Лекант, П. А. Русский язык в современной ситуации [Текст] / П. А. Лекант> // Педагогическое образование и наука. - 2007. - N 4. - С. 4-6 Рубрики: Языкознание--Россия, 21 в. нач. Русский язык Кл.слова (ненормированные): русский язык -- изучение русского языка -- речевая деятельность -- языковая личность Аннотация: В статье рассматриваются проблемы изучения русского языка, его важнейшие функции, основные черты современной языковой ситуации и положение языковой личности в данной ситуации. |
Клобуков, Е. В. "Свое" и "чужое" в современном русском словообразовании (к проблеме деривационного взаимодействия языков) [Текст] / Е. В. Клобуков> // Педагогическое образование и наука. - 2007. - N 4. - С. 11-13. - Библиогр. в конце ст. Рубрики: Языкознание--Россия, 21 в. нач. Русский язык Кл.слова (ненормированные): словообразование -- лексика -- ксенонимия -- ксенодериваты Аннотация: В статье рассматривается межъязыковое взаимодействие на уровне словообразовательных систем, дается понятие ксенонима и отличие его от заимствованного слова. |
Сеничкина, Е. П. Эвфемия как система языковых предпочтений носителей русского языка [Текст] / Е. П. Сеничкина> // Педагогическое образование и наука. - 2007. - N 4. - С. 13-14. - Библиогр. в конце ст. Рубрики: Языкознание--Россия, 21 в. нач. Русский язык Кл.слова (ненормированные): эвфемия -- эвфемистические фразеологизмы -- фразеологизмы Аннотация: В статье рассматривается один из ведущих процессов современного русского дискурса - эвфемизация языка. |
Сергиевская, Л. А. Синтаксис: формы мониторинга [Текст] / Л. А. Сергиевская> // Педагогическое образование и наука. - 2007. - N 4. - С. 23-24. - Библиогр. в конце ст. Рубрики: Языкознание--Россия, 21 в. нач. Русский язык Образование. Педагогика Высшее профессиональное образование Кл.слова (ненормированные): синтаксис -- мониторинг -- тестирование -- формы тестов -- русский язык Аннотация: В статье рассматриваются основные формы тестов, используемые для отслеживания качества усвоения знаний и умений по изучению синтаксиса современного русского языка в вузе. |
Шаповалова, Т. Е. Изучение синтаксиса сложного предложения на филологическом факультете [Текст] / Т. Е. Шаповалова> // Педагогическое образование и наука. - 2007. - N 4. - С. 24-26 Рубрики: Языкознание--Россия, 21 в. нач. Русский язык Образование. Педагогика Высшее профессиональное образование Кл.слова (ненормированные): синтаксис сложного предложения -- пособия -- упражнения -- семантико-синтаксические отношения -- сложноподчиненные предложения -- синтаксические конструкции Аннотация: В статье дается характеристика пособия для самостоятельной работы студентов по изучению синтаксиса сложного предложения. |
Кочетова, О. А. Основные принципы когнитивной лингвистики [Текст] / О. А. Кочетова> // Педагогическое образование и наука. - 2007. - N 4. - С. 26-28. - Библиогр. в конце ст. Рубрики: Языкознание--Россия, 21 в. нач. Теория и философия языка Кл.слова (ненормированные): лингвистика -- когнитивная лингвистика -- когнитивная семантика -- языковое значение -- полисемия -- субъективизация Аннотация: В статье рассматривается ряд общих принципов, являющихся центральными для когнитивной лингвистики. |
Папуша, И. С. Сложное синтетическое целое как средство педагогики сотрудничества [Текст] / И. С. Папуша, Е. А. Зверева> // Педагогическое образование и наука. - 2008. - N 2. - С. 31-35. - Библиогр.: с. 34 (8 назв. ) Рубрики: Языкознание--Россия, 21 в. нач. Лингвистика текста Кл.слова (ненормированные): диалогическое мышление -- диалоговые ситуации -- структурно-семантические языковые единицы -- лингвистический анализ текста -- внутритекстовые связи -- анализ художественной литературы Аннотация: Анализ сложных синтаксических целых художественной литературы позволяет выявить на уровне больше предложения характеристику не самой языковой единицы, а принципы выбора и организации языковых единиц, так как в лингвистическом плане художественные тексты характеризует свобода авторского самовыражения, широкое использование всех стилистических слоев языка, употребление индивидуальных нестандартных сочетаний, создание авторской неповторимой манеры письма. Доп.точки доступа: Зверева, Е. А. |
Юшенкова, А. В. Мнемотехника на занятиях по устному переводу [Текст] / А. В. Юшенкова> // Педагогическое образование и наука. - 2008. - N 3. - С. 105-108. - Библиогр.: с. 108 (12 назв. ) Рубрики: Языкознание--Россия, 21 в. нач. Теория перевода Кл.слова (ненормированные): память -- устные выступления -- мнемотехнические упражнения -- метод группировки -- метод парных ассоциаций -- метод рифм и ритма Аннотация: Одним из профессионально значимых факторов, влияющих на эффективность деятельности устного переводчика, является хорошая память. В статье приводится краткий обзор мнемотехнических приемов, обеспечивающих включение смысловых связей, определенную организацию, структурирование материала на занятиях по устному переводу. |
Мартыненко, О. А. (адъюнкт Хабар. погранич. ин-та ФСБ России). Речевая культура как компонент гуманитарной культуры офицеров [Текст] / О. А. Мартыненко> // Alma mater: Вестник высшей школы. - 2010. - N 5. - С. 63-67. - Библиогр.: с. 67 (7 назв. ) . - ISSN 0321-0383 Рубрики: Языкознание--Россия, 21 в. нач. Практическое владение языком Военное дело Военная наука в целом Кл.слова (ненормированные): офицеры -- речевая культура -- культура речи -- речь -- военнослужащие -- военно-профессиональная деятельность -- гуманитарная культура Аннотация: В статье говорится о значении речевой культуры офицера в ходе реализации его военно-профессиональной деятельности. Раскрываются основные качества культуры речи офицеров, специфика их проявления и особенности развития. |
Мельникова, А. А. (кандидат философских наук, доцент кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета профсоюзов). Культуролого-лингвистический аспект образовательной стратегии [Текст] / А. А. Мельникова> // Alma mater: Вестник высшей школы. - 2012. - № 11. - С. 70-72. - Библиогр. в сносках . - ISSN 0321-0383 Рубрики: Языкознание--Россия, 21 в. нач. Русский язык Кл.слова (ненормированные): культура -- образовательные стратегии -- культуролого-лингвистический анализ -- социокультурная динамика -- рациональность -- русский язык -- языковой анализ -- социально-культурные тенденции Аннотация: Рассмотрены особенности задач, стоящих при формировании российской образовательной стратегии, значимыми моментами при выстраивании которой являются учет общецивилизационных социально-культурных тенденций и их соотнесенность с когнитивными установками, задаваемыми спецификой грамматики русского языка. |
Воробьева, Т. В. (кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Пермского института ФСИН России). Изучение дисциплины "Русский язык и культура речи" как фактора формирования коммуникативной компетентности [Текст] / Т. В. Воробьева> // Alma mater: Вестник высшей школы. - 2012. - № 11. - С. 73-77. - Библиогр.: с. 77 (6 назв.) . - ISSN 0321-0383 Рубрики: Языкознание--Россия, 21 в. нач. Русский язык Кл.слова (ненормированные): культура речи -- коммуникативная компетенция -- методы обучения -- исследования -- исследовательское мышление -- русский язык -- речевая культура Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной компетенции студентов средствами родного языка. Определено содержание лексической работы, реализуемое с помощью исследовательских методов. Рассмотрены теоретические основы, методическая и дидактическая часть данного вопроса. |
Бирюкова, Т. (профессор, доктор педагогических наук). Речевое развитие юношества [Текст] : социальные требования и потенциальные возможности / Т. Бирюкова> // Alma Mater: Вестник высшей школы. - 2007. - № 11. - С. 32-35. - Библиогр.: с. 35 (5 назв.) . - ISSN 0321-0383 Рубрики: Языкознание--Россия, 21 в. нач. Русский язык Кл.слова (ненормированные): речевое развитие -- развитие речи -- юношество -- молодежь -- речевая культура -- культура речи -- речь -- коммуникативность -- школьники -- старшеклассники -- речевое мастерство -- психолингвистика Аннотация: Мы привыкли соотносить культуру речи преимущественно с нормами произношения, словообразования, словоупотребления и др. Однако в современных концепциях этой области гуманитарного знания нормативный уровень понимают как элементарный, высшая же ступень владения речью связывается с речевым мастерством. Причем этот уровень рассматривается в коммуникативном, этическом и эстетическом аспектах. |
Орлова, Евгения Валерьевна (ассистент кафедры английской филологии). Языковая интерференция в условиях глобализации [Текст] : (на материале английского языка) / Е. В. Орлова> // Личность. Культура. Общество. - 2011. - Т. 13, N 63/64: N 63/64, N 63/64. - С. 268-271 : 1 фот. - Библиогр.: с. 271 (6 назв. ) . - ISSN 1606-951X
Рубрики: Языкознание--Россия, 21 в. нач. Лексикология Кл.слова (ненормированные): английский язык -- коллокации -- атрибутивные словосочетания -- лексическая сочетаемость -- лексическая интерференция -- просодическая интерференция -- интонационная интерференция -- английская речь русских Аннотация: Сравнительный анализ лексически несвободных атрибутивных словосочетаний в английском языке начала 21 века (в условиях русской интерференции). Попытка определения лексических и просодических лакун в речи билингвов как интерферирующего фактора, посредством рассмотрения механизмов и признаков ограничения лексической сочетаемости атрибутивно-субстантивных комплексов и их фонообразов с учетом межъязыковых сходств и различий. |
Дианова, Л. П. (кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка для иностранных студентов Университета МГИМО). Лингвистические предпосылки сохранения доминирующей позиции русского языка на постсоветском пространстве [Текст] / Л. П. Дианова, Е. А. Золотых> // Alma mater. - 2013. - № 4. - С. 72-76. - Библиогр. в сносках . - ISSN 0321-0383
Рубрики: Языкознание--Россия, 21 в. нач. Русский язык Кл.слова (ненормированные): русский язык -- билингвизм -- этнические языки -- двуязычие -- этническое сознание -- межнациональное общение -- лингвистика Аннотация: Исследован вопрос функционирования русского языка в ситуации русского инонационального билингвизма (двуязычия). Билингвизм, сформированный в пределах бывшего СССР, потерпел значительные изменения за два последних десятилетия. Доп.точки доступа: Золотых, Е. А. (кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Российского университета дружбы народов) |
Наумов, В. Н. (доктор филологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета). Язык и деньги [Текст] : семиотические и функциональные тождества / В. Н. Наумов> // Alma mater. - 2013. - № 7. - С. 93-98. - Библиогр.: с. 98(3 назв.) . - ISSN 0321-0383
Рубрики: Языкознание--Россия, 21 в. нач. Русский язык Кл.слова (ненормированные): язык -- языковая система -- мультикультурализм -- межкультурная коммуникация -- графико-орфографическая система -- графический код языка Аннотация: Представлен очерк авторских размышлений о современном состоянии русского языка. Выделены ключевые моменты ухудшения языковой ситуации. Сделан вывод о необходимости целенаправленной государственной политики в сфере языка. |
Шарифуллин, Б. Я. (доктор филологических наук, профессор). Учебные дисциплины вузовского речеведческого цикла на фоне Болонского процесса [Текст] / Б. Я. Шарифуллин> // Alma mater = Вестник высшей школы. - 2013. - № 8. - С. 87-91. - Библиогр.: с. 91 (1 назв.) . - ISSN 0321-0383
Рубрики: Языкознание--Россия, 21 в. нач. Общее языкознание Кл.слова (ненормированные): Болонский процесс -- ЕГЭ -- лингводидактика -- речеведческий цикл -- русская речь -- русский язык -- язык -- языковая культура Аннотация: Проанализированы позитивные и негативные стороны процесса языковой подготовки студентов российских вузов. Также обращено внимание на противоречивость мнений ученых по поводу участия России в Болонском процессе. |
Гусева, С. И. (доктор филологических наук, профессор). Магистратура по лингвистике "бесконечность горизонтов", регламентируемая стандартом [Текст] / С. И. Гусева> // Alma mater = Вестник высшей школы. - 2013. - № 8. - С. 58-61. - Библиогр.: с. 61 (5 назв.) . - ISSN 0321-0383
Рубрики: Языкознание--Россия, 21 в. нач. Теория и философия языка Кл.слова (ненормированные): акмеологический подход -- индивидуализация образования -- компетентностная модель -- лингвистика -- магистратура -- моделирование результата обучения -- образовательный стандарт -- проективная парадигма Аннотация: Представлено описание педагогической технологии развития музыкальной одаренности студентов. Определены основные условия и предполагаемые результаты внедрения данной технологии. Особое внимание уделено содержанию спецкурса профессиональной подготовки. Показаны результаты внедрения технологии развития музыкальной одаренности у студентов. |