Соловцова, Э. И. Понятие функциональной социокультурной грамотности в курсе обучения иностранным языкам / Э. И. Соловцова, И. В. Анурова> // Иностранные языки в школе. - 2007. - N 2. - С. . 17-23 Рубрики: Образование. Педагогика--Методика преподавания учебных предметов Кл.слова (ненормированные): иностранные языки -- обучение -- грамотность функциональная -- функциональная грамотность -- образованность социокультурная -- социокультурная образованность -- фоновые знания -- умения и навыки Доп.точки доступа: Анурова, И. В. |
Макарова, Елена Александровна. Психологический механизм интроекции фона и схем как основа для саморазвития и самообучения / Е. А. Макарова> // Высшее образование сегодня. - 2007. - N 2. - С. . 50-52. - Библиогр.: с. 52 Рубрики: Образование. Педагогика--Теория и методика обучения Психология--Отраслевая психология--Психология личности Кл.слова (ненормированные): образованная личность -- личность -- обучение -- самообучение -- саморазвитие -- когнитивная психология -- интроекция фона -- интроекция схем -- психологический механизм интроекции -- фоновые знания -- ментальные схемы -- схемы -- фон -- когнитивная психология |
Ходякова, Л. А. Приобщение школьников к национальной культуре средствами изобразительного искусства / Л. А. Ходякова> // Русский язык в школе. - 2004. - N 6. - С. . 8-15. - Библиогр. в сносках. - Продолж. следует Рубрики: Образование. Педагогика--Методика преподавания учебных предметов Кл.слова (ненормированные): русский язык -- русский язык в школе -- преподавание русского языка -- уроки русского языка -- национальная культура -- язык и культура -- культура народа -- изучение культуры народа -- культурный концепт -- фоновые знания -- культуроведческие тексты |
Полубиченко, Л. В. Нужна ли на факультетах иностранных языков художественная литература, или Как сформировать филологическую компетенцию? [Текст] / Л. В. Полубиченко, Е. Н. Соловова> // Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2008. - N 3. - С. 128-142. - Библиогр. в примеч. Рубрики: Образование. Педагогика Высшее профессиональное образование Кл.слова (ненормированные): университеты -- художественная литература -- высшая школа -- иностранные языки -- факультеты -- фоновые знания -- филологическая компетенция Аннотация: Лингвисту, как и всякому образованному человеку, необходимо владеть определенным, культурным кодом, который включает известные имена, названия, факты и даты, крылатые фразы, расхожие цитаты. Значительная, если не большая часть такого обязательного минимума филологических фоновых знаний как в русской, так и в англоязычных культурах в той или иной степени, связана с художественной литературой, что и необходимо учитывать при разработке стандартов нового поколения, примерных учебных планов и программ по лингвистическим специальностям. Доп.точки доступа: Соловова, Е. Н. |
Стадульская, Н. А. Вербальный товарный знак как отражение национальной культуры [Текст] / Н. А. Стадульская> // Иностранные языки в школе. - 2008. - N 8. - С. 82-87 . - ISSN 0130-6073
Рубрики: Языкознание Германские языки Лексикология Кл.слова (ненормированные): знаки товарные -- товарные знаки -- прагматонимы -- английский язык -- ономастика -- имена собственные -- собственные имена -- тексты рекламные -- рекламные тексты -- знания фоновые -- фоновые знания Аннотация: Прагматические функции вербальных товарных знаков и отражение в них универсальных лингвистических характеристик английского языка. |
Ужова, Ольга Александровна (канд. филолог. наук, докторант Ивановского гос. ун-та). Лингвострановедение и словарь [Текст] / О. А. Ужова> // Личность. Культура. Общество. - 2009. - Т. 11, вып. 1 (46/47). - С. 412-418 : Фот. - Библиогр.: с. 418 (15 назв. ) . - ISSN 1606-951X
Рубрики: Языкознание Лексикология Кл.слова (ненормированные): обучение иностранному языку -- методология языкознания -- лингвострановедческий подход -- коммуникативный подход -- страноведческие знания -- фоновые знания -- учебные пособия -- словари-справочники -- лингвокультурные словари-справочники -- словники -- язык и культура -- культурные ассоциации Аннотация: Проблемы описания иноязычной культуры с учебными целями. Автором разработан новый тип лингвокультурного словаря-справочника, интегральными частями которого являются словник, состоящий из культурно-ориентированной лексики, раздел под названием "Культурные ассоциации" и набор упражнений. |
Юнусова, Юлия Фаритовна. Социокультурный аспект учебных материалов и принципы работы с фоновой информацией в современном учебнике по английскому языку [Текст] / Ю. Ф. Юнусова> // Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2009. - N 2. - С. 120-124. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 124 . - ISSN 0201-7385 Рубрики: Языкознание Практическое владение языком Кл.слова (ненормированные): английский язык -- иностранные языки -- обучение иностранным языкам -- комментирование -- зарубежные учебные пособия -- учебные материалы -- социокультурная компетенция -- коммуникативная компетентность -- вертикальный контекст -- фоновые знания -- фоновая информация Аннотация: В современных учебниках по английскому языку встречается значительное количество фоновой информации. Она представляет собой проблему, если расходится с фоновыми знаниями учащихся и преподавателей. Правильная и осознанная работа с социокультурной информацией, данной в учебнике, помогает разнообразить урок, знакомит учащихся не только с языковыми явлениями, но и аспектами окружающего мира. |
Вербицкая, Мария Валерьевна (доктор филологических наук). Программа лекционного курса "Введение в теорию перевода" для студентов III курса отделения лингвистики и межкультурной коммуникации [Текст] / М. В. Вербицкая> // Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2010. - N 3. - С. 7-22 : табл. - Библиогр.: с. 21-22 . - ISSN 0201-7385
Рубрики: Языкознание Образование. Педагогика Высшее профессиональное образование Теория перевода Кл.слова (ненормированные): типология видов перевода -- программы -- высшая школа -- переводческая деятельность -- репрезентативность -- история перевода -- лекционные курсы -- фоновые знания -- практический перевод Аннотация: В данной программе обосновывается статус теории перевода как самостоятельной учебной дисциплины. Рассматриваются основные проблемы современной теории: типология видов перевода, проблема переводимости, качество перевода (понятие репрезентативности), модели переводческой деятельности, фоновые знания переводчика, прагматика перевода. |
Лукшик, Ливиа. Функции интертекстуальных включений в немецких рекламных текстах [Текст] / Л. Лукшик> // Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2011. - N 3. - С. 112-117. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 117. - Рез. англ. - Подстроч. примеч. . - ISSN 0201-7385
Рубрики: Языкознание Теория перевода Кл.слова (ненормированные): имплицитный смысл -- немецкие рекламные тексты -- функции -- немецкий язык -- интертекстуальность -- иностранные языки -- немецкая реклама -- рекламные тексты -- фоновые знания -- интертекстуальные включения Аннотация: Рассмотрение типологии функций интертекстуальности в немецкой рекламе. Выделены такие функции, как аргументативная, апеллятивная, фатическая, экспрессивная, референтивная, развлекательная и символическая. Их реализация усиливает воздейственный потенциал рекламных текстов. |
Ахмедова, Лайлохон Толибжоновна (кандидат педагогических наук; профессор; заведующая кафедрой методики преподавания языков). К вопросу об использовании комплексного комментария при работе с художественными текстами [Текст] / Л. Т. Ахмедова> // Высшее образование сегодня. - 2011. - N 8. - С. 53-55. - Библиогр.: с. 55 (4 назв. ) . - ISSN 1726-667X Рубрики: Образование. Педагогика Высшее профессиональное образование--Узбекистан Теория и методика обучения Кл.слова (ненормированные): высшее образование -- высшие учебные заведения -- вузы -- студенты-билингвы -- билингвы -- узбекская аудитория -- зарубежные страны -- страны ближнего зарубежья -- ближнее зарубежье -- русский язык как иностранный -- обучение русскому языку -- русская литература -- обучение литературе -- художественные тексты -- комментирование художественных текстов -- комплексное комментирование -- комментарии -- комплексный комментарий -- лингвострановедческий комментарий -- этнокультуроведческий комментарий -- фоновые знания -- средства обучения -- изобразительная наглядность Аннотация: Раскрыты специфика изучения и проблемы восприятия русских художественных текстов в узбекской аудитории. Рассмотрены этапы комплексного комментирования в процессе работы над художественным текстом. Приведены примеры заданий по освоению художественного текста при изучении романа А. С. Пушкина "Капитанская дочка". Доп.точки доступа: Пушкин, Александр Сергеевич (русский поэт, драматург и прозаик ; 1799 - 1837) \о нем\ |
Шмелева, Е. Я. Кот ученый, астрологические прогнозы и великий и могучий [Текст] : о важности фоновых знаний для понимания текста / Е. Я. Шмелева> // Русский язык - Первое сентября. - 2012. - № 8. - С. 4-6 : ил. Рубрики: Языкознание Русский язык Кл.слова (ненормированные): фоновые знания -- понимание текста -- цитаты -- цитирование -- крылатые выражения -- ходячие выражения -- носители русского языка -- журналистские штампы Аннотация: Для понимания большинства русских текстов недостаточно только знания языка. Нужно, чтобы у автора текста и его читателей был общий набор, как говорят лингвисты, фоновых знаний - одни сказки, книги, фильмы, телепередачи, песни и т. д. |
Карабегова, Е. В. (доктор филологических наук). Проблема перевода текста романа К. М. Виланда "История Агатона" в контексте обучения переводу студентов III-IV курсов немецкого отделения в ЕГЛУ им. В. Брюсова (к проблеме фоновых знаний) [Текст] / Е. В. Карабегова> // Иностранные языки в высшей школе. - 2013. - № 2. - С. 19-24. - Библиогр.: с. 24. - Библиогр. в подстроч. примеч. . - ISSN 2072-7607
Рубрики: Языкознание Теория перевода Кл.слова (ненормированные): 3 курс -- 4 курс -- 5 курс -- вузы -- высшие учебные заведения -- доклады -- иностранные языки -- международные конференции -- методики обучения -- немецкая литература -- немецкий язык -- обучение переводу -- преподавание иностранных языков -- преподавание немецкого языка -- студенты -- фоновые знания -- эпоха Просвещения Аннотация: Автор рассматривает методику сбора фоновой информации для перевода романа К. М. Виланда "История Агатона" студентами ЕГЛУ в процессе их обучения немецкому языку. Доп.точки доступа: Виланд, К. М. (немецкий писатель ; 1733-1813); ЕГЛУ им. В. Брюсова |
Кикоть, В. М. (кандидат филологических наук). Аллюзивный подтекст и перевод [Текст] / В. М. Кикоть> // Иностранные языки в высшей школе. - 2013. - № 2. - С. 24-33. - Библиогр.: с. 32-33 (24 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. . - ISSN 2072-7607
Рубрики: Языкознание Теория перевода Кл.слова (ненормированные): аллюзивный подтекст -- аллюзии -- американские поэты -- доклады -- международные конференции -- переводческие недочеты -- переводы -- поэтические произведения -- поэтические тексты -- русский язык -- стилистические приемы -- украинский язык -- фоновые знания Аннотация: В статье исследуется стилистический прием аллюзии, принимающий участие в формировании подтекста поэтического произведения. Доп.точки доступа: Фрост, Р. (американский поэт ; 1874-1963) |
Комарова, Анна Игоревна (доктор филологических наук). В поисках утраченной географичности [Текст] = In Search of Lost Geography (English Translation of Descriptions of Geographical Specialties, Names of Disciplines, Titles of Geographers’ Term Papers and Dissertations: Analysis, Difficulties, Features, Mistakes and Recommendations) : (перевод на английский язык описаний географических специальностей, названий дисциплин, курсовых и дипломных работ географов: анализ, трудности, особенности, ошибки, рекомендации) / А. И. Комарова, И. Ю. Окс> // Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2013. - № 3. - С. 136-152 : 7 табл. - Библиогр.: с. 152. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Подстроч. примеч. - Рез. англ. . - ISSN 0201-7385
Рубрики: Языкознание Германские языки Кл.слова (ненормированные): английские названия -- географическая терминология -- географические названия -- география -- дипломные работы -- естественные науки -- иностранные языки -- курсовые работы -- ошибки -- переводчики -- переводы -- русские названия -- термины -- трудности перевода -- фоновые знания -- языковые трудности Аннотация: Особенности научной речи в области географии и переводы на английский язык названий курсовых и дипломных работ, раскрываются причины ошибок и неточностей в переводах, даются рекомендации по их исправлению, а также делается вывод о том, что фоновые знания из области естественных наук чрезвычайно важны для правильного перевода и должны входить в состав культурного багажа переводчика. Доп.точки доступа: Окс, Ирина Юрьевна |
Вдовина, Елена Константиновна (кандидат педагогических наук, доцент). Принципы когнитивно-коммуникативного подхода в обучении чтению англоязычной прессы в условиях несовершенного владения английским языком [Текст] / Е. К. Вдовина> // Alma mater = Вестник высшей школы. - 2013. - № 12. - С. 77-82. - Библиогр.: с. 82 (9 назв.) . - ISSN 0321-0383 Рубрики: Образование. Педагогика--Россия, 21 в. нач. Высшее профессиональное образование Кл.слова (ненормированные): английский язык -- беспереводное чтение -- знание лексики -- когнитивно-коммуникативный подход -- концептуальные знания -- незнание лексики -- несовершенное владение языком -- психологическая зависимость -- фоновые знания Аннотация: Рассмотрены частные принципы когнитивно-коммуникативного подхода в обучении студентов-экономистов чтению англоязычной прессы в условиях несовершенного владения английским языком. Обоснованы психолого-педагогические эффекты беспереводного чтения в условиях актуализации концептуальных фоновых знаний при опоре на широко понимаемую контекстуализацию. |
Гончарук, Е. Ю. (старший преподаватель). Лингвокультурная компетенция студентов в рамках проектирования учебного курса культурной грамотности [Текст] / Е. Ю. Гончарук, Е. В. Калачинская, Ю. О. Коновалова> // Педагогика. - 2014. - № 1. - С. 84-90. - Библиогр.: с. 90 (14 назв.) . - ISSN 0869-561X Рубрики: Образование. Педагогика Высшее профессиональное образование Кл.слова (ненормированные): ЛКК -- анкетирование студентов -- владение фоновыми знаниями -- высшая школа -- высшее образование -- исследования культурной грамотности -- культурная грамотность -- лексические единицы -- лингвокультурная компетентность -- результаты анкетирования -- студенты -- фоновые знания Аннотация: В статье нашли отражение результаты исследования культурной грамотности студентов. На основе анкетирования был определен уровень сформированности лингвокультурной компетенции учащихся в одном из ее сегментов. Доп.точки доступа: Калачинская, Е. В. (кандидат филологических наук; доцент); Коновалова, Ю. О. (кандидат филологических наук; заведующая кафедрой) |
Максимчук, Нина Алексеевна (доктор филологических наук; профессор). О принципах организации учебного лингвокраеведческого словаря имен собственных [Текст] / Н. А. Максимчук, Н. В. Бубнова> // Вопросы филологии. - 2015. - № 1. - С. 79-88. - Библиогр.: с. 87-88 (17 назв. )
Рубрики: Языкознание Русский язык Лексикология Кл.слова (ненормированные): антропонимы -- имена собственные -- культурологическая информация -- лексикография -- лингвокраеведение -- лингвокраеведческие словари -- онимы -- ономастические словари -- собственные имена -- топонимы -- учебные словари -- фоновые знания -- языковая личность Аннотация: Рассматриваются вопросы создания учебных лингвокраеведческих ономастических словарей, которые могут стать необходимым посредником между обучающимся и русской языковой средой в ее региональном воплощении. Доп.точки доступа: Бубнова, Нина Викторовна (кандидат филологических наук; доцент) |
Чернобров, Алексей Александрович (доктор филологических наук; профессор кафедры иностранных языков). Музыкальное образование в лингвокультурологическом аспекте [Текст] : сравнительный ассоциативный эксперимент с музыкальными терминами в профессиональной и профанной среде / А. А. Чернобров, Н. М. Морозова> // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 6. - С. 199-207 : 2 табл., 2 рис. - Библиогр.: с. 206 (15 назв. ) . - ISSN 1813-4718
Рубрики: Образование. Педагогика Высшее профессиональное образование Кл.слова (ненормированные): ассоциативные эксперименты -- линвокультурология -- музыкальное образование -- музыкальные термины -- психолингвистика -- фоновые знания Аннотация: В статье кратко представлены результаты сравнительного ассоциативного эксперимента в двух группах - студенты музыкального училища и студенты-филологи. Словами-стимулами служили музыкальные термины. Реакции респондентов отражают фоновые знания студентов-филологов о базовых музыкальных понятиях и начальные профессиональные знания студентов-музыкантов. В статье приводится классификация реакций, среди которых: характерный признак, гипероним, подобие, частотный сопровождающий термин, субъективно-оценочное слово, персоналия, название. Современный музыкальный дискурс (как и другие виды специального дискурса) существует в трех видах - профессиональном, профанном и смешанном. Эксперимент показывает различия профессионального или профанного дискурса. С дугой стороны, наблюдается некоторое стилистическое снижение дискурса музыкантов-профессионалов. Доп.точки доступа: Морозова, Надежда Маратовна (преподаватель кафедры иностранной филологии и переводческого дела) |