Барабанщиков, В. А. Системная организация и развитие психики / В. А. Барабанщиков> // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24, N 1. - С. . 29-46. - Библиогр.: c. 44-46 (72 назв) Рубрики: Психология--Развитие психики Кл.слова (ненормированные): восприятие -- деятельность -- общение -- сознание -- субъект -- принцип системности -- самоорганизация -- системогенез -- индивидуальность -- психика -- практическое мышление |
Попов, Александр Анатольевич (канд. филос. наук). Педагогическая антропология в контексте идеи самоопределения [Текст] / А. А. Попов, И. Д. Проскуровская> // Вопросы образования. - 2007. - N 3. - С. 186-198. - Библиогр.: с. 197-198 ( 27 назв. ). - 1; Идея самоопределения в педагогической культуре. - 1; Человеческий потенциал как предмет педагогики самоопределения. - 1; Гуманитарная антропология как основание построения педагогики самоопределения. - 1; Представление об образовательной задаче в контексте идеи практического мышления . - ISSN 1814-9545 Рубрики: Образование. Педагогика Общая педагогика Кл.слова (ненормированные): педагогическая деятельность -- педагогическая антропология -- антропологические воззрения -- педагогика самоопределения -- человеческий потенциал -- актуализация человеческого потенциала -- образовательные задачи -- образовательные процессы -- антропопрактики -- содержания образования -- типы содержания образования -- процессы актуализации -- процессы идеализации -- процессы трансформации -- практическое мышление -- реальность мышления Аннотация: Построение начал теории образования, основанной на философско-антропологическом проекте Л. С. Выготского, а конкретно его теории поиска. Вводится понятие "образовательная задача" в качестве основного понятия антропологии и педагогики самоопределения. Образовательная задача инициирует открытое действие субъекта, в связи с этим развивается идея практического мышления как мышления, обеспечивающего реализацию той или иной культурно-исторической практики. Большое внимание уделяется понятиям "человеческий потенциал", "возможность", "антропопрактика". С точки зрения образовательной задачи дается современное представление о структуре содержания образования. Доп.точки доступа: Проскуровская, Ирина Дмитриевна (канд. филос. наук); Выготский, Лев Семенович (1896-1934) \л. С.\ |
Коровкин, С. Ю. Проблемная ситуация как взаимодействующая система в практическом мышлении [Текст] / С. Ю. Коровкин> // Психология и школа. - 2008. - N 1. - С. 81-83. - Библиогр.: с. 83 (6 назв. ) . - ISSN 1993-4483 Рубрики: Психология Общая психология Кл.слова (ненормированные): мышление -- мышление и обучение -- практическое мышление -- проблемные ситуации -- психология мышления Аннотация: В статье предпринята попытка анализа проблемной ситуации в качестве взаимодействующей системы практического мышления, в которую включены такие составляющие, как субъект и объект практического мышления, а также условия и опосредующий эти элементы инструмент, понимаемые как совокупность средств и способов преобразования. |
Акимова, М. К. Тест "Практическое мышление взрослых" [Текст] / М. К. Акимова, В. Т. Козлова, Н. А. Ференс> // Психологическая диагностика. - 2008. - N 2. - С. 4-133 : Рис. - Библиогр.: с. 36 (21 назв. ) . - ISSN 1991-3230 Рубрики: Психология Общая психология Психология личности Кл.слова (ненормированные): тесты -- взрослые -- мышление -- практическое мышление -- психометрические характеристики -- интеллект -- практический интеллект -- интеллектуальные тесты Аннотация: В статье проанализирован опыт изучения практического интеллекта в западной и отечественной психологии, обосновывается авторский подход к диагностике практического мышления, приводятся подробное описание теста, его психометрические характеристики. Даны рекомендации по проведению теста, качественной и количественной обработки результатов. Доп.точки доступа: Козлова, В. Т.; Ференс, Н. А. |
Копытов, А. Д. О формировании практического и творческого мышления в процессе развития детской одаренности [Текст] / А. Д. Копытов, И. Н. Тоболкина, Т. Б. Черепанова> // Одаренный ребенок. - 2009. - N 2 (март-апрель). - С. 68-73 Рубрики: Образование. Педагогика Теория и методика обучения--Россия--Томская область, 21 в. Кл.слова (ненормированные): творчество -- детская одаренность -- практическое мышление -- творческое мышление -- методики мышления -- технологии мышления -- критическое мышление -- интеллектуальные технологии -- игровая деятельность -- информационные ресурсы -- образовательные программы -- семинары Аннотация: В статье освещается практика реализации технологий практического и творческого мышления Академическим лицеем Института развития образовательных систем Российской академии образования Томской области. Описываются основные этапы деятельности общеобразовательного учреждения по внедрению интеллектуальных технологий, формирующих практическое и творческое мышление в процессе развития детской одаренности. Доп.точки доступа: Тоболкина, И. Н.; Черепанова, Т. Б.; Пономарев (психолог) \я. А.\; Боно, Эдвард де (психолог, физиолог ; 1933-) \э. де\; Гилфорд, Джон (психолог) \д.\; Академический лицей; Российская академия образования \институт развития образовательных систем\ |
Попов, Александр Анатольевич (канд. филос. наук). Философско-методологические основания практик педагогики и антропологии самоопределения [Текст] = Philosophical-methodological bases of the practices of pedagogy and antropology of self-determination / А. А. Попов, И. Д. Проскуровская> // Философия образования. - 2008. - N 4 (25). - С. 199-207. - Библиогр.: с. 207 (19 назв. ) . - ISSN 1811-0916
Рубрики: Образование. Педагогика Общая педагогика Кл.слова (ненормированные): человеческий потенциал -- антропопрактика -- самоопределение -- институциализация -- социокультурные объекты -- образовательные задачи -- практическое мышление -- теория поиска Аннотация: О построении начал теории образования. Доп.точки доступа: Проскуровская, Ирина Дмитриевна (канд. филос. наук) |
Корнилов, Ю. К. Практическое мышление: субъектная детерминация [Текст] / Ю. К. Корнилов, Е. В. Драпак> // Психологический журнал. - 2010. - Т. 31, N 2. - С. 39-47. - Библиогр.: с. 46 (35 назв. ) . - ISSN 0205-9592 Рубрики: Психология Общая психология Кл.слова (ненормированные): практическое мышление -- деятельностная детерминация -- субъектная детерминация -- когнитивная психология Аннотация: Рассматриваются отечественные и зарубежные подходы к практическому мышлению. Обсуждаются особенности мышления в практической деятельности, особое внимание уделяется его субъектной детерминации. Анализируется процесс решения практической задачи. Доп.точки доступа: Драпак, Е. В. |
Копытов, А. Д. (д-р пед. наук). О формировании практического и творческого мышления в процессе развития детской одаренности [Текст] / Копытова А. Д., Тоболкина И. Н., Черепанова Т. Б.> // Управление современной школой. Завуч. - 2009. - N 8. - С. 70-74 . - ISSN 1999-5814 Рубрики: Образование. Педагогика Теория и методика обучения Кл.слова (ненормированные): лицеи -- творческое мышление -- одаренность -- одаренные дети -- образовательные учреждения -- интеллектуальные технологии -- практическое мышление -- педагогический опыт -- детская одаренность -- технологии мышления Аннотация: На территории Томской области в течение более уже полутора десятков лет научных и практических поисков сформировалась достаточная практика реализации технологий практического и теоретического мышления. Опыт работы Академического лицея г. Томска. Доп.точки доступа: Тоболкина, И. Н.; Черепанова, Т. Б. (канд. пед. наук); Боно, Э. де; МОУ "Академический лицей"; Академический лицей, МОУ |
Русаков, А. В. XVI чтения памяти Г. П. Щедровицкого [Текст] / А. В. Русаков> // Вопросы психологии. - 2010. - N 3. - С. 161-164 . - ISSN 0042-8841 Рубрики: Психология Общая психология Кл.слова (ненормированные): чтения -- научные чтения -- практика управления -- практическое мышление -- практика -- деятельность Доп.точки доступа: Щедровицкий, Г. П. (педагог, психолог ; 1929-1994); Ежегодные чтения памяти Г. П. Щедровицкого |
Турбовской, Яков Семенович (доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией "Философия образования" Института теории образования и педагогики РАО). Возвращаясь к Сократу [Текст] / Я. С. Турбовской> // Образование и общество. - 2011. - N 3 (68). - С. 91-95. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 2071-6710 Рубрики: Образование. Педагогика Методика преподавания учебных предметов Кл.слова (ненормированные): умение мыслить -- умение формулировать мысли -- обучение русскому языку -- изучение русского языка -- преподавание русского языка -- качество преподавания русского языка -- русский язык -- родной язык -- учебные предметы -- познавательная активность -- мыслительная активность -- практическое мышление -- гомеостазная стабильность -- изложение мыслей -- развитие речи -- овладение речью -- письменная речь -- вербальная речь -- мотивация изучения русского языка -- древнегреческие философы Аннотация: О необходимости признания фундаментальной роли русского языка в современном отечественном образовании, о задачах формирования у ребенка потребности думать на родном языке, умения аргументировать свое мнение и убедительно раскрывать его перед другими, быть в постоянном диалоге с самим собой для предельно адекватного внутреннего формулирования своей мысли. Доп.точки доступа: Сократ (древнегреческий философ ; 469-399 до н. э.) |
Поздняк, С. Н. (доктор педагогических наук; профессор). Проблема совершенствования методической подготовки учителя географии в контексте требований ФГОС нового поколения [Текст] / С. Н. Поздняк> // География в школе. - 2012. - № 2. - С. 37-42 : 1 табл. - Библиогр.: с. 42 (5 назв.) Рубрики: Образование. Педагогика Организация образования Кл.слова (ненормированные): федеральные государственные образовательные стандарты -- ФГОС -- педагогическое образование -- методическая подготовка учителей -- методика обучения -- практическое мышление -- научное мышление -- научно-методическое мышление -- методическая компетентность -- учителя географии Аннотация: На основе исторической ретроспективы развития методики обучения географии как учебной дисциплины автор определяет возможные направления ее совершенствования, необходимость которого обусловлена принятием новых стандартов высшего профессионального образования. |
Шамис, А. Л. (кандидат технических наук). Мышление: определения, типы, схемы процесса [Текст] / А. Л. Шамис> // Школьные технологии. - 2012. - № 2. - С. 3-14. - Библиогр. в сносках Рубрики: Психология Общая психология Кл.слова (ненормированные): мышление -- определения мышления -- виды мышления -- классификации видов мышления -- типы мышления -- перцептивное мышление -- восприятие -- модели среды -- информационные модели среды -- модели проблемной среды -- когнитивное мышление -- познавательное мышление -- словесно-логическое мышление -- понятийное мышление -- образное мышление -- практическое мышление -- поведенческое мышление -- репродуктивное мышление -- творческое мышление -- репродуктивное творческое мышление -- созидательное творческое мышление -- тест Тьюринга -- Тьюринга тест -- искусственный интеллект -- моделирование мышления Аннотация: В статье даются определения понятия мышления, особенностей его типов и схемы построения информационной модели проблемной среды. |
Лазарев, В. С. (доктор психологических наук; профессор). Новое понимание метода проектов в образовании [Текст] / В. С. Лазарев> // Педагогика. - 2011. - N 10. - С. 3-11. - Библиогр.: с. 11 (6 назв. ) . - ISSN 0869-561X Рубрики: Образование. Педагогика Теория и методика обучения Кл.слова (ненормированные): метод проектов -- проектная деятельность -- учащиеся -- проект (образование) -- компоненты проекта -- проектирование (образование) -- образовательные задачи -- практический интеллект -- развитие практического интеллекта -- психологические условия развития -- развитие мышления -- умственные действия -- формирование умственных действий -- практическое мышление -- развитие практического мышления Аннотация: Обсуждается проблема эффективного включения учащихся в проектную деятельность. Обосновывается необходимость и возможность, опираясь на достижения педагогики, психологии и проектирования, по-новому осмыслить назначение метода проектов и строить его применение на современной теоретической базе. |
Богун, В. В. (кандидат педагогических наук; доцент кафедры математического анализа). Влияние исторических прикладных аспектов математики на формирование практического мышления студентов вузов [Текст] / В. В. Богун> // Профильная школа. - 2013. - № 4. - С. 52-58 : 10 рис. - Библиогр.: с. 58 (5 назв. ) . - ISSN 1998-0744
Рубрики: Образование. Педагогика Высшее профессиональное образование--Египет Кл.слова (ненормированные): пирамиды -- правильные четырехугольные пирамиды -- практическое мышление -- программное обеспечение -- равнобедренные треугольники -- треугольники -- тригонометрический анализ Аннотация: В статье рассматриваются вопросы прикладной направленности математики с точки зрения проведения тригонометрического анализа равнобедренных треугольников и правильных четырехугольных пирамид с применением разработанного автором программного обеспечения для персонального компьютера для развития практического мышления студентов вуза. Показано применение полученных математических и информационных составляющих к исследованию золотой пропорции и геометрических особенностей пирамид в Европе. |
Лазарев, В. С. Проектная деятельность учащихся как форма развивающего обучения [Текст] / В. С. Лазарев> // Психологическая наука и образование. - 2015. - № 3. - С. 25-34. - Библиогр.: с. 33 (13 назв.) . - ISSN 1814-2052
Рубрики: Образование. Педагогика Теория и методика обучения Кл.слова (ненормированные): культурно-историческая психология -- практическое мышление -- проектная деятельность -- профессиональные образовательные программы -- развивающее обучение -- учащиеся -- учебные задачи Аннотация: Проектная деятельность учащихся рассматривается как форма развивающего обучения. Отмечается, что преодоление кризисного состояния отечественной школы возможно при освоении деятельностных форм образования. |