Влайкова, В. А.
    Как этнические стереотипы отражаются в языке [Текст] / В. А. Влайкова // Русская речь. - 2008. - N 2. - С. 47-50. - Библиогр.: с. 50 . - ISSN 0131-6117
ББК 81.2 + 81.2
Рубрики: Языкознание
   Языки мира в целом

Кл.слова (ненормированные):
этнические стереотипы -- этнонимы -- этносы -- речевая культура -- культура речи -- носители языка -- языковые структуры
Аннотация: О приобретении этнонимами новых значений в процессе эволюции языка.




    Шумарина, Марина Робертовна (докторант МПГУ).
    Грамматика в обыденном метаязыковом сознании [Текст] / М. Р. Шумарина // Русский язык в школе. - 2009. - N 10. - С. 69-73. - Библиогр.: С. 73 . - ISSN 0131-6141
УДК
ББК 81.02
Рубрики: Языкознание
   Грамматика

Кл.слова (ненормированные):
имя существительное -- морфологические категории -- имя прилагательное -- метаязыковая рефлексия -- носители языка -- метаязыковое сознание -- обыденная лингвистика -- естественная лингвистика -- категории имени
Аннотация: Своеобразие представлений о грамматических единицах и категориях в сознании обычного человека на примерах художественных текстов.




    Никитина, Л. Л.
    Английский клуб: уникальная возможность использовать язык как средство общения [Текст] / Л. Л. Никитина // Иностранные языки в школе. - 2011. - N 2. - С. 54-56 . - ISSN 0130-6073
ББК 74.26
Рубрики: Образование. Педагогика
   Методика преподавания учебных предметов--Железнодорожный--Россия

Кл.слова (ненормированные):
английский клуб -- английский язык -- внеклассная работа -- иностранные языки -- клубная деятельность -- носители языка -- общение -- средства общения -- языковая среда
Аннотация: О создании и работе английского клуба в одной из школ г. Железнодорожный. Клубная деятельность помогает учащимся раскрыть себя, активизировать свой творческий потенциал, языковой и речевой багаж.




    Кузнецова, Татьяна Юрьевна (ассистент; аспирант).
    Стратегии семантизации слов и факторы, детерминирующие их выбор [Текст] / Т. Ю. Кузнецова // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - N 343 (февраль). - С. 15-18. - Библиогр.: с. 18 (13 назв. ) . - ISSN 1561-7793
УДК
ББК 81.03
Рубрики: Языкознание
   Лексикология

Кл.слова (ненормированные):
лингвистическая семантика -- лексическое значение слов -- семантизация слов -- носители языка -- семасиология -- языковые стратегии -- лингвистические исследования
Аннотация: Описываются стратегии семантизации слова рядовыми носителями языка и факторы, детерминирующие их выбор. Семантизация лексического значения слова осуществлялась на основе использования лингвистического эксперимента.




    Трикоз, Эльвира Львовна.
    Рефлексия как фактор нормализации языковых процессов [Текст] / Э. Л. Трикоз // Русский язык в школе. - 2009. - N 8. - С. 51-54. - Библиогр.: с. 54 . - ISSN 0131-6141
ББК 81.2Рус
Рубрики: Русский язык, 19 в. 2-я пол.
   Языкознание

Кл.слова (ненормированные):
варианты нормы -- речеязыковая норма -- писатели -- рефлексия -- толерантность -- журналисты -- нормализация -- носители языка -- языковые процессы -- метаязыковое сознание
Аннотация: Об особенностях выражения речеязыковой нормы на материале письменной речевой рефлексии второй половины XIX века писателей, журналистов и пишущих разных социально-профессиональных групп.




    Качру, Брадж Б. (доктор философии ; почетный профессор лингвистики ; профессор-юбиляр либеральных искусств и наук ; директор Центра исследований продвинутого уровня английского языка).
    Модели вариантов английского языка, неродного для его пользователей [Текст] / Брадж Б. Качру ; пер. с англ. З. Г. Прошиной // Личность. Культура. Общество. - 2010. - Т. 12, N 53/54: N 53/54, N 53/54. - С. 175-196 : 4 табл., 1 фот. - Библиогр.: с. 192-195 (109 назв. ). - Пер. по изд.: Kachru Braj B. Models for Non-Native Englishes // Kachru B. (ed. ) The Other Tongue. English across Cultures. - Urbana & Chicago : University of Illinois Press, 1992. - Pp. 48-74. - Примеч.: с. 195-196 . - ISSN 1606-951X
УДК
ББК 81.001.2
Рубрики: Языкознание--Азия--Африка
   Социолингвистика

Кл.слова (ненормированные):
английский язык -- World Englishes -- варианты английского языка -- носители языка -- неносители языка -- родной язык -- иностранный язык -- языковой стандарт -- языковые модели -- норма -- варианты языка -- функция языка -- девиации и ошибки -- нативизация языка -- аккультурация языка
Аннотация: Новое лингвистическое направление, называемое World Englishes, в практике преподавания английского языка. Речевая реальность современной лингвистической ситуации. Новые модели английского языка, ориентированные не на стандарты британской или американской произносительной нормы, а на региональные особенности вариантов так называемых "неносителей", пользующихся английским языком в различных функциональных целях. Типология вариантов, разграничение языковых девиаций и ошибок. Идея о закономерности нативизации и аккультурации английского языка в новом "контексте ситуации".


Доп.точки доступа:
Прошина, Зоя Григорьевна (доктор филологических наук ; профессор кафедры теории преподавания иностранных языков) \.\



    Смит, Ларри И..
    Распространение английского языка и проблемы взаимопонимания [Текст] / Ларри И. Смит ; пер. с англ. Т. А. Иванковой // Личность. Культура. Общество. - 2010. - Т. 12, N 55/56: N 55/56, N 55/56. - С. 229-241 : фот., 6 табл. - Библиогр.: с. 241 (6 назв. ). - Пер. по изд.: Smith L. E. The spread of English and issues of intelligibility / L. E. Smith // The Other Tongue: English across Cultures / edited by B. Kachru. - Urbana ; Chicago : University of Illinois Press, 1992. - P. 75-90. - Прил. . - ISSN 1606-951X
ББК 81.00 + 81.2
Рубрики: Языкознание
   Практическое владение языком

   Германские языки

Кл.слова (ненормированные):
межкультурная коммуникация -- английский язык -- глобальный английский язык -- варианты языка -- взаимопонимание -- проблемы взаимопонимания -- носители языка -- неносители языка -- лингвистические эксперименты
Аннотация: Проблемы взаимопонимания, возникающие при общении на разных локализованных вариантах английского языка, выступающего в функции языка-посредника. Три основных параметра успешной межкультурной коммуникации. Неправомерность утверждения о том, что носители английского языка лучше всех понимают его и что их речь - наиболее понятна другим пользователям английского языка.


Доп.точки доступа:
Иванкова, доцент кафедры теории и практики перевода Института иностранных языков Дальневосточного университета (Владивосток) (кандидат филологических наук) \.\



    Шнайдер, Эдгар В. (профессор; заведующий кафедрой английской лингвистики Регенсбургского университета, Германия).
    Модели развития английского языка: сходные или различные? [Текст] = Developmental Patterns of English: Similar or Different? / Эдгар В. Шнайдер ; пер. с англ. Л. В. Кульчицкой // Личность. Культура. Общество. - 2012. - Т. 14, № 73/74: № 73/74, № 73/74. - С. 189-203. - Библиогр.: с. 203 (18 назв. ). - Пер. по изд.: Schneider, E. W. Developmental Patterns of English: Similar or Different? / E. W. Schneider // The Routledge Handbook of World Englishes / ed. Andy Kirkpatrick. - London, New York, 2010. - P. 372-384. - Аннот. на рус. и англ. яз. . - ISSN 1606-951X
ББК 81
Рубрики: Языкознание
   Теория и философия языка

Кл.слова (ненормированные):
английский язык -- международный язык -- лингвистика -- социальность -- вариантология -- категоризация -- цикличность -- коренной язык -- первый язык -- носители языка -- коммуникативность -- этическая диффузия -- билингвизм -- методология
Аннотация: Многообразие вариантов английского языка как категоризация, эволюционные процессы, цикличность, глобальная этическая диффузия, сходство и различие в широком смысле. Модели развития английского языка.


Доп.точки доступа:
Кульчицкая, Лариса Валентиновна (кандидат филологических наук; доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета, Владивосток) \.\



    Вахтин, Николай.
    Из неотправленного [Текст] / Н. Вахтин // Звезда. - 2013. - № 1. - С. 201-210 . - ISSN 0321-1878
УДК
ББК 81
Рубрики: Языкознание
   Общее языкознание

Кл.слова (ненормированные):
лингвистика -- язык -- культура речи -- культура языка -- языковая культура -- носители языка -- литературный язык -- речевая культура
Аннотация: Лингвист Николай Вахтин рассуждает о языковой культуре.




    Гулида, В. Б.
    Конференция "Народная лингвистика": взгляд носителей языка на язык" [Текст] / В. Б. Гулида // Вопросы языкознания. - 2013. - № 5. - С. 136-144 . - ISSN 0373-658X
УДК
ББК 81.001.2
Рубрики: Социолингвистика
   Языкознание

Кл.слова (ненормированные):
диалектология -- международные конференции -- народная лингвистика -- носители языка -- полевая лингвистика -- этимология -- языковые оценки
Аннотация: Дан анализ народных мнений о языке. Рассмотрены явления народной диалектологии и механизмы народной этимологии. Об отношении носителей языка к своему и другим языкам. Представлены языковые оценки.


Доп.точки доступа:
Народная лингвистика: взгляд носителей языка на язык, международная конференция



    Мабуб, Ахмар.
    Английский язык: настоящая индустрия [Текст]. Ч. 2 / Ахмар Мабуб // Филологические науки (Научные доклады высшей школы). - 2014. - № 3 (май). - С. 102-108. - Библиогр.: с. 107-108 (21 назв.). - Рез. англ. . - ISSN 2310-4287
УДК
ББК 81.2
Рубрики: Языкознание
   Германские языки

Кл.слова (ненормированные):
аккультурация -- английский язык -- глобализация английского языка -- конкуренция -- лингвистический империализм -- нативизация -- носители языка -- преподавание английского языка
Аннотация: В статье акцентируется факт превращения области преподавания английского языка в огромную маркетинговую область, следствием которой является лингвистический империализм, навязывание культурных ценностей и религиозных взглядов Запада. Вместе с тем, автор отмечает определенное сопротивление, проявляющееся в нативизации вариантов английского языка. Кроме того, автор обсуждает проблему преподавателей - носителей и неносителей английского языка в рамках конкуренции на рынке образовательных услуг.




    Выренкова, А. С.
    Грамматика ошибок и грамматика конструкций: "эритажный" ("унаследованный") русский язык [Текст] / А. С. Выренкова, М. С. Полинская, Е. В. Рахилина // Вопросы языкознания. - 2014. - № 3. - С. 3-19. - Библиогр.: с. 17-19 . - ISSN 0373-658X
УДК
ББК 81.02
Рубрики: Грамматика
   Языкознание

Кл.слова (ненормированные):
грамматика конструкций -- грамматика ошибок -- дети эмигрантов -- иноязычная среда -- композициональность -- корпусы текстов -- носители языка -- ошибки -- речевые ошибки -- русский язык -- теоретическая лингвистика -- унаследованные языки -- эмигранты -- эритажный язык
Аннотация: В статье обсуждается природа ошибок в текстах носителей особого варианта русского языка: детей эмигрантов, выросших в иноязычной среде и унаследовавших свой русский от родителей.


Доп.точки доступа:
Полинская, М. С.; Рахилина, Е. В.



    Дэцзидэма
    Письменный язык в межкультурной коммуникации [Текст] / Дэцзидэма, С. В. Бутаева // Гуманизация образования. - 2014. - № 5. - С. 87-95. - Библиогр.: с. 94-95 (28 назв. ) . - ISSN 1029-3388
УДК
ББК 81.00
Рубрики: Языкознание
   Письменные языки в целом

Кл.слова (ненормированные):
адаптация человека -- межкультурное общение -- межкультурные коммуникации -- методологические подходы -- носители языка -- собственная культура
Аннотация: В настоящее время в условиях взаимозависимого мира естественна ситуация, когда любой народ открыт для восприятия чужого культурного опыта и одновременно сам готов делиться с другими народами продуктами собственной культуры. Это обращение к культурам других народов получило наименование "межкультурная коммуникация". Авторы отмечают, что каждая культура имеет свою языковую систему, с помощью которой ее носители имеют возможность общаться друг с другом. С раннего детства каждый ребенок овладевает родным языком и усваивает культуру, к которой принадлежит. Это происходит в процессе общения с близкими и незнакомыми людьми, в домашней среде, с помощью вербальных и невербальных способов общения. Подчеркивается, что в процессе овладения языком люди также овладевают и культурой, которая в свою очередь обусловливает их восприятие, мыслительный процесс и поведение. А поскольку культура может быть понята как коммуникация, то язык является коммуникативным процессом в чистом виде в каждом известном нам обществе. В заключении статьи авторы выделяют, что в процессе межкультурной коммуникации каждый человек одновременно решает две важнейшие проблемы – стремится сохранить свою культурную идентичность и включиться в чужую культуру.


Доп.точки доступа:
Будаева, С. В.



   
    Особенности организации информационно-образовательной среды в школе нового типа: учебная и внеучебная деятельность [Текст] / Е. А. Чекалина [и др.] // Сибирский учитель. - 2014. - № 3. - С. 72-78 : 5 табл. - Библиогр.: с. 77-78 (9 назв. ) . - ISSN 1817-6488
УДК
ББК 74.202
Рубрики: Образование. Педагогика
   Теория и методика обучения

Кл.слова (ненормированные):
внеучебная деятельность -- иностранные языки -- интерактивные технологии -- критическое мышление -- кросс-культурные коммуникации -- наглядные эффекты -- носители языка -- учебная деятельность -- флипчарты -- языковая среда
Аннотация: В статье рассмотрены результативные приемы формирования интереса к изучению иностранных языков, авторами оценивается эффективность созданной системы. Особенность этой статьи в том, что она дает ответы на вопросы, как научить учащихся преодолеть неуверенность при общении на иностранном языке.


Доп.точки доступа:
Чекалина, Елена Анатольевна (кандидат педагогических наук; директор; руководитель высшей квалификационной категории; учитель истории высшей квалификационной категории); Семина, Фарида Хамзаевна (заведующая кафедрой; учитель высшей квалификационной категории); Ногаева, Инна Сергеевна (учитель высшей квалификационной категории); Пономарева, Рушана Саматовна (преподаватель)



    Полян, А. Л.
    Иврит III-XIX вв. н. э. как "спящий язык" [Текст] / А. Л. Полян // Вопросы языкознания. - 2014. - № 5. - С. 56-67. - Библиогр.: с. 66-67 . - ISSN 0373-658X
УДК
ББК 81.2 + 81
Рубрики: Афро-азиатские (хамито-семитские) языки, 3-19 вв.
   История языкознания

   Языкознание

Кл.слова (ненормированные):
диглоссия -- евреи -- еврейский язык -- живые языки -- иврит -- мертвые языки -- носители языка -- передача языка -- письменная речь -- разговорные языки -- сакральные языки -- связь поколений -- спящие языки -- устная речь
Аннотация: В статье анализируются существующие подходы к определению понятия "мертвый язык" и рассматривается возможность их применения к ивриту той эпохи, когда он практически не употреблялся в устном общении. Делается вывод о необходимости введения в русскоязычной литературе дополнительного термина "спящий язык".




   
    Усвоение именных классов в цезском языке [Текст] / М. И. Магомедов [и др.] // Вопросы языкознания. - 2015. - № 4. - С. 21-36 : 1 рис., 6 табл. - Библиогр.: с. 36 . - ISSN 0373-658X
УДК
ББК 81.00 + 81.2
Рубрики: Бесписьменные языки в целом
   Кавказские языки

   Языкознание

Кл.слова (ненормированные):
цезский язык -- именные классы -- детская речь -- корпусная лингвистика -- нахско-дагестанские языки -- семантические признаки -- фонологические признаки -- носители языка -- экспериментальная методология
Аннотация: Представлена методика по изучению детской речи. Рассмотрена система именных классов (родов) в цезском языке и показано, как дети усваивают подобную систему при освоении родного языка.


Доп.точки доступа:
Магомедов, М. И.; Абдулаев, А. К.; Гальярди, А.; Полинская, М. С.