Кудрявцев, В. Т. VII чтения памяти Л. С. Выготского / В. Т. Кудрявцев> // Вопросы психологии. - 2007. - N 2. - С. . 185-187. - 0; Седьмые чтения памяти Л. С. Выготского Рубрики: Психология--Общая психология, 2006 г. Россия Кл.слова (ненормированные): конференции -- международные конференции -- российские психологи -- российские ученые -- культурно-историческая теория |
Фарапонова, Э. А. (д-р психол. наук). Субъективный телесный опыт и ипохондрия: культурно-исторический аспект / А. Ш Тхостов, Е. М. Райзман> // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26, N 2. - С. . 102-107. - Библиогр.: с. 107 (24 назв. ) Рубрики: Психология--Социальная психология Кл.слова (ненормированные): ипохондрия -- телесный опыт -- самосознание -- социо-культурные факторы -- культурно-историческая теория Доп.точки доступа: Райзман, Е. М. (д-р мед. наук) |
Орлов, А. Б А. Н. Леонтьев - Л. С. Выготский: очерк развития схизиса / А. БОрлов> // Вопросы психологии. - 2003. - N 2. - С. . 70-85. - Библиогр.: 20 назв Рубрики: Психология--История психологии--Общая психология Россия Кл.слова (ненормированные): культурно-историческая теория -- означивание переживаний -- переживания -- практическая психология -- теоретическая психология -- теория предметной деятельности |
Степанова, М. А. Интеллектуальная собственность на "интеллектуальную одаренность" / М. А. Степанова> // Вопросы психологии. - 2003. - N 6. - С. . 106-111. - Библиогр.: С. 111 (12 назв.) Рубрики: Психология--Психология личности--Психология творчества Россия Кл.слова (ненормированные): архивные материалы -- высшие психические функции -- интеллектуальная одаренность -- культурно-историческая психология -- культурно-историческая теория -- культурное развитие ребенка |
Венгер, А. Л. Д. Б. Эльконин и сегодняшняя российская психология / А. Л. Венгер> // Вопросы психологии. - 2004. - N 1. - С. . 103-110. - Библиогр.: с. 110 (9 назв.) Рубрики: Психология--Общая психология Россия Кл.слова (ненормированные): аффективно-потребностная сфера -- культурно-историческая теория -- познавательные процессы -- практическая психология -- совокупное действие |
Поливанова, К. Н. Становление возрастной психологии в Психологическом институте / К. Н. Поливанова> // Вопросы психологии. - 2004. - N 2. - С. . 63-73. - Библиогр.: с. 72-73. (21 назв.) Рубрики: Психология--Детская психология Россия Кл.слова (ненормированные): культурно-историческая теория -- периодизация психического развития -- теория деятельности |
Кудрявцев, В. Т. На путях к вершинно-глубинной психологии : к 110-летию со дня рождения Л. С. Выготского / В. Т. Кудрявцев> // Вопросы психологии. - 2006. - N 5. - С. . 113-125. - Библиогр.: с. 124-125 (29 назв. ) Рубрики: Психология--Общая психология, 20 в. Россия СССР Кл.слова (ненормированные): вершинно-глубинная психология -- методология историзма -- культурно-историческая теория |
Степанова, М. А. Научная система педагогической психологии : (к 80-летию выхода "Педагогической психологии" Л. С. Выготского) / М. А. Степанова> // Вопросы психологии. - 2006. - N 5. - С. . 151-155. - Библиогр.: с. 155 (6 назв. ) Рубрики: Психология--История психологии, 20 в. СССР Россия Кл.слова (ненормированные): педагогическая психология -- культурно-историческая теория -- образование -- педагогика -- обучение -- воспитание |
Нежнов, П. Г. Опосредствование и спонтанность в модели "культурного развития" / П. Г. Нежнов> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2007. - N 1. - С. . 133-146 Рубрики: Психология--Психология личности--Детская психология Кл.слова (ненормированные): опосредствование -- спонтанность -- культурное развитие -- развивающее обучение -- культурно-историческая теория -- мышление -- речь -- возрастная психология -- деятельность ребенка -- спонтанная деятельность -- умственное развитие -- функционально-смысловое поле -- психологическое поле |
Нежнов, П. Г. Опосредствование и спонтанность в модели "культурного развития" / П. Г. Нежнов> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2007. - N 1. - С. . 133-146 Рубрики: Психология--Психология личности--Детская психология Кл.слова (ненормированные): опосредствование -- спонтанность -- культурное развитие -- развивающее обучение -- культурно-историческая теория -- мышление -- речь -- возрастная психология -- деятельность ребенка -- спонтанная деятельность -- умственное развитие -- функционально-смысловое поле -- психологическое поле |
Лубовский, Д. В. Диагностика креативности дошкольников : современное состояние и перспективы развития / Д. Б. Лубовский> // Психологическая наука и образование. - 2004. - N 3. - С. . 82-87. - Библиогр.: с. 87 (19 назв. ) Рубрики: Психология--Детская психология Кл.слова (ненормированные): дошкольный возраст -- дошкольники -- креативность -- креативное развитие -- тесты креативности -- творческий процесс -- культурно-историческая теория |
Степанова, М. А. От Л. С. Выготского к П. Я. Гальперину : психотехнический подход в психологии образования [Текст] / М. А. Степанова> // Вопросы психологии. - 2010. - N 4. - С. 14-27. - Библиогр.: с. 26-27 (33 назв. ) . - ISSN 0042-8841 Рубрики: Психология Отраслевая психология Кл.слова (ненормированные): методология психологии -- психотехника -- практическая психология -- психологическая практика -- культурно-историческая теория -- формирование умственных действий -- формирование умственных понятий -- психология образования -- отечественная психология Аннотация: Анализируется состояние современной отечественной психологии образования, в частности, относительная независимость образовательной практики от психологической науки. Опираясь на проведенное Л. С. Выготским методологическое исследование кризиса в психологии, автор выдвигает предположение о том, что установлению продуктивных отношений между наукой и практикой должна способствовать реализация психотехнического подхода. Образцом такого подхода выступает теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина. Доп.точки доступа: Выготский, Л. С. (психолог); Гальперин, П. Я. (психолог) |
Давыдов, В. В. Взаимосвязь идей Л. С. Выготского и Н. А. Бернштейна [Текст] / В. В. Давыдов> // Вопросы психологии. - 2010. - N 4. - С. 104-108 . - ISSN 0042-8841 Рубрики: Психология Общая психология Кл.слова (ненормированные): культурно-историческая психология -- культурно-историческая теория -- психофизиологические концепции -- внутреннее движение -- активность человека -- управление движениями -- сенсорные коррекции -- физиология активности Аннотация: Раскрывается единство представлений об активности человека в рамках культурно-исторической теории Л. С. Выготского и психофизиологической концепции Н. А. Бернштейна. Рассматривается общепсихологическое значение введенного Л. С. Выготским понятия "внутреннее движение", которое соотносится с представлениями Н. А. Бернштейна об особенностях управления человеческими движениями как процесса реализации программ, представленных на уровне центральной нервной системы в закодированной форме - в виде энграмм. Показывается, что эти представления Н. А. Бернштейн конкретизировал в рамках концептуального аппарата своей теории: в понятиях "двигательная задача", "образ движения", "модель потребного будущего", "моторный образ", "проект движения", "сенсорные коррекции". Данные понятия характеризуют природу движения не как реакции приспособления к среде, а как акции или действия, позволяющего преобразовывать ее. Доп.точки доступа: Выготский, Л. С. (психолог); Бернштейн, Н. А. (психолог) |
Гараи, Ласло (венгерский психолог). Диада Выготского и четвериада Рубинштейна [Текст] : интервью с профессором Ласло Гараи / беседовал Б. И. Пружинин> // Вопросы философии. - 2010. - N 12. - С. 36-43. - Библиогр.: с. 43 . - ISSN 0042-8744 Рубрики: Психология Психология деятельности Философия Философия науки Кл.слова (ненормированные): интервью -- деятельность (философия) -- теория деятельности -- культурно-историческая теория -- идентичность -- социальная идентичность -- экономическая психология -- психологическая теория идентичности -- психологи Аннотация: В интервью венгерский психолог Л. Гараи рассказывает о теории деятельности с позиций психологии и философии, о перспективах психологии и психологической теории идентичности. Доп.точки доступа: Пружинин, Б. И. (доктор философских наук, главный редактор журнала "Вопросы философии") \.\; Выготский, Л. С. (психолог); Рубинштейн, С. Л. (философ, психолог); Леонтьев, А. Н. |
Гордеева, О. В. Околосмертный опыт: сравнение современных западных и древнеиндийских ведических представлений [Текст] : (на материале упанишад) / О. В. Гордеева> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2012. - № 3. - С. 121-137. - Библиогр.: с. 136-137 (32 назв.) . - ISSN 0137-0936 Рубрики: Психология Общая психология Кл.слова (ненормированные): околосмертный опыт -- ОСО -- кросс-культурные исследования -- упанишады -- западный ОСО -- древнеиндийский ОСО -- культурно-историческая психология -- культурно-историческая теория -- измененные состояния сознания -- внетелесный опыт -- древнеиндийские ведические представления Аннотация: В рамках кросс-культурных исследований околосмертного опыта (ОСО) было проведено сопоставление современного западного ОСО с представлениями о нем в ведической литературе ( материалом анализа стали упанишады). Обнаружено, что в древнеиндийских описаниях ОСО наряду с культурной спецификой присутствует большинство элементов, характерных для западного ОСО, при этом сходство касается не столько конкретного содержания элементов, сколько их роли в реализации универсального сценария путешествия в мир мертвых. |
Рычкова, О. В. О мозговых основах социального познания, поведения и психической патологии: концепция "социальный мозг" - "за" и "против" [Текст] / О. В. Рычкова, А. Б. Холмогорова> // Вопросы психологии. - 2012. - № 5. - С. 110-125. - Библиогр.: с. 122-125 (78 назв.) . - ISSN 0042-8841 Рубрики: Психология Социальная психология Кл.слова (ненормированные): социальный мозг -- социальная перцепция -- социальное познание -- социальное поведение -- восприятие социальных объектов -- префронтальная кора -- височные доли -- зеркальные нейроны -- индивидуальная теория психики -- шизофрения -- мозговые основы социального поведения -- культурно-историческая теория Аннотация: Рассматривается и анализируется понятие "социальный мозг", оно определяется как часть мозга, которая специализируется на восприятии социальных объектов. В статье приведены аргументы сторонников правомерности выделения этого понятия, основанные на данных мозгового сканирования и изучения патологических состояний. В качестве одного из таких мозговых механизмов, обеспечивающих представления о переживаниях и состояниях другого человека, описана "система зеркальных нейронов мозга". Приводятся аргументы противников, указывающих на социальный генез когнитивных процессов и высокую пластичность головного мозга. Отмечается тенденция западной науки к мозговому "локализационизму" - стремлению видеть причины психической патологии в дисфункциях областей, относящихся к "социальному мозгу". Приводится критика этой тенденции с позиций культурно-исторической психологии и современных биопсихосоциальных моделей. Доп.точки доступа: Холмогорова, А. Б. |
Майданский, Андрей Дмитриевич (доктор философских наук; профессор кафедры философии и социологии). Понятие личности в культурно-исторической психологии [Текст] / А. Д. Майданский> // Свободная мысль. - 2011. - № 10 (1628). - С. 77-92. - Библиогр. в сносках . - ISSN 0869-4443 Рубрики: Психология Психология личности Кл.слова (ненормированные): личность (психология) -- культурно-историческая теория -- культурно-историческая психология -- сознательное -- бессознательное -- органическая потребность -- общественный интерес -- сознание -- личность и общество -- общественные отношения -- культура -- межличностные отношения -- межличностные связи Аннотация: В культурно-исторической теории личность понимается как усвоенный и развиваемый индивидом фрагмент общественных отношений, культуры. |
Кириллов, Я. А. Эволюция учения о среде в культурно-исторической психологии [Текст] / Я. А. Кириллов> // Мир психологии. - 2012. - № 4. - С. 137-148. - Библиогр.: с. 148 (19 назв.) Рубрики: Психология История психологии Кл.слова (ненормированные): среда -- переживание -- личность -- мировоззрение -- культурно-историческая теория -- переходная среда Аннотация: Статья посвящена рассмотрению учения Л. С. Выготского о среде в контексте современной культурно исторической психологии. Проводится анализ критики учения Л. С. Выготского в советской психологии. Исследуется история развития учения Л. С. Выготского о среде в работах его учеников и последователей. Обсуждаются актуальные направления его развития. В качестве таковых называются положение Л. С. Выготского о единстве личности и мировоззрения, а также идея о переходной среде, раскрываемой автором. Доп.точки доступа: Выготский, Л. С. (педагог; психолог ; 1896-1932) |
Мещеряков, Б. Г. Зевс Харьковской психологии [Текст] / Б. Г. Мещеряков> // Вопросы психологии. - 2013. - № 4. - С. 124-135. - Библиогр.: с. 134-135 (39 назв.) . - ISSN 0042-8841
Рубрики: Психология--Украина История психологии Кл.слова (ненормированные): культурно-историческая теория -- деятельностный подход -- мнемический эффект -- непроизвольная память -- эффект генерации -- эффект глубины обработки -- мнемические процессы -- психологи Аннотация: Представлен обзор основных результатов исследований произвольной и непроизвольной опосредствованной памяти, проведенных П. И. Зинченко. Рассмотрены вопросы о взаимоотношениях его теории с теорией развития высших психических функций Л. С. Выготского и теорией деятельности А. Н. Леонтьева. Доп.точки доступа: Зинченко, П. И. (психолог ; 1903-1969); Выготский, Л. С. (психолог); Леонтьев, А. Н. (психолог ; 1903-1979) |
Веракса, А. Н. Социальный аспект в развитии регуляторных функций в детском возрасте: обзор современных зарубежных исследований [Текст] / А. Н. Веракса> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2014. - № 4. - С. 91-101. - Библиогр.: с. 99-101 (29 назв.) . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология Детская психология Социальная психология Кл.слова (ненормированные): взаимоотношения со сверстниками -- возрастная динамика -- детский возраст -- дошкольный возраст -- зарубежные исследования -- коммуникативный аспект взаимодействия -- культурно-историческая теория -- обзоры -- регуляторные функции -- роль взрослого -- саморегуляция -- совместное внимание -- социальная компетентность -- социальное взаимодействие Аннотация: В работе представлен обзор исследований, направленных на изучение регуляторных функций в детском возрасте. В приведенных исследованиях прослеживается возрастная динамика в формировании регуляторных функций и специфика роли взрослого на разных этапах их развития; особо подчеркивается коммуникативный аспект взаимодействия, но не учитывается роль взрослого как носителя культурных средств. |