Соловцова, Э. И.
    Понятие функциональной социокультурной грамотности в курсе обучения иностранным языкам / Э. И. Соловцова, И. В. Анурова // Иностранные языки в школе. - 2007. - N 2. - С. . 17-23
ББК 74.26
Рубрики: Образование. Педагогика--Методика преподавания учебных предметов
Кл.слова (ненормированные):
иностранные языки -- обучение -- грамотность функциональная -- функциональная грамотность -- образованность социокультурная -- социокультурная образованность -- фоновые знания -- умения и навыки


Доп.точки доступа:
Анурова, И. В.



    Макарова, Елена Александровна.
    Психологический механизм интроекции фона и схем как основа для саморазвития и самообучения / Е. А. Макарова // Высшее образование сегодня. - 2007. - N 2. - С. . 50-52. - Библиогр.: с. 52
ББК 74.202 + 88.4 + 88.37
Рубрики: Образование. Педагогика--Теория и методика обучения
   Психология--Отраслевая психология--Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
образованная личность -- личность -- обучение -- самообучение -- саморазвитие -- когнитивная психология -- интроекция фона -- интроекция схем -- психологический механизм интроекции -- фоновые знания -- ментальные схемы -- схемы -- фон -- когнитивная психология




    Ходякова, Л. А.
    Приобщение школьников к национальной культуре средствами изобразительного искусства / Л. А. Ходякова // Русский язык в школе. - 2004. - N 6. - С. . 8-15. - Библиогр. в сносках. - Продолж. следует
ББК 74.268.1Рус
Рубрики: Образование. Педагогика--Методика преподавания учебных предметов
Кл.слова (ненормированные):
русский язык -- русский язык в школе -- преподавание русского языка -- уроки русского языка -- национальная культура -- язык и культура -- культура народа -- изучение культуры народа -- культурный концепт -- фоновые знания -- культуроведческие тексты




    Полубиченко, Л. В.
    Нужна ли на факультетах иностранных языков художественная литература, или Как сформировать филологическую компетенцию? [Текст] / Л. В. Полубиченко, Е. Н. Соловова // Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2008. - N 3. - С. 128-142. - Библиогр. в примеч.
ББК 74.58
Рубрики: Образование. Педагогика
   Высшее профессиональное образование

Кл.слова (ненормированные):
университеты -- художественная литература -- высшая школа -- иностранные языки -- факультеты -- фоновые знания -- филологическая компетенция
Аннотация: Лингвисту, как и всякому образованному человеку, необходимо владеть определенным, культурным кодом, который включает известные имена, названия, факты и даты, крылатые фразы, расхожие цитаты. Значительная, если не большая часть такого обязательного минимума филологических фоновых знаний как в русской, так и в англоязычных культурах в той или иной степени, связана с художественной литературой, что и необходимо учитывать при разработке стандартов нового поколения, примерных учебных планов и программ по лингвистическим специальностям.


Доп.точки доступа:
Соловова, Е. Н.



    Стадульская, Н. А.
    Вербальный товарный знак как отражение национальной культуры [Текст] / Н. А. Стадульская // Иностранные языки в школе. - 2008. - N 8. - С. 82-87 . - ISSN 0130-6073
УДК
ББК 81.2 + 81.03
Рубрики: Языкознание
   Германские языки

   Лексикология

Кл.слова (ненормированные):
знаки товарные -- товарные знаки -- прагматонимы -- английский язык -- ономастика -- имена собственные -- собственные имена -- тексты рекламные -- рекламные тексты -- знания фоновые -- фоновые знания
Аннотация: Прагматические функции вербальных товарных знаков и отражение в них универсальных лингвистических характеристик английского языка.




    Ужова, Ольга Александровна (канд. филолог. наук, докторант Ивановского гос. ун-та).
    Лингвострановедение и словарь [Текст] / О. А. Ужова // Личность. Культура. Общество. - 2009. - Т. 11, вып. 1 (46/47). - С. 412-418 : Фот. - Библиогр.: с. 418 (15 назв. ) . - ISSN 1606-951X
УДК
ББК 81.03
Рубрики: Языкознание
   Лексикология

Кл.слова (ненормированные):
обучение иностранному языку -- методология языкознания -- лингвострановедческий подход -- коммуникативный подход -- страноведческие знания -- фоновые знания -- учебные пособия -- словари-справочники -- лингвокультурные словари-справочники -- словники -- язык и культура -- культурные ассоциации
Аннотация: Проблемы описания иноязычной культуры с учебными целями. Автором разработан новый тип лингвокультурного словаря-справочника, интегральными частями которого являются словник, состоящий из культурно-ориентированной лексики, раздел под названием "Культурные ассоциации" и набор упражнений.




    Юнусова, Юлия Фаритовна.
    Социокультурный аспект учебных материалов и принципы работы с фоновой информацией в современном учебнике по английскому языку [Текст] / Ю. Ф. Юнусова // Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2009. - N 2. - С. 120-124. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 124 . - ISSN 0201-7385
ББК 81.00
Рубрики: Языкознание
   Практическое владение языком

Кл.слова (ненормированные):
английский язык -- иностранные языки -- обучение иностранным языкам -- комментирование -- зарубежные учебные пособия -- учебные материалы -- социокультурная компетенция -- коммуникативная компетентность -- вертикальный контекст -- фоновые знания -- фоновая информация
Аннотация: В современных учебниках по английскому языку встречается значительное количество фоновой информации. Она представляет собой проблему, если расходится с фоновыми знаниями учащихся и преподавателей. Правильная и осознанная работа с социокультурной информацией, данной в учебнике, помогает разнообразить урок, знакомит учащихся не только с языковыми явлениями, но и аспектами окружающего мира.




    Вербицкая, Мария Валерьевна (доктор филологических наук).
    Программа лекционного курса "Введение в теорию перевода" для студентов III курса отделения лингвистики и межкультурной коммуникации [Текст] / М. В. Вербицкая // Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2010. - N 3. - С. 7-22 : табл. - Библиогр.: с. 21-22 . - ISSN 0201-7385
УДК
ББК 74.58 + 81.07
Рубрики: Языкознание
   Образование. Педагогика

   Высшее профессиональное образование

   Теория перевода

Кл.слова (ненормированные):
типология видов перевода -- программы -- высшая школа -- переводческая деятельность -- репрезентативность -- история перевода -- лекционные курсы -- фоновые знания -- практический перевод
Аннотация: В данной программе обосновывается статус теории перевода как самостоятельной учебной дисциплины. Рассматриваются основные проблемы современной теории: типология видов перевода, проблема переводимости, качество перевода (понятие репрезентативности), модели переводческой деятельности, фоновые знания переводчика, прагматика перевода.




    Лукшик, Ливиа.
    Функции интертекстуальных включений в немецких рекламных текстах [Текст] / Л. Лукшик // Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2011. - N 3. - С. 112-117. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 117. - Рез. англ. - Подстроч. примеч. . - ISSN 0201-7385
УДК
ББК 81.07
Рубрики: Языкознание
   Теория перевода

Кл.слова (ненормированные):
имплицитный смысл -- немецкие рекламные тексты -- функции -- немецкий язык -- интертекстуальность -- иностранные языки -- немецкая реклама -- рекламные тексты -- фоновые знания -- интертекстуальные включения
Аннотация: Рассмотрение типологии функций интертекстуальности в немецкой рекламе. Выделены такие функции, как аргументативная, апеллятивная, фатическая, экспрессивная, референтивная, развлекательная и символическая. Их реализация усиливает воздейственный потенциал рекламных текстов.




    Ахмедова, Лайлохон Толибжоновна (кандидат педагогических наук; профессор; заведующая кафедрой методики преподавания языков).
    К вопросу об использовании комплексного комментария при работе с художественными текстами [Текст] / Л. Т. Ахмедова // Высшее образование сегодня. - 2011. - N 8. - С. 53-55. - Библиогр.: с. 55 (4 назв. ) . - ISSN 1726-667X
ББК 74.58 + 74.202
Рубрики: Образование. Педагогика
   Высшее профессиональное образование--Узбекистан

   Теория и методика обучения

Кл.слова (ненормированные):
высшее образование -- высшие учебные заведения -- вузы -- студенты-билингвы -- билингвы -- узбекская аудитория -- зарубежные страны -- страны ближнего зарубежья -- ближнее зарубежье -- русский язык как иностранный -- обучение русскому языку -- русская литература -- обучение литературе -- художественные тексты -- комментирование художественных текстов -- комплексное комментирование -- комментарии -- комплексный комментарий -- лингвострановедческий комментарий -- этнокультуроведческий комментарий -- фоновые знания -- средства обучения -- изобразительная наглядность
Аннотация: Раскрыты специфика изучения и проблемы восприятия русских художественных текстов в узбекской аудитории. Рассмотрены этапы комплексного комментирования в процессе работы над художественным текстом. Приведены примеры заданий по освоению художественного текста при изучении романа А. С.  Пушкина "Капитанская дочка".


Доп.точки доступа:
Пушкин, Александр Сергеевич (русский поэт, драматург и прозаик ; 1799 - 1837) \о нем\



    Шмелева, Е. Я.
    Кот ученый, астрологические прогнозы и великий и могучий [Текст] : о важности фоновых знаний для понимания текста / Е. Я. Шмелева // Русский язык - Первое сентября. - 2012. - № 8. - С. 4-6 : ил.
ББК 81.2Рус
Рубрики: Языкознание
   Русский язык

Кл.слова (ненормированные):
фоновые знания -- понимание текста -- цитаты -- цитирование -- крылатые выражения -- ходячие выражения -- носители русского языка -- журналистские штампы
Аннотация: Для понимания большинства русских текстов недостаточно только знания языка. Нужно, чтобы у автора текста и его читателей был общий набор, как говорят лингвисты, фоновых знаний - одни сказки, книги, фильмы, телепередачи, песни и т. д.




    Карабегова, Е. В. (доктор филологических наук).
    Проблема перевода текста романа К. М. Виланда "История Агатона" в контексте обучения переводу студентов III-IV курсов немецкого отделения в ЕГЛУ им. В. Брюсова (к проблеме фоновых знаний) [Текст] / Е. В. Карабегова // Иностранные языки в высшей школе. - 2013. - № 2. - С. 19-24. - Библиогр.: с. 24. - Библиогр. в подстроч. примеч. . - ISSN 2072-7607
УДК
ББК 81
Рубрики: Языкознание
   Теория перевода

Кл.слова (ненормированные):
3 курс -- 4 курс -- 5 курс -- вузы -- высшие учебные заведения -- доклады -- иностранные языки -- международные конференции -- методики обучения -- немецкая литература -- немецкий язык -- обучение переводу -- преподавание иностранных языков -- преподавание немецкого языка -- студенты -- фоновые знания -- эпоха Просвещения
Аннотация: Автор рассматривает методику сбора фоновой информации для перевода романа К. М. Виланда "История Агатона" студентами ЕГЛУ в процессе их обучения немецкому языку.


Доп.точки доступа:
Виланд, К. М. (немецкий писатель ; 1733-1813); ЕГЛУ им. В. Брюсова



    Кикоть, В. М. (кандидат филологических наук).
    Аллюзивный подтекст и перевод [Текст] / В. М. Кикоть // Иностранные языки в высшей школе. - 2013. - № 2. - С. 24-33. - Библиогр.: с. 32-33 (24 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. . - ISSN 2072-7607
УДК
ББК 81
Рубрики: Языкознание
   Теория перевода

Кл.слова (ненормированные):
аллюзивный подтекст -- аллюзии -- американские поэты -- доклады -- международные конференции -- переводческие недочеты -- переводы -- поэтические произведения -- поэтические тексты -- русский язык -- стилистические приемы -- украинский язык -- фоновые знания
Аннотация: В статье исследуется стилистический прием аллюзии, принимающий участие в формировании подтекста поэтического произведения.


Доп.точки доступа:
Фрост, Р. (американский поэт ; 1874-1963)



    Комарова, Анна Игоревна (доктор филологических наук).
    В поисках утраченной географичности [Текст] = In Search of Lost Geography (English Translation of Descriptions of Geographical Specialties, Names of Disciplines, Titles of Geographers’ Term Papers and Dissertations: Analysis, Difficulties, Features, Mistakes and Recommendations) : (перевод на английский язык описаний географических специальностей, названий дисциплин, курсовых и дипломных работ географов: анализ, трудности, особенности, ошибки, рекомендации) / А. И. Комарова, И. Ю. Окс // Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2013. - № 3. - С. 136-152 : 7 табл. - Библиогр.: с. 152. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Подстроч. примеч. - Рез. англ. . - ISSN 0201-7385
УДК
ББК 81.2
Рубрики: Языкознание
   Германские языки

Кл.слова (ненормированные):
английские названия -- географическая терминология -- географические названия -- география -- дипломные работы -- естественные науки -- иностранные языки -- курсовые работы -- ошибки -- переводчики -- переводы -- русские названия -- термины -- трудности перевода -- фоновые знания -- языковые трудности
Аннотация: Особенности научной речи в области географии и переводы на английский язык названий курсовых и дипломных работ, раскрываются причины ошибок и неточностей в переводах, даются рекомендации по их исправлению, а также делается вывод о том, что фоновые знания из области естественных наук чрезвычайно важны для правильного перевода и должны входить в состав культурного багажа переводчика.


Доп.точки доступа:
Окс, Ирина Юрьевна



    Вдовина, Елена Константиновна (кандидат педагогических наук, доцент).
    Принципы когнитивно-коммуникативного подхода в обучении чтению англоязычной прессы в условиях несовершенного владения английским языком [Текст] / Е. К. Вдовина // Alma mater = Вестник высшей школы. - 2013. - № 12. - С. 77-82. - Библиогр.: с. 82 (9 назв.) . - ISSN 0321-0383
ББК 74.58
Рубрики: Образование. Педагогика--Россия, 21 в. нач.
   Высшее профессиональное образование

Кл.слова (ненормированные):
английский язык -- беспереводное чтение -- знание лексики -- когнитивно-коммуникативный подход -- концептуальные знания -- незнание лексики -- несовершенное владение языком -- психологическая зависимость -- фоновые знания
Аннотация: Рассмотрены частные принципы когнитивно-коммуникативного подхода в обучении студентов-экономистов чтению англоязычной прессы в условиях несовершенного владения английским языком. Обоснованы психолого-педагогические эффекты беспереводного чтения в условиях актуализации концептуальных фоновых знаний при опоре на широко понимаемую контекстуализацию.




    Гончарук, Е. Ю. (старший преподаватель).
    Лингвокультурная компетенция студентов в рамках проектирования учебного курса культурной грамотности [Текст] / Е. Ю. Гончарук, Е. В. Калачинская, Ю. О. Коновалова // Педагогика. - 2014. - № 1. - С. 84-90. - Библиогр.: с. 90 (14 назв.) . - ISSN 0869-561X
ББК 74.58
Рубрики: Образование. Педагогика
   Высшее профессиональное образование

Кл.слова (ненормированные):
ЛКК -- анкетирование студентов -- владение фоновыми знаниями -- высшая школа -- высшее образование -- исследования культурной грамотности -- культурная грамотность -- лексические единицы -- лингвокультурная компетентность -- результаты анкетирования -- студенты -- фоновые знания
Аннотация: В статье нашли отражение результаты исследования культурной грамотности студентов. На основе анкетирования был определен уровень сформированности лингвокультурной компетенции учащихся в одном из ее сегментов.


Доп.точки доступа:
Калачинская, Е. В. (кандидат филологических наук; доцент); Коновалова, Ю. О. (кандидат филологических наук; заведующая кафедрой)



    Максимчук, Нина Алексеевна (доктор филологических наук; профессор).
    О принципах организации учебного лингвокраеведческого словаря имен собственных [Текст] / Н. А. Максимчук, Н. В. Бубнова // Вопросы филологии. - 2015. - № 1. - С. 79-88. - Библиогр.: с. 87-88 (17 назв. )
УДК
ББК 81.2Рус + 81.03
Рубрики: Языкознание
   Русский язык

   Лексикология

Кл.слова (ненормированные):
антропонимы -- имена собственные -- культурологическая информация -- лексикография -- лингвокраеведение -- лингвокраеведческие словари -- онимы -- ономастические словари -- собственные имена -- топонимы -- учебные словари -- фоновые знания -- языковая личность
Аннотация: Рассматриваются вопросы создания учебных лингвокраеведческих ономастических словарей, которые могут стать необходимым посредником между обучающимся и русской языковой средой в ее региональном воплощении.


Доп.точки доступа:
Бубнова, Нина Викторовна (кандидат филологических наук; доцент)



    Чернобров, Алексей Александрович (доктор филологических наук; профессор кафедры иностранных языков).
    Музыкальное образование в лингвокультурологическом аспекте [Текст] : сравнительный ассоциативный эксперимент с музыкальными терминами в профессиональной и профанной среде / А. А. Чернобров, Н. М. Морозова // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 6. - С. 199-207 : 2 табл., 2 рис. - Библиогр.: с. 206 (15 назв. ) . - ISSN 1813-4718
УДК
ББК 74.58
Рубрики: Образование. Педагогика
   Высшее профессиональное образование

Кл.слова (ненормированные):
ассоциативные эксперименты -- линвокультурология -- музыкальное образование -- музыкальные термины -- психолингвистика -- фоновые знания
Аннотация: В статье кратко представлены результаты сравнительного ассоциативного эксперимента в двух группах - студенты музыкального училища и студенты-филологи. Словами-стимулами служили музыкальные термины. Реакции респондентов отражают фоновые знания студентов-филологов о базовых музыкальных понятиях и начальные профессиональные знания студентов-музыкантов. В статье приводится классификация реакций, среди которых: характерный признак, гипероним, подобие, частотный сопровождающий термин, субъективно-оценочное слово, персоналия, название. Современный музыкальный дискурс (как и другие виды специального дискурса) существует в трех видах - профессиональном, профанном и смешанном. Эксперимент показывает различия профессионального или профанного дискурса. С дугой стороны, наблюдается некоторое стилистическое снижение дискурса музыкантов-профессионалов.


Доп.точки доступа:
Морозова, Надежда Маратовна (преподаватель кафедры иностранной филологии и переводческого дела)