Кудрявцев, В. Т.
    VII чтения памяти Л. С. Выготского / В. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 2007. - N 2. - С. . 185-187. - 0; Седьмые чтения памяти Л. С. Выготского
ББК 88.3 + 88
Рубрики: Психология--Общая психология, 2006 г.
   Россия
Кл.слова (ненормированные):
конференции -- международные конференции -- российские психологи -- российские ученые -- культурно-историческая теория




    Фарапонова, Э. А. (д-р психол. наук).
    Субъективный телесный опыт и ипохондрия: культурно-исторический аспект / А. Ш Тхостов, Е. М. Райзман // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26, N 2. - С. . 102-107. - Библиогр.: с. 107 (24 назв. )
ББК 88.5
Рубрики: Психология--Социальная психология
Кл.слова (ненормированные):
ипохондрия -- телесный опыт -- самосознание -- социо-культурные факторы -- культурно-историческая теория


Доп.точки доступа:
Райзман, Е. М. (д-р мед. наук)



    Орлов, А. Б
    А. Н. Леонтьев - Л. С. Выготский: очерк развития схизиса / А. БОрлов // Вопросы психологии. - 2003. - N 2. - С. . 70-85. - Библиогр.: 20 назв
ББК 88
Рубрики: Психология--История психологии--Общая психология
   Россия
Кл.слова (ненормированные):
культурно-историческая теория -- означивание переживаний -- переживания -- практическая психология -- теоретическая психология -- теория предметной деятельности




    Степанова, М. А.
    Интеллектуальная собственность на "интеллектуальную одаренность" / М. А. Степанова // Вопросы психологии. - 2003. - N 6. - С. . 106-111. - Библиогр.: С. 111 (12 назв.)
ББК 88
Рубрики: Психология--Психология личности--Психология творчества
   Россия
Кл.слова (ненормированные):
архивные материалы -- высшие психические функции -- интеллектуальная одаренность -- культурно-историческая психология -- культурно-историческая теория -- культурное развитие ребенка




    Венгер, А. Л.
    Д. Б. Эльконин и сегодняшняя российская психология / А. Л. Венгер // Вопросы психологии. - 2004. - N 1. - С. . 103-110. - Библиогр.: с. 110 (9 назв.)
ББК 88
Рубрики: Психология--Общая психология
   Россия
Кл.слова (ненормированные):
аффективно-потребностная сфера -- культурно-историческая теория -- познавательные процессы -- практическая психология -- совокупное действие




    Поливанова, К. Н.
    Становление возрастной психологии в Психологическом институте / К. Н. Поливанова // Вопросы психологии. - 2004. - N 2. - С. . 63-73. - Библиогр.: с. 72-73. (21 назв.)
ББК 88
Рубрики: Психология--Детская психология
   Россия
Кл.слова (ненормированные):
культурно-историческая теория -- периодизация психического развития -- теория деятельности




    Кудрявцев, В. Т.
    На путях к вершинно-глубинной психологии : к 110-летию со дня рождения Л. С. Выготского / В. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 2006. - N 5. - С. . 113-125. - Библиогр.: с. 124-125 (29 назв. )
ББК 88
Рубрики: Психология--Общая психология, 20 в.
   Россия
    СССР

Кл.слова (ненормированные):
вершинно-глубинная психология -- методология историзма -- культурно-историческая теория




    Степанова, М. А.
    Научная система педагогической психологии : (к 80-летию выхода "Педагогической психологии" Л. С. Выготского) / М. А. Степанова // Вопросы психологии. - 2006. - N 5. - С. . 151-155. - Библиогр.: с. 155 (6 назв. )
ББК 88
Рубрики: Психология--История психологии, 20 в.
   СССР
    Россия

Кл.слова (ненормированные):
педагогическая психология -- культурно-историческая теория -- образование -- педагогика -- обучение -- воспитание




    Нежнов, П. Г.
    Опосредствование и спонтанность в модели "культурного развития" / П. Г. Нежнов // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2007. - N 1. - С. . 133-146
ББК 88.37
Рубрики: Психология--Психология личности--Детская психология
Кл.слова (ненормированные):
опосредствование -- спонтанность -- культурное развитие -- развивающее обучение -- культурно-историческая теория -- мышление -- речь -- возрастная психология -- деятельность ребенка -- спонтанная деятельность -- умственное развитие -- функционально-смысловое поле -- психологическое поле




    Нежнов, П. Г.
    Опосредствование и спонтанность в модели "культурного развития" / П. Г. Нежнов // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2007. - N 1. - С. . 133-146
ББК 88.37
Рубрики: Психология--Психология личности--Детская психология
Кл.слова (ненормированные):
опосредствование -- спонтанность -- культурное развитие -- развивающее обучение -- культурно-историческая теория -- мышление -- речь -- возрастная психология -- деятельность ребенка -- спонтанная деятельность -- умственное развитие -- функционально-смысловое поле -- психологическое поле




    Лубовский, Д. В.
    Диагностика креативности дошкольников : современное состояние и перспективы развития / Д. Б. Лубовский // Психологическая наука и образование. - 2004. - N 3. - С. . 82-87. - Библиогр.: с. 87 (19 назв. )
ББК 88.8
Рубрики: Психология--Детская психология
Кл.слова (ненормированные):
дошкольный возраст -- дошкольники -- креативность -- креативное развитие -- тесты креативности -- творческий процесс -- культурно-историческая теория




    Степанова, М. А.
    От Л. С. Выготского к П. Я. Гальперину : психотехнический подход в психологии образования [Текст] / М. А. Степанова // Вопросы психологии. - 2010. - N 4. - С. 14-27. - Библиогр.: с. 26-27 (33 назв. ) . - ISSN 0042-8841
ББК 88.4
Рубрики: Психология
   Отраслевая психология

Кл.слова (ненормированные):
методология психологии -- психотехника -- практическая психология -- психологическая практика -- культурно-историческая теория -- формирование умственных действий -- формирование умственных понятий -- психология образования -- отечественная психология
Аннотация: Анализируется состояние современной отечественной психологии образования, в частности, относительная независимость образовательной практики от психологической науки. Опираясь на проведенное Л. С. Выготским методологическое исследование кризиса в психологии, автор выдвигает предположение о том, что установлению продуктивных отношений между наукой и практикой должна способствовать реализация психотехнического подхода. Образцом такого подхода выступает теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина.


Доп.точки доступа:
Выготский, Л. С. (психолог); Гальперин, П. Я. (психолог)



    Давыдов, В. В.
    Взаимосвязь идей Л. С. Выготского и Н. А. Бернштейна [Текст] / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. - 2010. - N 4. - С. 104-108 . - ISSN 0042-8841
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
культурно-историческая психология -- культурно-историческая теория -- психофизиологические концепции -- внутреннее движение -- активность человека -- управление движениями -- сенсорные коррекции -- физиология активности
Аннотация: Раскрывается единство представлений об активности человека в рамках культурно-исторической теории Л. С. Выготского и психофизиологической концепции Н. А. Бернштейна. Рассматривается общепсихологическое значение введенного Л. С. Выготским понятия "внутреннее движение", которое соотносится с представлениями Н. А. Бернштейна об особенностях управления человеческими движениями как процесса реализации программ, представленных на уровне центральной нервной системы в закодированной форме - в виде энграмм. Показывается, что эти представления Н. А. Бернштейн конкретизировал в рамках концептуального аппарата своей теории: в понятиях "двигательная задача", "образ движения", "модель потребного будущего", "моторный образ", "проект движения", "сенсорные коррекции". Данные понятия характеризуют природу движения не как реакции приспособления к среде, а как акции или действия, позволяющего преобразовывать ее.


Доп.точки доступа:
Выготский, Л. С. (психолог); Бернштейн, Н. А. (психолог)



    Гараи, Ласло (венгерский психолог).
    Диада Выготского и четвериада Рубинштейна [Текст] : интервью с профессором Ласло Гараи / беседовал Б. И. Пружинин // Вопросы философии. - 2010. - N 12. - С. 36-43. - Библиогр.: с. 43 . - ISSN 0042-8744
ББК 88.36 + 87.25
Рубрики: Психология
   Психология деятельности

   Философия

   Философия науки

Кл.слова (ненормированные):
интервью -- деятельность (философия) -- теория деятельности -- культурно-историческая теория -- идентичность -- социальная идентичность -- экономическая психология -- психологическая теория идентичности -- психологи
Аннотация: В интервью венгерский психолог Л. Гараи рассказывает о теории деятельности с позиций психологии и философии, о перспективах психологии и психологической теории идентичности.


Доп.точки доступа:
Пружинин, Б. И. (доктор философских наук, главный редактор журнала "Вопросы философии") \.\; Выготский, Л. С. (психолог); Рубинштейн, С. Л. (философ, психолог); Леонтьев, А. Н.



    Гордеева, О. В.
    Околосмертный опыт: сравнение современных западных и древнеиндийских ведических представлений [Текст] : (на материале упанишад) / О. В. Гордеева // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2012. - № 3. - С. 121-137. - Библиогр.: с. 136-137 (32 назв.) . - ISSN 0137-0936
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
околосмертный опыт -- ОСО -- кросс-культурные исследования -- упанишады -- западный ОСО -- древнеиндийский ОСО -- культурно-историческая психология -- культурно-историческая теория -- измененные состояния сознания -- внетелесный опыт -- древнеиндийские ведические представления
Аннотация: В рамках кросс-культурных исследований околосмертного опыта (ОСО) было проведено сопоставление современного западного ОСО с представлениями о нем в ведической литературе ( материалом анализа стали упанишады). Обнаружено, что в древнеиндийских описаниях ОСО наряду с культурной спецификой присутствует большинство элементов, характерных для западного ОСО, при этом сходство касается не столько конкретного содержания элементов, сколько их роли в реализации универсального сценария путешествия в мир мертвых.




    Рычкова, О. В.
    О мозговых основах социального познания, поведения и психической патологии: концепция "социальный мозг" - "за" и "против" [Текст] / О. В. Рычкова, А. Б. Холмогорова // Вопросы психологии. - 2012. - № 5. - С. 110-125. - Библиогр.: с. 122-125 (78 назв.) . - ISSN 0042-8841
ББК 88.5
Рубрики: Психология
   Социальная психология

Кл.слова (ненормированные):
социальный мозг -- социальная перцепция -- социальное познание -- социальное поведение -- восприятие социальных объектов -- префронтальная кора -- височные доли -- зеркальные нейроны -- индивидуальная теория психики -- шизофрения -- мозговые основы социального поведения -- культурно-историческая теория
Аннотация: Рассматривается и анализируется понятие "социальный мозг", оно определяется как часть мозга, которая специализируется на восприятии социальных объектов. В статье приведены аргументы сторонников правомерности выделения этого понятия, основанные на данных мозгового сканирования и изучения патологических состояний. В качестве одного из таких мозговых механизмов, обеспечивающих представления о переживаниях и состояниях другого человека, описана "система зеркальных нейронов мозга". Приводятся аргументы противников, указывающих на социальный генез когнитивных процессов и высокую пластичность головного мозга. Отмечается тенденция западной науки к мозговому "локализационизму" - стремлению видеть причины психической патологии в дисфункциях областей, относящихся к "социальному мозгу". Приводится критика этой тенденции с позиций культурно-исторической психологии и современных биопсихосоциальных моделей.


Доп.точки доступа:
Холмогорова, А. Б.



    Майданский, Андрей Дмитриевич (доктор философских наук; профессор кафедры философии и социологии).
    Понятие личности в культурно-исторической психологии [Текст] / А. Д. Майданский // Свободная мысль. - 2011. - № 10 (1628). - С. 77-92. - Библиогр. в сносках . - ISSN 0869-4443
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
личность (психология) -- культурно-историческая теория -- культурно-историческая психология -- сознательное -- бессознательное -- органическая потребность -- общественный интерес -- сознание -- личность и общество -- общественные отношения -- культура -- межличностные отношения -- межличностные связи
Аннотация: В культурно-исторической теории личность понимается как усвоенный и развиваемый индивидом фрагмент общественных отношений, культуры.




    Кириллов, Я. А.
    Эволюция учения о среде в культурно-исторической психологии [Текст] / Я. А. Кириллов // Мир психологии. - 2012. - № 4. - С. 137-148. - Библиогр.: с. 148 (19 назв.)
ББК 88.1
Рубрики: Психология
   История психологии

Кл.слова (ненормированные):
среда -- переживание -- личность -- мировоззрение -- культурно-историческая теория -- переходная среда
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению учения Л. С. Выготского о среде в контексте современной культурно исторической психологии. Проводится анализ критики учения Л. С. Выготского в советской психологии. Исследуется история развития учения Л. С. Выготского о среде в работах его учеников и последователей. Обсуждаются актуальные направления его развития. В качестве таковых называются положение Л. С. Выготского о единстве личности и мировоззрения, а также идея о переходной среде, раскрываемой автором.


Доп.точки доступа:
Выготский, Л. С. (педагог; психолог ; 1896-1932)



    Мещеряков, Б. Г.
    Зевс Харьковской психологии [Текст] / Б. Г. Мещеряков // Вопросы психологии. - 2013. - № 4. - С. 124-135. - Библиогр.: с. 134-135 (39 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.1
Рубрики: Психология--Украина
   История психологии

Кл.слова (ненормированные):
культурно-историческая теория -- деятельностный подход -- мнемический эффект -- непроизвольная память -- эффект генерации -- эффект глубины обработки -- мнемические процессы -- психологи
Аннотация: Представлен обзор основных результатов исследований произвольной и непроизвольной опосредствованной памяти, проведенных П. И. Зинченко. Рассмотрены вопросы о взаимоотношениях его теории с теорией развития высших психических функций Л. С. Выготского и теорией деятельности А. Н. Леонтьева.


Доп.точки доступа:
Зинченко, П. И. (психолог ; 1903-1969); Выготский, Л. С. (психолог); Леонтьев, А. Н. (психолог ; 1903-1979)



    Веракса, А. Н.
    Социальный аспект в развитии регуляторных функций в детском возрасте: обзор современных зарубежных исследований [Текст] / А. Н. Веракса // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2014. - № 4. - С. 91-101. - Библиогр.: с. 99-101 (29 назв.) . - ISSN 0137-0936
УДК
ББК 88.8 + 88.5
Рубрики: Психология
   Детская психология

   Социальная психология

Кл.слова (ненормированные):
взаимоотношения со сверстниками -- возрастная динамика -- детский возраст -- дошкольный возраст -- зарубежные исследования -- коммуникативный аспект взаимодействия -- культурно-историческая теория -- обзоры -- регуляторные функции -- роль взрослого -- саморегуляция -- совместное внимание -- социальная компетентность -- социальное взаимодействие
Аннотация: В работе представлен обзор исследований, направленных на изучение регуляторных функций в детском возрасте. В приведенных исследованиях прослеживается возрастная динамика в формировании регуляторных функций и специфика роли взрослого на разных этапах их развития; особо подчеркивается коммуникативный аспект взаимодействия, но не учитывается роль взрослого как носителя культурных средств.