Влайкова, В. А. Как этнические стереотипы отражаются в языке [Текст] / В. А. Влайкова> // Русская речь. - 2008. - N 2. - С. 47-50. - Библиогр.: с. 50 . - ISSN 0131-6117 Рубрики: Языкознание Языки мира в целом Кл.слова (ненормированные): этнические стереотипы -- этнонимы -- этносы -- речевая культура -- культура речи -- носители языка -- языковые структуры Аннотация: О приобретении этнонимами новых значений в процессе эволюции языка. |
Шумарина, Марина Робертовна (докторант МПГУ). Грамматика в обыденном метаязыковом сознании [Текст] / М. Р. Шумарина> // Русский язык в школе. - 2009. - N 10. - С. 69-73. - Библиогр.: С. 73 . - ISSN 0131-6141
Рубрики: Языкознание Грамматика Кл.слова (ненормированные): имя существительное -- морфологические категории -- имя прилагательное -- метаязыковая рефлексия -- носители языка -- метаязыковое сознание -- обыденная лингвистика -- естественная лингвистика -- категории имени Аннотация: Своеобразие представлений о грамматических единицах и категориях в сознании обычного человека на примерах художественных текстов. |
Никитина, Л. Л. Английский клуб: уникальная возможность использовать язык как средство общения [Текст] / Л. Л. Никитина> // Иностранные языки в школе. - 2011. - N 2. - С. 54-56 . - ISSN 0130-6073 Рубрики: Образование. Педагогика Методика преподавания учебных предметов--Железнодорожный--Россия Кл.слова (ненормированные): английский клуб -- английский язык -- внеклассная работа -- иностранные языки -- клубная деятельность -- носители языка -- общение -- средства общения -- языковая среда Аннотация: О создании и работе английского клуба в одной из школ г. Железнодорожный. Клубная деятельность помогает учащимся раскрыть себя, активизировать свой творческий потенциал, языковой и речевой багаж. |
Кузнецова, Татьяна Юрьевна (ассистент; аспирант). Стратегии семантизации слов и факторы, детерминирующие их выбор [Текст] / Т. Ю. Кузнецова> // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - N 343 (февраль). - С. 15-18. - Библиогр.: с. 18 (13 назв. ) . - ISSN 1561-7793
Рубрики: Языкознание Лексикология Кл.слова (ненормированные): лингвистическая семантика -- лексическое значение слов -- семантизация слов -- носители языка -- семасиология -- языковые стратегии -- лингвистические исследования Аннотация: Описываются стратегии семантизации слова рядовыми носителями языка и факторы, детерминирующие их выбор. Семантизация лексического значения слова осуществлялась на основе использования лингвистического эксперимента. |
Трикоз, Эльвира Львовна. Рефлексия как фактор нормализации языковых процессов [Текст] / Э. Л. Трикоз> // Русский язык в школе. - 2009. - N 8. - С. 51-54. - Библиогр.: с. 54 . - ISSN 0131-6141 Рубрики: Русский язык, 19 в. 2-я пол. Языкознание Кл.слова (ненормированные): варианты нормы -- речеязыковая норма -- писатели -- рефлексия -- толерантность -- журналисты -- нормализация -- носители языка -- языковые процессы -- метаязыковое сознание Аннотация: Об особенностях выражения речеязыковой нормы на материале письменной речевой рефлексии второй половины XIX века писателей, журналистов и пишущих разных социально-профессиональных групп. |
Качру, Брадж Б. (доктор философии ; почетный профессор лингвистики ; профессор-юбиляр либеральных искусств и наук ; директор Центра исследований продвинутого уровня английского языка). Модели вариантов английского языка, неродного для его пользователей [Текст] / Брадж Б. Качру ; пер. с англ. З. Г. Прошиной> // Личность. Культура. Общество. - 2010. - Т. 12, N 53/54: N 53/54, N 53/54. - С. 175-196 : 4 табл., 1 фот. - Библиогр.: с. 192-195 (109 назв. ). - Пер. по изд.: Kachru Braj B. Models for Non-Native Englishes // Kachru B. (ed. ) The Other Tongue. English across Cultures. - Urbana & Chicago : University of Illinois Press, 1992. - Pp. 48-74. - Примеч.: с. 195-196 . - ISSN 1606-951X
Рубрики: Языкознание--Азия--Африка Социолингвистика Кл.слова (ненормированные): английский язык -- World Englishes -- варианты английского языка -- носители языка -- неносители языка -- родной язык -- иностранный язык -- языковой стандарт -- языковые модели -- норма -- варианты языка -- функция языка -- девиации и ошибки -- нативизация языка -- аккультурация языка Аннотация: Новое лингвистическое направление, называемое World Englishes, в практике преподавания английского языка. Речевая реальность современной лингвистической ситуации. Новые модели английского языка, ориентированные не на стандарты британской или американской произносительной нормы, а на региональные особенности вариантов так называемых "неносителей", пользующихся английским языком в различных функциональных целях. Типология вариантов, разграничение языковых девиаций и ошибок. Идея о закономерности нативизации и аккультурации английского языка в новом "контексте ситуации". Доп.точки доступа: Прошина, Зоя Григорьевна (доктор филологических наук ; профессор кафедры теории преподавания иностранных языков) \.\ |
Смит, Ларри И.. Распространение английского языка и проблемы взаимопонимания [Текст] / Ларри И. Смит ; пер. с англ. Т. А. Иванковой> // Личность. Культура. Общество. - 2010. - Т. 12, N 55/56: N 55/56, N 55/56. - С. 229-241 : фот., 6 табл. - Библиогр.: с. 241 (6 назв. ). - Пер. по изд.: Smith L. E. The spread of English and issues of intelligibility / L. E. Smith // The Other Tongue: English across Cultures / edited by B. Kachru. - Urbana ; Chicago : University of Illinois Press, 1992. - P. 75-90. - Прил. . - ISSN 1606-951X Рубрики: Языкознание Практическое владение языком Германские языки Кл.слова (ненормированные): межкультурная коммуникация -- английский язык -- глобальный английский язык -- варианты языка -- взаимопонимание -- проблемы взаимопонимания -- носители языка -- неносители языка -- лингвистические эксперименты Аннотация: Проблемы взаимопонимания, возникающие при общении на разных локализованных вариантах английского языка, выступающего в функции языка-посредника. Три основных параметра успешной межкультурной коммуникации. Неправомерность утверждения о том, что носители английского языка лучше всех понимают его и что их речь - наиболее понятна другим пользователям английского языка. Доп.точки доступа: Иванкова, доцент кафедры теории и практики перевода Института иностранных языков Дальневосточного университета (Владивосток) (кандидат филологических наук) \.\ |
Шнайдер, Эдгар В. (профессор; заведующий кафедрой английской лингвистики Регенсбургского университета, Германия). Модели развития английского языка: сходные или различные? [Текст] = Developmental Patterns of English: Similar or Different? / Эдгар В. Шнайдер ; пер. с англ. Л. В. Кульчицкой> // Личность. Культура. Общество. - 2012. - Т. 14, № 73/74: № 73/74, № 73/74. - С. 189-203. - Библиогр.: с. 203 (18 назв. ). - Пер. по изд.: Schneider, E. W. Developmental Patterns of English: Similar or Different? / E. W. Schneider // The Routledge Handbook of World Englishes / ed. Andy Kirkpatrick. - London, New York, 2010. - P. 372-384. - Аннот. на рус. и англ. яз. . - ISSN 1606-951X Рубрики: Языкознание Теория и философия языка Кл.слова (ненормированные): английский язык -- международный язык -- лингвистика -- социальность -- вариантология -- категоризация -- цикличность -- коренной язык -- первый язык -- носители языка -- коммуникативность -- этическая диффузия -- билингвизм -- методология Аннотация: Многообразие вариантов английского языка как категоризация, эволюционные процессы, цикличность, глобальная этическая диффузия, сходство и различие в широком смысле. Модели развития английского языка. Доп.точки доступа: Кульчицкая, Лариса Валентиновна (кандидат филологических наук; доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета, Владивосток) \.\ |
Вахтин, Николай. Из неотправленного [Текст] / Н. Вахтин> // Звезда. - 2013. - № 1. - С. 201-210 . - ISSN 0321-1878
Рубрики: Языкознание Общее языкознание Кл.слова (ненормированные): лингвистика -- язык -- культура речи -- культура языка -- языковая культура -- носители языка -- литературный язык -- речевая культура Аннотация: Лингвист Николай Вахтин рассуждает о языковой культуре. |
Гулида, В. Б. Конференция "Народная лингвистика": взгляд носителей языка на язык" [Текст] / В. Б. Гулида> // Вопросы языкознания. - 2013. - № 5. - С. 136-144 . - ISSN 0373-658X
Рубрики: Социолингвистика Языкознание Кл.слова (ненормированные): диалектология -- международные конференции -- народная лингвистика -- носители языка -- полевая лингвистика -- этимология -- языковые оценки Аннотация: Дан анализ народных мнений о языке. Рассмотрены явления народной диалектологии и механизмы народной этимологии. Об отношении носителей языка к своему и другим языкам. Представлены языковые оценки. Доп.точки доступа: Народная лингвистика: взгляд носителей языка на язык, международная конференция |
Мабуб, Ахмар. Английский язык: настоящая индустрия [Текст]. Ч. 2 / Ахмар Мабуб> // Филологические науки (Научные доклады высшей школы). - 2014. - № 3 (май). - С. 102-108. - Библиогр.: с. 107-108 (21 назв.). - Рез. англ. . - ISSN 2310-4287
Рубрики: Языкознание Германские языки Кл.слова (ненормированные): аккультурация -- английский язык -- глобализация английского языка -- конкуренция -- лингвистический империализм -- нативизация -- носители языка -- преподавание английского языка Аннотация: В статье акцентируется факт превращения области преподавания английского языка в огромную маркетинговую область, следствием которой является лингвистический империализм, навязывание культурных ценностей и религиозных взглядов Запада. Вместе с тем, автор отмечает определенное сопротивление, проявляющееся в нативизации вариантов английского языка. Кроме того, автор обсуждает проблему преподавателей - носителей и неносителей английского языка в рамках конкуренции на рынке образовательных услуг. |
Выренкова, А. С. Грамматика ошибок и грамматика конструкций: "эритажный" ("унаследованный") русский язык [Текст] / А. С. Выренкова, М. С. Полинская, Е. В. Рахилина> // Вопросы языкознания. - 2014. - № 3. - С. 3-19. - Библиогр.: с. 17-19 . - ISSN 0373-658X
Рубрики: Грамматика Языкознание Кл.слова (ненормированные): грамматика конструкций -- грамматика ошибок -- дети эмигрантов -- иноязычная среда -- композициональность -- корпусы текстов -- носители языка -- ошибки -- речевые ошибки -- русский язык -- теоретическая лингвистика -- унаследованные языки -- эмигранты -- эритажный язык Аннотация: В статье обсуждается природа ошибок в текстах носителей особого варианта русского языка: детей эмигрантов, выросших в иноязычной среде и унаследовавших свой русский от родителей. Доп.точки доступа: Полинская, М. С.; Рахилина, Е. В. |
Дэцзидэма Письменный язык в межкультурной коммуникации [Текст] / Дэцзидэма, С. В. Бутаева> // Гуманизация образования. - 2014. - № 5. - С. 87-95. - Библиогр.: с. 94-95 (28 назв. ) . - ISSN 1029-3388
Рубрики: Языкознание Письменные языки в целом Кл.слова (ненормированные): адаптация человека -- межкультурное общение -- межкультурные коммуникации -- методологические подходы -- носители языка -- собственная культура Аннотация: В настоящее время в условиях взаимозависимого мира естественна ситуация, когда любой народ открыт для восприятия чужого культурного опыта и одновременно сам готов делиться с другими народами продуктами собственной культуры. Это обращение к культурам других народов получило наименование "межкультурная коммуникация". Авторы отмечают, что каждая культура имеет свою языковую систему, с помощью которой ее носители имеют возможность общаться друг с другом. С раннего детства каждый ребенок овладевает родным языком и усваивает культуру, к которой принадлежит. Это происходит в процессе общения с близкими и незнакомыми людьми, в домашней среде, с помощью вербальных и невербальных способов общения. Подчеркивается, что в процессе овладения языком люди также овладевают и культурой, которая в свою очередь обусловливает их восприятие, мыслительный процесс и поведение. А поскольку культура может быть понята как коммуникация, то язык является коммуникативным процессом в чистом виде в каждом известном нам обществе. В заключении статьи авторы выделяют, что в процессе межкультурной коммуникации каждый человек одновременно решает две важнейшие проблемы – стремится сохранить свою культурную идентичность и включиться в чужую культуру. Доп.точки доступа: Будаева, С. В. |
Особенности организации информационно-образовательной среды в школе нового типа: учебная и внеучебная деятельность [Текст] / Е. А. Чекалина [и др.]> // Сибирский учитель. - 2014. - № 3. - С. 72-78 : 5 табл. - Библиогр.: с. 77-78 (9 назв. ) . - ISSN 1817-6488
Рубрики: Образование. Педагогика Теория и методика обучения Кл.слова (ненормированные): внеучебная деятельность -- иностранные языки -- интерактивные технологии -- критическое мышление -- кросс-культурные коммуникации -- наглядные эффекты -- носители языка -- учебная деятельность -- флипчарты -- языковая среда Аннотация: В статье рассмотрены результативные приемы формирования интереса к изучению иностранных языков, авторами оценивается эффективность созданной системы. Особенность этой статьи в том, что она дает ответы на вопросы, как научить учащихся преодолеть неуверенность при общении на иностранном языке. Доп.точки доступа: Чекалина, Елена Анатольевна (кандидат педагогических наук; директор; руководитель высшей квалификационной категории; учитель истории высшей квалификационной категории); Семина, Фарида Хамзаевна (заведующая кафедрой; учитель высшей квалификационной категории); Ногаева, Инна Сергеевна (учитель высшей квалификационной категории); Пономарева, Рушана Саматовна (преподаватель) |
Полян, А. Л. Иврит III-XIX вв. н. э. как "спящий язык" [Текст] / А. Л. Полян> // Вопросы языкознания. - 2014. - № 5. - С. 56-67. - Библиогр.: с. 66-67 . - ISSN 0373-658X
Рубрики: Афро-азиатские (хамито-семитские) языки, 3-19 вв. История языкознания Языкознание Кл.слова (ненормированные): диглоссия -- евреи -- еврейский язык -- живые языки -- иврит -- мертвые языки -- носители языка -- передача языка -- письменная речь -- разговорные языки -- сакральные языки -- связь поколений -- спящие языки -- устная речь Аннотация: В статье анализируются существующие подходы к определению понятия "мертвый язык" и рассматривается возможность их применения к ивриту той эпохи, когда он практически не употреблялся в устном общении. Делается вывод о необходимости введения в русскоязычной литературе дополнительного термина "спящий язык". |
Усвоение именных классов в цезском языке [Текст] / М. И. Магомедов [и др.]> // Вопросы языкознания. - 2015. - № 4. - С. 21-36 : 1 рис., 6 табл. - Библиогр.: с. 36 . - ISSN 0373-658X
Рубрики: Бесписьменные языки в целом Кавказские языки Языкознание Кл.слова (ненормированные): цезский язык -- именные классы -- детская речь -- корпусная лингвистика -- нахско-дагестанские языки -- семантические признаки -- фонологические признаки -- носители языка -- экспериментальная методология Аннотация: Представлена методика по изучению детской речи. Рассмотрена система именных классов (родов) в цезском языке и показано, как дети усваивают подобную систему при освоении родного языка. Доп.точки доступа: Магомедов, М. И.; Абдулаев, А. К.; Гальярди, А.; Полинская, М. С. |