Сыромятников, И. В. (д-р психол. наук, проф.). Научно-теоретические предпосылки модельных представлений о сущности профессионализма субъектов психологической работы и направлениях его совершенствования [Текст] / И. В. Сыромятников, А. В. Коваленко> // Инновации в образовании. - 2008. - N 11. - С. 67-87. - Библиогр.: с. 85-87 (18 назв. ) . - ISSN 1609-4646 Рубрики: Военное дело--Казахстан Вооруженные силы в целом Психология Военная психология Кл.слова (ненормированные): боевые действия -- военнослужащие -- военные психологи -- Вооруженные силы -- дисциплина -- мотивационный компонент -- операционный компонент -- офицеры -- профессионализм -- профессиональное взаимодействие -- профессиональное становление -- психологи -- психологическая работа -- психологическое обеспечение -- рефлексивный компонент -- совершенствование профессионализма Аннотация: В статье представлен анализ теоретических источников и исторического опыта становления и развития системы психологической работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан. Выработаны модельные представления, включающие положения о сущности профессионализма, условиях его становления и развития у субъектов психологической работы. Выделены компоненты профессионализма военных специалистов, занимающихся психологической работой. Доп.точки доступа: Коваленко, А. В.; Караяни \а. Г.\; Маклакова \а. Г.\; Селезнев \в. И.\; Утлик \э. П.\; Гандер \д. В.\ |
Агранат, Юлия Владимировна. Поликультурная личность специалиста социальной сферы и особенности ее формирования при обучении иностранному языку [Текст] / Ю. В. Агранат> // Вестник Московского университета. Сер. 20, Педагогическое образование. - 2008. - N 4. - С. 83-88 : 3 рис. - Библиогр.: с. 88 Рубрики: Образование. Педагогика Высшее профессиональное образование Кл.слова (ненормированные): вузы -- высшая школа -- социальная сфера -- тестирование -- подготовка специалистов -- эмпатия -- толерантность -- анкетирование -- иностранные языки -- спецкурсы -- когнитивный компонент -- коммуникативная толерантность -- поликультурность -- аффективный компонент -- поликультурная личность -- мотивационный компонент Аннотация: О результатах исследования, проведенного на базе Дальневосточного государственного университета путей сообщения, подтверждающих эффективность предложенных педагогических условий формирования поликультурной личности при обучении иностранному языку. Доп.точки доступа: Дальневосточный государственный университет путей сообщения |
Кусакина, С. Н. Мотивация поступления в вуз у старшеклассников и студентов [Текст] : дайджест / С. Н. Кусакина> // Психология обучения. - 2008. - N 11. - С. 109-110 . - ISSN 1561-2457 Рубрики: Психология Педагогическая психология взрослых Кл.слова (ненормированные): поступление в вуз -- абитуриенты -- вузовское обучение -- получение диплома -- моторно-организационный компонент -- профессиональная готовность -- старшеклассники -- мотивационный компонент -- волевой компонент -- интеллектуальная готовность Аннотация: Составляющие готовности к вузовскому обучению: на основе анализа литературы. |
Карпушкина, Л. В. Сущностные и критериальные характеристики готовности старшего дошкольника к сотрудничеству в образовательном пространстве [Текст] / Л. В. Карпушкина> // Педагогическое образование и наука. - 2008. - N 8. - С. 94-96. - Библиогр.: с. 96 (4 назв. ) Рубрики: Образование. Педагогика--Россия, 21 в. нач. Дошкольная педагогика Психология Детская психология Кл.слова (ненормированные): межличностное взаимодействие -- личностно-ориентированное образование -- характеристика личности -- когнитивный компонент -- мотивационный компонент -- регулятивный компонент -- самореализация -- гуманизация образования Аннотация: Под готовностью ребенка к сотрудничеству в образовательном пространстве автор понимает сложную, сформированную в результате синтеза ряда качеств и свойств, относительно устойчивую характеристику личности, отражающую ее направленность на познавательную деятельность и обеспечивающую успешность конструктивного взаимодействия с окружающими людьми. |
Циринг, Д. А. (кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии ЧГУ). Психологическое содержание когнитивного компонента личностной беспомощности [Текст] / Д. А. Циринг> // Образование и общество. - 2010. - N 1 (60). - С. 64-67. - Библиогр.: с. 67 (9 назв. ) . - ISSN 2071-6710 Рубрики: Психология Психология личности Детская психология Кл.слова (ненормированные): личностная беспомощность -- выученная беспомощность -- беспомощность -- когнитивный компонент -- мотивационный компонент -- эмоциональный компонент -- волевой компонент -- депрессия -- пессимизм -- конвергентное мышление -- дивергентное мышление Аннотация: Приводятся результаты исследования когнитивного компонента личностной беспомощности, проведенного на выборках детского, подросткового и юношеского возраста в рамках авторской концепции личностной беспомощности. |
Савостьянова, Ирина Леонидовна (ст. преподаватель). Формирование исследовательской компетентности в процессе профессиональной подготовки студентов экономических специальностей вузов [Текст] / И. Л. Савостьянова> // Высшее образование сегодня. - 2010. - N 9. - С. 45-48 : фот. - Библиогр.: с. 48 (13 назв. ) . - ISSN 1726-667X Рубрики: Образование. Педагогика Высшее профессиональное образование Кл.слова (ненормированные): высшее образование -- высшие учебные заведения -- вузы -- экономическое образование -- экономические специальности -- профессия экономиста -- будущие экономисты -- студенты-экономисты -- экономисты -- профессиональная подготовка -- компетентностный подход -- компетенции -- компетентности -- профессиональная компетентность -- исследовательская компетентность -- компоненты исследовательской компетентности -- когнитивный компонент -- деятельностный компонент -- мотивационный компонент -- рефлексивный компонент -- исследовательская деятельность Аннотация: Компетентностный подход в профессиональной подготовке экономистов. Структура и содержание исследовательской компетентности студентов экономических специальностей вузов. Динамика формирования исследовательской компетентности будущих экономистов. |
Харитонова, Ф. П. Содержание и структура этнопедагогической компетентности учителя [Текст] / Ф. П. Харитонова> // Педагогическое образование и наука. - 2010. - N 12. - С. 80-84. - Библиогр.: с. 84 (7 назв. ) . - ISSN 2072-2524 Рубрики: Образование. Педагогика Педагогическое образование Кл.слова (ненормированные): личность учителя -- профессиональная подготовка -- компетентностный подход -- этнопедагогические знания -- народная культура -- этнические традиции -- мотивационный компонент -- рефлексивный компонент -- ценностно-смысловой аспект -- интегрирующие компетенции -- саморазвитие Аннотация: В статье рассматривается этнопедагогическая компетентность учителя, которая представляет собой сложную систему; отличается разнообразием структурных компонентов; представляет собой интеграцию этнопедагогического опыта, теоретических этнопедагогических знаний, практических умений и значимых для учителя личностных этнопедагогических качеств. |
Трофимова, В. И. (кандидат педагогических наук). Опыт организации взаимодействия младших школьников с нарушенным и нормальным развитием [Текст] / В. И. Трофимова> // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. - N 6. - С. 16-24 : фот. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 24. - Подстроч. примеч. . - ISSN 2074-4986 Рубрики: Образование. Педагогика Дефектология. Специальные школы Кл.слова (ненормированные): программы специальных занятий -- интеграция -- младшие школьники -- младший школьный возраст -- педагогический опыт -- когнитивный компонент -- ограниченные возможности здоровья -- ОВЗ -- поведенческий компонент -- мотивационный компонент Аннотация: Описываются проблемы взаимодействия детей с нормальным развитием и с ограниченными возможностями здоровья, возникающие в условиях совместного обучения. Приведена программа специальных занятий, позволяющих информировать нормально развивающихся детей о людях с ограниченными возможностями здоровья и мотивировать их на взаимодействие со сверстниками с нарушениями развития и оказание им поддержки. |
Ерофеева, Мария Александровна (кандидат педагогических наук; доцент кафедры социальной психологии и педагогики; заместитель декана социально-психологического факультета). Исследование готовности студентов к гендерно-половому воспитанию школьников [Текст] / М. А. Ерофеева> // Высшее образование сегодня. - 2012. - № 3. - С. 54-59 : табл. - Библиогр.: с. 59 (1 назв.) . - ISSN 1726-667X Рубрики: Образование. Педагогика Высшее профессиональное образование Теория и методика обучения Психология Психология личности Кл.слова (ненормированные): высшее образование -- высшие учебные заведения -- вузы -- педагогическое образование -- будущие педагоги -- педагоги -- будущие учителя -- учителя -- студенты -- 1 курс -- первокурсники -- 5 курс -- выпускники вузов -- профессиональная подготовка -- воспитание школьников -- гендерное воспитание -- половое воспитание -- гендерно-половое воспитание -- готовность к гендерно-половому воспитанию -- теоретическая готовность -- мотивационная готовность -- теоретический компонент -- мотивационный компонент -- практический компонент -- поведенческий компонент -- методы исследования -- исследования Аннотация: Изложены основные результаты исследования и оценки (по компонентам) готовности будущих педагогов к гендерно-половому воспитанию школьников. |
Шарипов, Фанис Вагизович (доктор педагогических наук; профессор кафедры социологии и социальных технологий). Развитие творческих способностей студентов [Текст] / Ф. В. Шарипов> // Высшее образование сегодня. - 2013. - № 8. - С. 58-63 : фот., ил. - Библиогр.: с. 63 (11 назв.) . - ISSN 1726-667X
Рубрики: Образование. Педагогика Общеобразовательная школа Профессиональное образование Теория и методика обучения Психология Психология личности Психология творчества Кл.слова (ненормированные): деятельностный компонент -- контрольно-оценочный компонент -- креативность -- мотивационный компонент -- мотивация творчества -- образовательный процесс -- обучение творчеству -- общеобразовательные учреждения -- проблемное обучение -- проблемные ситуации -- профессиональные образовательные учреждения -- развитие творческих способностей -- содержательный компонент -- студенты -- творческая деятельность -- творческие способности -- творческий потенциал -- творчество -- учащиеся -- целевой компонент -- школы -- школьники -- эвристическая деятельность Аннотация: Представлен анализ проблемы развития творческих способностей учащихся и студентов. Рассмотрены некоторые аспекты организации творческой деятельности учащихся с позиций мотивационного, целевого, содержательного, деятельностного и контрольно-оценочного компонентов образовательного процесса. |
Горшкова, Оксана Олеговна (кандидат педагогических наук; доцент кафедры эксплуатации технологических и транспортных машин). Оценка эффективности модели образовательного процесса, ориентированной на формирование готовности студентов инженерных вузов к исследовательской деятельности [Текст] / О. О. Горшкова> // Высшее образование сегодня. - 2013. - № 10. - С. 23-26 : фот., табл. . - ISSN 1726-667X Рубрики: Образование. Педагогика Высшее профессиональное образование Теория и методика обучения Кл.слова (ненормированные): будущие инженеры -- вузы -- высшее образование -- высшие учебные заведения -- готовность к исследовательской деятельности -- инженерное образование -- инженерные вузы -- инженеры -- исследовательская деятельность -- исследовательские задачи -- когнитивный компонент -- личностный компонент -- модели образовательного процесса -- мотивационный компонент -- образовательный процесс -- операциональный компонент -- ориентировочный компонент -- оценка эффективности -- профессиональная исследовательская деятельность -- рефлексивный компонент -- студенты -- экспериментальная работа -- экспериментальные исследования -- экспериментальные модели -- эксперименты в образовании Аннотация: Проведен анализ сформированности компонентов готовности к исследовательской деятельности студентов инженерных вузов, подтверждающий эффективность реализации экспериментальной модели образовательного процесса. Доп.точки доступа: Сургутский институт нефти и газа; Сургутский государственный университет |
Бубарева, В. Е. (аспирант). Компоненты психологической готовности детей с нарушениями слуха к школьному обучению [Текст] / В. Е. Бубарева, Г. С. Корытова> // Вестник Томского государственного педагогического университета = Tomsk State Pedagogical University Bulletin. - 2014. - № 5 (146). - С. 73-80 : рис. - Библиогр.: с. 79 (10 назв.) . - ISSN 1609-624X Рубрики: Психология Детская психология Образование. Педагогика Дошкольная педагогика Дефектология. Специальные школы Кл.слова (ненормированные): готовность к обучению -- дети -- дети без нарушений в развитии -- дети с нарушениями слуха -- дошкольники -- компоненты психологической готовности -- мотивационный компонент -- психодиагностика -- психологическая готовность к обучению -- школьное обучение -- эмоционально-волевой компонент Аннотация: Психологическая готовность к школьному обучению детей с нарушениями слуха. Результаты эмпирического исследования в сопоставлении детей с нарушениями слуха и детей без нарушений в развитии. Доп.точки доступа: Корытова, Г. С. (доктор психологических наук) |
Холмогорова, Алла Борисовна (доктор психологических наук; профессор; декан факультета; заведующая лабораторией). Социальное познание и его нарушения в процессе онтогенеза: модели и методы исследования [Текст] / А. Б. Холмогорова, С. В. Воликова, О. Д. Пуговкина> // Вопросы психологии. - 2015. - № 5. - С. 125-136. - Библиогр.: с. 134-136 (66 назв.) . - ISSN 0042-8841
Рубрики: Психология Социальная психология Кл.слова (ненормированные): когнитивные модели -- методики исследования -- модель переработки социальной информации -- мотивационный компонент -- нарушения социального познания -- социальное познание -- социальный интеллект -- теория психического -- эмоциональные модели Аннотация: Проводится детальный анализ двух наиболее влиятельных моделей изучения социального познания: модели переработки социальной информации и модели "теория психического". Рассмотрены основные этапы в разработке этих моделей. Представлены и проанализированы проведенные на основе этих моделей исследования нарушений социального познания у детей и взрослых с тревожными и депрессивными расстройствами, с расстройствами аутического и шизофренического спектров и с антисоциальным поведением. Показано, что большая часть исследований социального познания у детей и подростков в норме и с аномалиями развития основана на модели "теория психического". Рассмотрена классификация отражающих процессы социального познания феноменов и конструктов, которые чаще всего становятся предметом изучения нормы развития социального познания в разные возрастные периоды. Приводятся современные классификации методов исследования социального познания с указанием конкретных приемов и методик. Показано, что слабым звеном большинства рассмотренных моделей и основанных на них методов является недооценка роли мотивационного компонента социального познания. Доп.точки доступа: Воликова, Светлана Васильевна (кандидат психологических наук; ведущий научный сотрудник); Пуговкина, Ольга Дмитриевна (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник) |