Ежов, Виктор Семенович (канд. филос. наук). Научный потенциал образной целостности метафоры [Текст] = Scientific potential of metaphor's figurative integrity / В. С. Ежов, Е. В. Решетникова> // Философия образования. - 2007. - N 3 (20). - С. 52-58. - Библиогр. в конце ст. . - ISSN 1811-0916
Рубрики: Философия Общие вопросы философии Кл.слова (ненормированные): концепт -- дискурс -- научный дискурс -- эстетический дискурс -- художественная метафора -- научная метафора Аннотация: Рассмотрено философско-эстетическое разъяснение соотнесенности научного и эстетического дискурсов в аспекте образной целесообразности метафоры, ее целостности. Доп.точки доступа: Решетникова, Е. В. |
Мишанкина, Н. А. Метафорические модели лингвистического дискурса [Текст] / Н. А. Мишанкина> // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - N 324 (июль). - С. 41-48. - Библиогр.: с. 48 (11 назв. ) . - ISSN 1561-7793
Рубрики: Языкознание Лингвистика текста Кл.слова (ненормированные): лингвистический дискурс -- научный дискурс -- языковые особенности -- языковые средства -- научные тексты -- языковое моделирование -- лингвокогнитивное моделирование -- метафорическое моделирование -- метафорическая модель -- парадигмальная модель Аннотация: Рассматриваются процессы метафорического моделирования лингвистического научного дискурса; анализируются модели, функционирующие на различных уровнях: текстовом, парадигмальном, дискурсивном. |
Стексова, Т. И. Критические замечания в научном дискурсе Л. С. Выготского [Текст] / Т. И. Стексова, М. А. Ковригина> // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2009. - N 2 (6). - С. 5-10. - Библиогр.: с. 10 (10 назв. ) . - ISSN 1998-6645
Рубрики: Языкознание Лингвистика текста Кл.слова (ненормированные): языковые личности -- психологи -- научные тексты -- критические замечания -- научный дискурс -- лингвоперсонология Аннотация: Дается краткий анализ одной из сторон языковой личности Льва Семеновича Выготского с позиции типологии, способов и средств выражения критических замечаний в созданных им научных текстах. Доп.точки доступа: Ковригина, М. А.; Выготский, Л. С. (советский психолог ; 1896-1934) |
Мишанкина, Наталья Александровна (канд. филол. наук). Научная коммуникация в аспекте лингвокогнитивного моделирования [Текст] / Н. А. Мишанкина ; "Когнитивные науки: междисциплинарные исследования мышления и интеллекта", всероссийская научная конференция> // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2010. - N 1 (9). - С. 70-79. - Библиогр.: с. 78-79 (16 назв. ) . - ISSN 1998-6645
Рубрики: Языкознание Психолингвистика Лингвистика текста Кл.слова (ненормированные): научные коммуникации -- лингвокогнитивное моделирование -- метафорическое моделирование -- научный дискурс -- научная метафора -- ментальное пространство науки -- моделирование ментального пространства -- гносеологические механизмы -- метафорическая модель Аннотация: Исследуется роль метафорического моделирования в научной коммуникации. Научный дискурс формируется на основе гносеологических механизмов, базовым из которых выступает аналогия - основа метафорической концептуализации. В процессе исследования и понимания научного объекта любая метафорическая модель выполняет коммуникативную функцию, т. к. служит для трансформации и оформления субъективного мыслительного представления в формы объективных элементов знаковой системы, объединяющих сознание познающего с некоторым объективным знанием, общим для всего языкового коллектива. |
Какзанова, Евгения Михайловна. О понятиях "Fachsprache" и "Wissenschaftssprache": обзор мнений [Текст] / Е. М. Какзанова> // Вопросы филологии. - 2009. - N 2 (32). - С. 88-93. - Библиогр.: с. 91-92 (29 назв. ) . - ISSN 1562-1391
Рубрики: Языкознание Лингвистика текста Кл.слова (ненормированные): обзоры -- научная лексика -- специальные языки -- лингвистика -- научные языки -- лексика -- языки науки -- научный дискурс -- специальная лексика -- термины -- лингвистика текста Аннотация: В статье представлено мнение исследователей-германистов второй половины ХХ в., которые считают, что "специальный язык" и "научный язык" - синонимические понятия, а также точки зрения лингвистов, утверждающих, что это разные понятия. |
Мясникова, Татьяна Ивановна (старший преподаватель). Современные тенденции развития медиаобразования в Германии [Текст] / Т. И. Мясникова> // Высшее образование сегодня. - 2011. - N 1. - С. 29-31 : фот. - Библиогр.: с. 31 (7 назв. ) Рубрики: Образование. Педагогика Общая педагогика--Германия Кл.слова (ненормированные): немецкое образование -- научный дискурс -- медиа -- медиаобразование -- медиапедагогика -- медиакомпетентность -- цифровая культура -- инициативы -- зарубежные страны -- зарубежный опыт Аннотация: Рассмотрен феномен "медиа" в научном медиаобразовательном дискурсе Германии. Представлен обзор характеристик немецкого медиаобразования и современных тенденций его развития. Доп.точки доступа: Оренбургский государственный университет |
Гричин, Сергей Владимирович (кандидат филологических наук; доцент). Авторизация восприятия в научном дискурсе [Текст] / С. В. Гричин> // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - N 351 (октябрь). - С. 14-18. - Библиогр.: с. 18 (21 назв. ) . - ISSN 1561-7793
Рубрики: Языкознание Лингвистика текста Кл.слова (ненормированные): анализ дискурса -- дискурсы -- научный дискурс -- авторизация восприятия -- перцептивные глаголы Аннотация: На материале текстов научного дискурса рассматриваются семантика авторизованных высказываний, особенности характеризации объектов авторизации. |
Попов, Евгений Александрович (доктор философских наук). Социология духовной жизни: проблемы концептуализации [Текст] / Е. А. Попов> // Социологические исследования. - 2012. - № 4. - С. 122-126. - Библиогр.: с. 126 . - ISSN 0132-1625 Рубрики: Социология Социология идеологии Кл.слова (ненормированные): духовность -- духовная жизнь -- научный дискурс -- дискурсы -- культура Аннотация: Статья посвящена определению места социологии духовной жизни в современной социологической науке, особое внимание уделено научной концептуализации и включенности ее в социогуманитарный научный дискурс. |
Бронзино, Л. Ю. "Архив" и скрытое знание: возможности методологической интеграции концептов и противоречия российского социологического дискурса [Текст] / Л. Ю. Бронзино> // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2012. - № 2. - С. 97-107. - Библиогр.: с. 107 . - ISSN 0201-7385 Рубрики: Социология Социология науки Кл.слова (ненормированные): дискурсы -- научный дискурс -- реальность -- методология -- методологические модели -- методологические концепты -- концепции науки -- социальное познание -- личностное знание -- неявное знание -- скрытое знание -- постмодернизм -- постмодерн -- российская социология -- социологический дискурс -- российский социологический дискурс -- теории познания Аннотация: Представлен опыт исследования российского социологического дискурса по отношению к методологическим концептам М. Полани и М. Фуко. Делается вывод о маргинализации западных концепций науки при их перенесении на российскую почву и о внутренней противоречивости российского социологического дискурса. |
Мишанкина, Наталья Александровна (кандидат филологических наук). Метафора как инструмент моделирования конфликтного исторического события в научном дискурсе [Текст] / Н. А. Мишанкина> // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2011. - N 4 (16). - С. 20-33. - Библиогр.: с. 32-33 (21 назв. ) . - ISSN 1998-6645 Рубрики: Языкознание Теория и философия языка Кл.слова (ненормированные): научный дискурс -- лингвистические модели -- когнитивные модели -- метафоры -- метафорические модели -- концептуальные метафоры -- исторические события -- картина мира Аннотация: Описаны процессы метафорического моделирования научного исторического дискурса. |
Хазагеров, Г. Г. (профессор). Контрпродуктивные компетенции [Текст] / Г. Г. Хазагеров> // Высшее образование в России. - 2013. - № 1. - С. 129-134. - Библиогр.: с. 134 (8 назв.) . - ISSN 0869-3617 Рубрики: Наука. Науковедение Общие вопросы науки--Россия, 21 в. нач. Кл.слова (ненормированные): квалификационные работы -- диссертационные работы -- научный стиль -- критерии научности -- типология наук -- квалификационные задачи соискателя -- соискатели -- дисфункция научного дискурса -- научный дискурс -- дискурс Аннотация: Идет речь о том, что для написания квалификационной работы и для адекватного описания результатов научного исследования пригодны разные дискурсивные стратегии и разные компетенции. |
Шемякина, Ольга Дмитриевна (кандидат исторических наук). К вопросу о манихео-гностическом комплексе в научном дискурсе и конфессиональном тексте [Текст] / О. Д. Шемякина> // Вестник Томского государственного университета. История. - 2013. - № 1 (21). - С. 26-30. - Библиогр.: с. 30 (13 назв.) . - ISSN 1998-8613 Рубрики: История Теория и методология исторической науки Культурология Теоретическая культурология Кл.слова (ненормированные): симпозиумы -- доклады -- манихео-гностический комплекс -- манихейство -- гностицизм -- дуализм -- жесткий дуализм -- научный дискурс -- конфессиональные тексты -- предпосылочные знания -- традиционная культура -- практики -- духовные практики -- социальные практики -- природопользовательные практики Аннотация: Доклад Международного научного симпозиума "Книжность этноконфессиональных культур прошлого и настоящего: методология, методика и практика исследования" (Томск, 14-15 июня 2012 г. ). Культурный и ландшафтно-климатический контекст формирования жесткого дуализма организации мира в космологических схемах манихейства и гностицизма. |
Быкова, Алина Анатольевна (аспирант; ассистент). Температурная метафора в языковой и дискурсивных картинах мира: глагол "греть" [Текст] / А. А. Быкова> // Вестник Томского государственного университета = Tomsk State University Journal. - 2014. - № 380 (март). - С. 5-11. - Библиогр.: с. 9-10 (29 назв.) . - ISSN 1561-7793
Рубрики: Языкознание Лексикология Кл.слова (ненормированные): бытовой дискурс -- глагол греть -- глаголы -- дискурсивная вариативность -- дискурсивная картина мира -- дискурсы -- когнитивная лингвистика -- метафора греть -- метафоры -- миромоделирование -- научный дискурс -- поэтический дискурс -- публицистический дискурс -- температурные метафоры -- языковая картина мира Аннотация: Дискурсивная вариативность метафоры "греть" проверяется на материале поэтического, публицистического, научного и бытового дискурсов. |
Когут, Светлана Валерьевна (старший преподаватель). Дискурсивные маркеры в русскоязычных и немецкоязычных геологических научных статьях [Текст] / С. В. Когут> // Вестник Томского государственного университета = Tomsk State University Journal. - 2014. - № 380 (март). - С. 18-23. - Библиогр.: с. 22 (22 назв.) . - ISSN 1561-7793
Рубрики: Языкознание Лингвистика текста Кл.слова (ненормированные): анализ дискурса -- геология -- дискурсивные маркеры -- дискурсы -- научный дискурс -- немецкий язык -- немецкоязычные статьи -- русский язык -- русскоязычные статьи Аннотация: На материале русскоязычных и немецкоязычных статей по геологии исследуются дискурсивные маркеры как инструмент структурирования научного письменного дискурса. |
Соколов, Д. В. (аспирант). К проблеме генезиса концепта "национализм" [Текст] / Д. В. Соколов> // Вестник Томского государственного педагогического университета = Tomsk State Pedagogical University Bulletin. - 2014. - № 3 (144). - С. 138-144. - Библиогр.: с. 142-143 (42 назв.) . - ISSN 1609-624X
Рубрики: Политика. Политология Этнополитология Кл.слова (ненормированные): концепт нации -- концепт национализм -- концепт свой -- концепт чужой -- концепты -- научный дискурс -- национализм -- обыденное сознание -- свои -- чужие -- этничность Аннотация: Многоплановость концепта нации и "национализм", сложности дефиниции концепта в научном дискурсе и на уровне обыденного сознания. |
Панасенко, Елена Александровна (аспирант). Гносеологическая функция метафоры в номинировании новой предметной области [Текст] / Е. А. Панасенко> // Вестник Томского государственного университета = Tomsk State University Journal. - 2014. - № 387 (октябрь). - С. 27-33. - Библиогр.: с. 31-32 (29 назв.) . - ISSN 1561-7793
Рубрики: Языкознание Лингвистика текста Кл.слова (ненормированные): IT -- IT-дискурс -- Information technologies -- дискурсы -- информационные технологии -- концептуальные метафоры -- метафорические модели -- метафорические термины -- метафорическое моделирование -- метафоры -- научный дискурс -- облачные технологии Аннотация: Процессы метафорического моделирования понятия "облачные технологии" в области научного дискурса IT (Information technologies). |
Бабенко, И. И. (кандидат филологических наук). Одаренный ребенок в зеркале социальных ожиданий: семантико-прагматические трансформации образа в медиа-дискурсе [Текст] / И. И. Бабенко> // Вестник Томского государственного педагогического университета = Tomsk State Pedagogical University Bulletin. - 2014. - № 10 (151). - С. 119-122. - Библиогр.: с. 122 . - ISSN 1609-624X
Рубрики: Языкознание Социолингвистика Лингвистика текста Кл.слова (ненормированные): дети -- дискурсы -- массовые коммуникации -- медиа-дискурс -- научный дискурс -- образ ребенка -- одаренные дети -- одаренный ребенок -- региональная инфосфера -- семантические трансформации -- творческие личности Аннотация: Прагматические механизмы и направления семантической трансформации образа творческой личности (одаренного ребенка) в дискурсе науки, в сфере массовой коммуникации и в региональной инфосфере. |
Санина, Анна Георгиевна (кандидат социологических наук; доцент). Генезис идеи идентичности в социологии и смежных науках [Текст] / А. Г. Санина> // Социологические исследования. - 2014. - № 12. - С. 3-11. - Библиогр.: с. 10-11 . - ISSN 0132-1625
Рубрики: Социология Социология как наука Кл.слова (ненормированные): идентичность -- концепции идентичности -- междисциплинарные исследования -- научный дискурс -- политическая практика -- социальная идентичность Аннотация: В статье дается обзор подходов к понятию “идентичность"; анализируются последствия трансляции этого понятия из социально-психологической и социально-культурной сферы в пространство политической практики; определены границы междисциплинарного исследования идентичности. |
Базанова, Е. М. (кандидат педагогических наук). Лаборатория научной коммуникации [Текст] : российский опыт / Е. М. Базанова> // Высшее образование в России. - 2015. - № 8/9. - С. 135-143. - Библиогр.: с. 141-142 (13 назв.) . - ISSN 0869-3617
Рубрики: Образование. Педагогика Высшее профессиональное образование--Россия, 21 в. Кл.слова (ненормированные): Scopus -- Web of Science -- аналитические базы данных -- дискурс -- научный дискурс -- публикационная активность -- тьюторы -- центры академического письма Аннотация: О создании Центра академического письма на базе Национального исследовательского технологического университета «МИСиС». |
Кузнецова, Л. Б. (кандидат филологических наук, доцент). Актив или пассив? "Я" или "мы"? [Текст] / Л. Б. Кузнецова, С. А. Сучкова> // Высшее образование в России. - 2015. - № 8/9. - С. 143-148. - Библиогр.: с. 146-147 (14 назв.) . - ISSN 0869-3617
Рубрики: Образование. Педагогика Высшее профессиональное образование--Россия, 21 в. Кл.слова (ненормированные): авторство -- английский язык -- личное местоимение -- научный дискурс -- пассивный залог -- передача авторства -- письменный научный дискурс Аннотация: Приглашаются авторы научных статей и преподаватели иностранного языка в академических целях к размышлению о том, каким стандартам следовать, обучаясь и обучая стилю академического письма. Доп.точки доступа: Сучкова, кандидат филологических наук, доцент |