8 назв. ) . - ISSN 1561-2457
ББК 88.36 + 88.37
Рубрики: Психология
   Психология деятельности

   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
текстовые задачи -- умственные действия -- алгебраические задачи -- абстрактность моделирования задачи -- формирование умственных действий
Аннотация: Изучение особенностей мыслительной деятельности школьников в процессе решения текстовой задачи.




    Степанова, М. А.
    От Л. С. Выготского к П. Я. Гальперину : психотехнический подход в психологии образования [Текст] / М. А. Степанова // Вопросы психологии. - 2010. - N 4. - С. 14-27. - Библиогр.: с. 26-27 (33 назв. ) . - ISSN 0042-8841
ББК 88.4
Рубрики: Психология
   Отраслевая психология

Кл.слова (ненормированные):
методология психологии -- психотехника -- практическая психология -- психологическая практика -- культурно-историческая теория -- формирование умственных действий -- формирование умственных понятий -- психология образования -- отечественная психология
Аннотация: Анализируется состояние современной отечественной психологии образования, в частности, относительная независимость образовательной практики от психологической науки. Опираясь на проведенное Л. С. Выготским методологическое исследование кризиса в психологии, автор выдвигает предположение о том, что установлению продуктивных отношений между наукой и практикой должна способствовать реализация психотехнического подхода. Образцом такого подхода выступает теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина.


Доп.точки доступа:
Выготский, Л. С. (психолог); Гальперин, П. Я. (психолог)



    Лазарев, В. С.
    Понятие умственного действия и его формирование в теориях П. Я. Гальперина и В. В. Давыдова [Текст] / В. С. Лазарев // Вопросы психологии. - 2010. - N 4. - С. 119-127. - Библиогр.: с. 127-128 (15 назв. ) . - ISSN 0042-8841
ББК 88.45
Рубрики: Психология
   Психология творчества

Кл.слова (ненормированные):
культурно-историческая психология -- мышление -- мыслительный акт -- содержательное мышление -- умственные действия -- формирование умственных действий -- интериоризация
Аннотация: Приводится сравнительный анализ теорий поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и содержательного мышления В. В. Давыдова. Показывается, что общим для этих теорий являются ориентация на ненатуралистическое понимание мышления и генетический подход к его изучению. Однако наряду с общим в исходных основаниях, анализируемых теорий, принципиально по-разному понимается соотношение логики и психологии, сущности идеального и его роли в развитии психики человека, что решающим образом обусловило различия в определениях П. Я. Гальперина и В. В. Давыдова механизмов детерминации поиска решения интеллектуальных задач, сущности умственных действий и механизмов их генезиса.


Доп.точки доступа:
Гальперин (психолог); Давыдов, В. В. (психолог ; 1930-1998)



    Степанова, М. А.
    Петр Яковлевич Гальперин: жизненные и профессиональные ориентиры [Текст] / М. А. Степанова // Вопросы психологии. - 2012. - № 5. - С. 96-109. - Библиогр.: с. 108-109 (27 назв.) . - ISSN 0042-8841
ББК 88.1
Рубрики: Психология--СССР, 20 в.
   История психологии

Кл.слова (ненормированные):
научные биографии -- биографии ученых -- психологи -- профессора -- доктора психологических наук -- формирование умственных действий
Аннотация: Попытка воссоздания научной биографии П. Я. Гальперина (1902-1988), с опорой на его публикации и выступления, воспоминания соратников и близких, на многочисленные архивные материалы. По возможности представлены все периоды творчества П. Я. Гальперина, отражено его участие начиная с середины 1920-х гг. в научных и научно-практических мероприятиях. Основное внимание уделено П. Я. Гальперину как выдающемуся профессору Московского университета - создателю оригинальной теории об ориентировочной природе и функции психики, организатору психологической науки.




    Лазарев, Валерий Семенович (директор; академик; доктор психологических наук).
    Метод проектов в образовании: новое понимание [Текст] / Валерий Семенович Лазарев // Народное образование. - 2012. - № 8. - С. 203-211
ББК 74.04
Рубрики: Образование. Педагогика
   Организация образования

Кл.слова (ненормированные):
проекты -- проектирование в образовании -- проектная деятельность учащихся -- формирование умственных действий
Аннотация: Автор по-новому осмысливает назначение метода проектов и его использование на современной теоретической базе.




    Лазарев, В. С. (доктор психологических наук; профессор).
    Новое понимание метода проектов в образовании [Текст] / В. С. Лазарев // Педагогика. - 2011. - N 10. - С. 3-11. - Библиогр.: с. 11 (6 назв. ) . - ISSN 0869-561X
ББК 74.202
Рубрики: Образование. Педагогика
   Теория и методика обучения

Кл.слова (ненормированные):
метод проектов -- проектная деятельность -- учащиеся -- проект (образование) -- компоненты проекта -- проектирование (образование) -- образовательные задачи -- практический интеллект -- развитие практического интеллекта -- психологические условия развития -- развитие мышления -- умственные действия -- формирование умственных действий -- практическое мышление -- развитие практического мышления
Аннотация: Обсуждается проблема эффективного включения учащихся в проектную деятельность. Обосновывается необходимость и возможность, опираясь на достижения педагогики, психологии и проектирования, по-новому осмыслить назначение метода проектов и строить его применение на современной теоретической базе.




    Степанова, М. А.
    П. Я. Гальперин и современная психология [Текст] / М. А. Степанова // Вопросы психологии. - 2012. - № 6. - С. 163-166 . - ISSN 0042-8841
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
формирование умственных действий -- психологи -- конференции -- научные конференции -- современная психология -- функции психики
Аннотация: Краткий обзор работы международной научной конференции "Новая жизнь классической теории. К 110-летию со дня рождения П. Я. Гальперина", одного из основателей современной отечественной психологии. Состоялась 2-4 октября 2012 г. (г. Москва).


Доп.точки доступа:
Гальперин, П. Я. (психолог ; 1902-1988); Новая жизнь классической теории. К 110-летию со дня рождения П. Я. Гальперина, научно-практическая конференция



    Бершадский, М. Е. (кандидат педагогических наук).
    Способно ли личностно ориентированное образование обеспечить подготовку к жизни в информационном обществе [Текст] / М. Е. Бершадский // Школьные технологии. - 2011. - № 5. - С. 34-42. - Библиогр. в сносках
ББК 74.202
Рубрики: Образование. Педагогика
   Теория и методика обучения

Кл.слова (ненормированные):
образовательные технологии -- личностно ориентированное образование -- когнитивное развитие -- ориентировочная основа деятельности -- умственные действия -- формирование умственных действий -- когнитивные схемы -- когнитивная теория -- социальная когнитивная теория -- научения -- личностно центрированное образование -- радиантное мышление -- теория радиантного мышления -- интеллект-карты -- карты понятий -- метод карт понятий -- семантические сети
Аннотация: В статье автор высказывает ряд сомнений в эффективности личностно ориентированного образования как системы обучения, обеспечивающий необходимый уровень когнитивного развития.


Доп.точки доступа:
Гальперин, П. Я. (психолог ; 1902-1988); Бандура, А. (канадский психолог ; 1925-1988)



    Шабельников, В. К.
    Разгаданные и неразгаданные тайны формирования умственных действий [Текст] / Шабельников, В. К. // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2012. - № 4. - С. 53-72. - Библиогр.: с. 71-72 (19 назв.) . - ISSN 0201-7385
Рубрики: Психология
   Психология деятельности

Кл.слова (ненормированные):
умственные действия -- детерминация умственных действий -- формирование умственных действий -- действия -- структура действий -- внутренняя структура действий -- логика умственных действий -- основы логики -- философы -- психологи -- источники логики -- философия психологии -- детерминация умственных структур -- логические структуры -- психические структуры
Аннотация: В статье обсуждается проблема истоков и оснований логики и структуры умственных действий. Сопоставляются взгляды философов и психологов на проблему оснований детерминации умственных структур. Выделены нерешенные проблемы детерминации умственных действий.




    Салмина, Н. Г.
    Программа формирования начальных математических понятий и опыт ее реализации в практике обучения [Текст] / Салмина, Н. Г. // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2012. - № 4. - С. 101-112. - Библиогр.: с. 112 (12 назв.) . - ISSN 0201-7385
Рубрики: Психология--Москва, 1965-1970 гг.
   Психология деятельности

   Развитие психики

Кл.слова (ненормированные):
психологические эксперименты -- лонгитюдные эксперименты -- математические понятия -- экспериментальное обучение -- формирование математических понятий -- умственные действия -- формирование умственных действий -- теория поэтапного формирования -- теория поэтапного формирования умственных действий -- ТПФУД -- пропедевтическая программа -- начальная ориентировка -- обобщенные схемы -- формы действия -- совмещенные формы действия -- свертывание действия -- способность к свертыванию действий
Аннотация: В статье дается описание лонгитюдного эксперимента, проведенного в московской школе в 1965-1970 гг. Освещается программа формирования математических понятий в начальной школе, созданная под руководством П. Я. Гальперина.




    Погожина, И. Н.
    Деятельностный групповой тренинг- новый способ формирования сложных коммуникативных умений, разработанный на основе метода П. Я. Гальперина [Текст] / Погожина, И. Н. // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2012. - № 4. - С. 123-132. - Библиогр.: с. 131-132 (49 назв.) . - ISSN 0201-7385
Рубрики: Психология
   Психология деятельности

Кл.слова (ненормированные):
групповые тренинги -- деятельностный групповой тренинг -- коммуникативные умения -- сложные коммуникативные умения -- психологические теории -- психологические методы -- умственные действия -- формирование умственных действий -- планомерно-поэтапное формирование -- метод Гальперина -- Гальперина метод -- знания -- содержание знания -- структурирование содержания знания
Аннотация: Предлагается инновационный подход к формированию сложных коммуникативных умений - деятельностный групповой тренинг, разработанный на основе метода планомерно-этапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и объединяющий в себе преимущества деятельностного подхода и группового тренинга как активного метода обучения.




    Литвинская, И. Г.
    Организованный диалог учащихся как средство включенности каждого на уроке [Текст] / Литвинская, И. Г. // Школьные технологии. - 2012. - № 5. - С. 125-133. - Библиогр. в сносках
Рубрики: Образование. Педагогика
   Теория и методика обучения

Кл.слова (ненормированные):
учащиеся -- диалог учащихся (образование) -- усвоение знаний -- умственные действия -- речевые обороты -- формирование умственных действий -- этапы формирования действий -- уроки (образование) -- речевые фазы урока -- структура уроков -- структура речевых действий -- речевые клише -- 9 класс -- конспекты уроков -- уроки химии -- химические реакции -- классификации химических реакций
Аннотация: В статье рассматривается концепция поэтапного формирования умственных действий как способ организации диалога учащихся, который позволит повысить включенность детей в учебный процесс.


Доп.точки доступа:
Гопиенко, А. Р. \оричная ответственность.\

16+


    Зеленина, Светлана Борисовна.
    Особенности практической реализации методики моделирования средствами языка программирования [Текст] = Features of practical implementation of methodics of modeling by the means of the programming language / С. Б. Зеленина, Е. В. Лебедева, Ю. Н. Нилова // Информатика и образование. - 2014. - № 2. - С. 33-35. - Библиогр.: с. 35 (5 назв. ). - Рез. англ. . - ISSN 0234-0453
ББК 74.26
Рубрики: Образование. Педагогика
   Методика преподавания учебных предметов

Кл.слова (ненормированные):
информатика -- методика моделирования -- моделирование -- обучение информатике -- педагогический опыт -- преподавание информатики -- преподавание программирования -- программирование -- системно-деятельностный подход -- учебные пособия -- формирование умственных действий -- школьное образование -- языки программирования
Аннотация: Методика применения системно-деятельностного подхода к преподаванию программирования в процессе моделирования. Описываются особенности материала учебного пособия, этапы работы обучающихся и учителя. Демонстрируется связь методики с концепцией формирования умственных действий.


Доп.точки доступа:
Лебедева, Е. В.; Нилова, Ю. Н.



    Усманова, Л. Т. (аспирант).
    Модель интеллектуально-мотивирующего обучения философии будущих художников [Текст] / Л. Т. Усманова // Педагогика. - 2015. - № 4. - С. 71-76. - Библиогр.: с. 76 (9 назв.) . - ISSN 0869-561X
УДК
ББК 74.57
Рубрики: Образование. Педагогика
   Среднее профессиональное образование

Кл.слова (ненормированные):
ИМО -- будущие художники -- дидактические модели -- дидактическое моделирование -- интеллектуально-мотивирующее обучение -- интеллектуально-мотивирующие карты -- методика дидактического моделирования -- модели обучения философии -- поэтапное формирование -- принцип ИМО -- умственное развитие -- философия (образование) -- философски-познавательные мотивы -- формирование умственных действий -- формирование философско-познавательного мотива -- художественная дидактика -- художественно-промышленное образование -- художественное образование -- художественные колледжи -- художественные специальности
Аннотация: В статье обосновывается сущностная основа моделирования интеллектуально-мотивирующего обучения философии студентов художественных специальностей колледжа.