Сачков, Ю. В. Фундаментальные науки как стратегический ресурс развития / Ю. В. Сачков> // Вопросы философии. - 2007. - N 3. - С. . 76-89. - Библиогр. в сносках. - 0; Базовые структуры познания. - 0; Вопросы направленности развития познания. - 0; Познание социальных процессов. - 0; На путях к обществу, построенному на знаниях Рубрики: Философия--Социальная философия Наука. Науковедение--Общие вопросы науки Кл.слова (ненормированные): фундаментальные науки -- потребности (философия) -- познание (философия) -- прикладные науки -- интересы (философия) -- социальные потребности -- человек (философия) -- социальные процессы |
Степин, Вячеслав Семенович (акад. РАН). У истоков современной философии науки / В. С. Степин> // Вопросы философии. - 2004. - N 1. - С. . 5-13 Рубрики: Философия--История философии Кл.слова (ненормированные): диалектика природы -- диалектико-материалистическая теория -- марксизм -- неклассическая наука -- онтодология -- парадигмы -- постнеклассическая наука -- природные комплексы -- развивающиеся системы -- философия естествознания -- философия науки -- философы -- фундаментальные науки |
Фортов, В. Научные и образовательные аспекты информационного неравенства / В. Фортов> // Народное образование. - 2002. - N 7. - С. . 13-16 Рубрики: Образование. Педагогика--Организация образования Кл.слова (ненормированные): информационная культура -- информационное неравенство -- информационные технологии -- международное разделение труда -- образовательная политика -- система образования -- социально-экономические проблемы -- фундаментальные науки |
Боруцкий, Борис Евгеньевич (докт. геолого-минералог. наук). Фундаментальные проблемы древнейшей науки / Б. Е. Боруцкий> // Природа. - 2007. - N 2. - С. . 5-14. - Библиогр.: с. 14 (18 назв. ) Рубрики: Геология--Минералогия Кл.слова (ненормированные): земная кора -- минералы -- природные минералы -- фундаментальные науки -- минеральные виды -- щелочные шпаты -- полевые шпаты -- барсановиты |
Боруцкий, Борис Евгеньевич (докт. геолого-минералог. наук). Фундаментальные проблемы древнейшей науки / Б. Е. Боруцкий> // Природа. - 2007. - N 2. - С. . 5-14. - Библиогр.: с. 14 (18 назв. ) Рубрики: Геология--Минералогия Кл.слова (ненормированные): земная кора -- минералы -- природные минералы -- фундаментальные науки -- минеральные виды -- щелочные шпаты -- полевые шпаты -- барсановиты |
Братусь, Б. С. Кафедра общей психологии в МГУ им. М. В. Ломоносова : (к 250-летию Московского университета) / Б. С. Братусь, А. Н. Ждан> // Вопросы психологии. - 2005. - N 1. - С. . 126-138 Рубрики: Психология--История психологии--Общая психология Россия Кл.слова (ненормированные): университеты -- история отечественной психологии -- фундаментальные науки -- психологическое образование -- концепция общей психологии -- учебный процесс -- профессиональное самосознание психолога Доп.точки доступа: Ждан, А. Н. |
Панфилова, Т. В. Перспективы высшего образования в России [Текст] : (реформирование или ликвидация? ) / Т. В. Панфилова, Г. К. Ашин> // Общественные науки и современность. - 2006. - N 6. - С. 88-93. - Библиогр.: с. 93 . - ISSN 0869-0499 Рубрики: Образование. Педагогика Высшее профессиональное образование--Россия--США, 21 в. Кл.слова (ненормированные): высшее образование -- университетское образование -- фундаментальные науки -- прикладные науки -- университет -- коммерческое предприятие Аннотация: Поводом для написания настоящих заметок послужила статья доктора социологических наук, профессора Н. П. Покровского (ОНС, 2005, N4), в которой содержалось описание перспективных тенденций в высшем образовании США. Высказываются соображения по поводу общемировых тенденций в высшем образовании и перспектив университетского образования в России. Доп.точки доступа: Ашин, Г. К. |
Девятова, С. В. (д. ф. н.; профессор). Феномен науки [Текст] / С. В. Девятова, В. И. Купцов> // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - N 6. - С. 110-130 . - ISSN 0869-8120 Рубрики: Наука. Науковедение Общие вопросы науки Кл.слова (ненормированные): цель науки -- научные знания -- фундаментальные науки -- прикладные науки Аннотация: Наука - это деятельность, направленная на получение знаний о мире, это определенный социальный институт, и, наконец, это результат научной деятельности, который прежде всего представлен научными знаниями. Доп.точки доступа: Купцов, В. И. (д. ф. н.; профессор) |
Зимин, Дмитрий Борисович. Трудное наслаждение образованностью [Текст] / Д. Б. Зимин ; беседовал М. Хромченко> // Семья и школа. - 2009. - N 3. - С. 2-4 Рубрики: Социальная защита. Социальная работа Организация социальной помощи, социальной работы Кл.слова (ненормированные): образованность -- фундаментальные науки -- естественные науки -- жажда знаний -- бизнесмены -- меценаты -- благотворительные фонды Аннотация: Д. Б. Зимин - создатель компании сотовой связи "Билайн". Уйдя в отставку с поста генерального директора, основал первый в России семейный благотворительный фонд "Династия", обозначив его задачей поддержку науки, ее популяризацию в обществе, прежде всего среди школьников. Доп.точки доступа: Хромченко, М. \.\; Билайн, компания сотовой связиДинастия, благотворительный фонд |
Наука. Экономика проиграла физике [Текст]> // Вопросы социального обеспечения. - 2009. - N 6. - С. 45 : ил. . - ISSN 0132-1609 Рубрики: Общенаучные и междисциплинарные знания Общие вопросы общенаучного и междисциплинарного знания Кл.слова (ненормированные): экономика -- физика -- фундаментальные науки Аннотация: О публикации Жана-Филиппа Буша, в которой он утверждает, что многие проблемы современности связаны с тем, что экономике как науке недостает фундаментальности. Доп.точки доступа: Бушо, Жан-Филипп \ж.-Ф.\ |
Неклюдов, Сергей. Гуманитарное знание и народная традиция [Текст] / С. Неклюдов> // Знание-сила. - 2009. - N 6. - С. 101-107 . - ISSN 0130-1640 Рубрики: Культурология Теоретическая культурология Наука. Науковедение Общие вопросы науки Фольклор Общие вопросы фольклора Кл.слова (ненормированные): гуманитарные знания -- фольклорные тексты -- культурология -- народная культура -- фундаментальные науки -- прикладные науки -- фольклор -- гуманитарные науки Аннотация: Границы областей гуманитарного знания размыты и, кроме того, исторически подвижны. Это относится и к фольклору, и к более широкой области, которую можно назвать народной культурой, и к наукам о культуре вообще. |
Поляков, С. Д. О предмете психологии образования [Текст] / С. Д. Поляков> // Вопросы психологии. - 2009. - N 4. - С. 61-70. - Библиогр.: с. 69-70 (35 назв. ) . - ISSN 0042-8841 Рубрики: Психология--Россия Отраслевая психология Кл.слова (ненормированные): психопедагогика -- психология образования -- психология управления образованием -- социальная психология образования -- фундаментальные науки -- прикладные науки -- педагогическая психология Аннотация: Обсуждается проблема предмета и структуры педагогической психологии. Анализируется вопрос о соотношении педагогической психологии и психологии образования. Предлагается структура психологии образования как ее деления на социальную и индивидуальную психологию образования, а также на фундаментальную и прикладную науки. Характеризуется возможный предмет и основные понятия каждой из составляющих. Ставится вопрос об оформлении предмета психопедагогики как части прикладной психологии образования. |
Сергиевский, В. В. (акад. МАН ВШ, заслуж. деятель науки РФ, д-р хим. наук, проф., зав. каф. химии ; Нац. исслед. ядер. ун-т "МИФИ"). Развитие креативности при изучении фундаментальных дисциплин [Текст] / В. В. Сергиевский> // Alma Mater: Вестник высшей школы. - 2009. - N 10. - С. 22-30. - Библиогр.: с. 29-30 (10 назв. ) . - ISSN 0321-0383 Рубрики: Образование. Педагогика--Россия, 21 в. нач. Организация образования Высшее профессиональное образование Кл.слова (ненормированные): фундаментальные дисциплины -- креативность -- творческое мышление -- система образования -- реформы -- кризисы -- проблемы -- ЕГЭ -- экзамены -- стандарты -- обучение -- восприятие -- информация -- знание -- память -- вербальная память -- когнитивные процессы -- естественные науки -- фундаментальные науки Аннотация: Экономические кризисы заканчиваются переходом на стадии посткризисного развития. Сегодня на государственном уровне провозглашается опора на созидательную деятельность: инновационную экономику, развитие малого и среднего предпринимательства, реализацию творческого потенциала широких слоев населения. Это означает, что перед системой образования острее, чем обычно, стоит задача развития креативности школьников и студентов. В предлагаемой статье сделана попытка анализа основных трендов современного этапа реформирования российского образования и роли фундаментальных учебных дисциплин в формировании креативности. |
Юшин, В. Н. (кандидат педагогических наук, профессор кафедры "Физика" АФСО России). Фракталы и фракталоподобные структуры в науке и образовании [Текст] / В. Н. Юшин> // Образование и общество. - 2010. - N 3 (62). - С. 72-75 : рис. - Библиогр.: с. 75 (10 назв. ) . - ISSN 2071-6710 Рубрики: Образование. Педагогика Общая педагогика Кл.слова (ненормированные): фракталы -- фракталоподобные структуры -- фрактальные объекты -- самоподобие фракталов -- фрактальные кривые -- регулярные фракталы -- стохастические фракталы -- снежинка Коха -- Коха снежинка -- кривая Коха -- Коха кривая -- иерархические структуры -- междисциплинарные связи -- междисциплинарное взаимодействие наук -- взаимодействие наук -- фундаментальные науки -- гуманитарные науки -- фрактальная структура науки -- фрактальная структура междисциплинарных понятий -- нелинейные системы Аннотация: Фрактальный подход к описанию сложных объектов и структур привел к новым результатам и интерпретациям в математике и во многих областях естественных наук. Фрактальная парадигма может быть успешно применена и для описания структур и процессов в гуманитарных науках. Доп.точки доступа: Мандельброт, Б. (математик, экономист); Миллер, М. А.; Трубецков, Д. И.; Мандельштам, Л. И.; Уизем, Дж.; Данилов, Ю. А.; Тарасенко, В. В. |
Горелик, Геннадий. Историк науки у Древа познания [Текст] : о культурных предпосылках рождения фундаментальной науки / Г. Горелик> // Знание-сила. - 2010. - N 10. - С. 60-69 . - ISSN 0130-1640 Рубрики: Физика Наука. Науковедение История науки История физики Кл.слова (ненормированные): фундаментальные науки -- западноевропейская культура -- библейская инфраструктура западноевропейской культуры -- физики-христиане Аннотация: Об истории фундаментальных наук в целом и физики в частности. Доп.точки доступа: Сахаров, А. Д. (физик) |
Брушлинский, Андрей Владимирович. Психологическая наука в практике [Текст] / А. В. Брушлинский> // Сибирский психологический журнал. - 2011. - N 40. - С. 46-51 . - ISSN 1726-7080
Рубрики: Психология Общая психология Практическая (консультативная) психология Кл.слова (ненормированные): психологическая наука -- фундаментальные науки -- экспериментальные исследования -- психологическая практика -- практическая психология -- взаимосвязь -- наука -- теория -- практика Аннотация: Доказывается необходимость единства психологической теории, эксперимента и практики в современных условиях. |
Юревич, Андрей Владиславович. Исследовательская и практическая психология: "схизис" и комплементарность [Текст] / А. В. Юревич> // Сибирский психологический журнал. - 2011. - N 40. - С. 101-117. - Библиогр.: с. 115-117 . - ISSN 1726-7080
Рубрики: Психология Общая психология Практическая (консультативная) психология Кл.слова (ненормированные): психологическая наука -- наука -- практика -- исследовательская психология -- академическая психология -- схизис -- комплементарность -- социальная релевантность -- социальные функции -- фундаментальные науки -- прикладные науки Аннотация: Рассматривается современный уровень взаимодействия исследовательской и практической психологии. |
Котляков, В. М. (директор; академик РАН). Современность географии [Текст] / В. М. Котляков> // Вестник Московского университета. Сер. 5, География. - 2011. - № 6. - С. 4-12 : 4 рис. - Библиогр.: с. 12 (8 назв. ) . - ISSN 0201-7385 Рубрики: География Общие вопросы географии Кл.слова (ненормированные): географическая наука -- изменения климата -- изменения окружающей среды -- климатические циклы -- фундаментальные науки -- циклическое развитие -- цикличность природных процессов Аннотация: В статье обосновывается понятие о географии как фундаментальной науке, рассмотрена ее роль в доказательствах циклического характера развития природы Земли. |
Смирнов, И. П. Педагогика: возвращение фундаментальной теории [Текст] / И. П. Смирнов> // Профессиональное образование. Столица. - 2013. - № 6. - С. 43-49. - Библиогр.: с. 48-49 (20 назв. ). - Рец. на кн.: Иванова С. В. Проблемы развития дидактических систем: философско-методологический контекст: монография/ С. В. Иванова. - Москва: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ, 2012. - 176 с. . - ISSN 1999-2262 Рубрики: Образование. Педагогика Общая педагогика Кл.слова (ненормированные): наука -- фундаментальные науки -- система образования -- федеральные программы -- образовательные программы -- профессиональное образование -- воспитание -- дидактика -- рецензии Аннотация: Продолжение рецензии на монографию доктора философских наук, кандидата педагогических наук, профессора, директора Института теории и истории педагогики Российской академии образования С. В. Ивановой "Проблемы развития дидактических систем: философско-методологический контекст". Доп.точки доступа: Иванова, С. В. (доктор философских наук) |
Юдин, Николай Леонидович (кандидат философских наук; доцент). Концепт мифа: историософский взгляд [Текст] / Н. Л. Юдин> // Личность. Культура. Общество. - 2013. - Т. 15, № 78, вып. 2. - С. 170-176 : 1 фот. - Библиогр.: с. 176 (22 назв. ). - Примеч.: с. 176. - Аннот. на рус. и англ. яз. . - ISSN 1606-951X
Рубрики: Философия Метафизика. Онтология Кл.слова (ненормированные): бытие человека -- иное бытие -- логос -- макрокосм -- методология -- микрокосм -- мифореальность -- социум -- терминология -- терпение -- универсум -- фундаментальные науки -- хаос -- человеческая индивидуальность -- энергия бытия -- эпос Аннотация: Миф как энергийное, объективно-деятельное начало бытия. Предельный уровень Мифа как весь Универсум (макрокосм) и человеческая индивидуальность (микрокосм). Терминология фундаментальной онтологии (Dasein). Социум, соединяющий эти уровни в своем развитии, как условие возможности раскрытия Мифа в полноте своего осуществления через Эпос и Логос. Myth is as an energetic and objectively active element of being. There are the terms of fundamental ontology (Dasein) the ultimate levels of myth both as a whole Universe (macrocosm), and as a human personality (microcosm). Society connects these levels in its development, and acts as a precondition for the myth’s full materialization through Epos and Logos. |