Инденбаум, Е. Л. Становление познавательной деятельности детей с легким психическим недоразвитием в разных психолого-педагогических условиях [Текст] : сообщение 1 / Е. Л. Инденбаум, А. А. Гостар> // Дефектология. - 2008. - N 5. - С. 4-10. - Библиогр.: с. 10 (9 назв. ) . - ISSN 0130-3074 Рубрики: Образование. Педагогика Дефектология. Специальные школы Кл.слова (ненормированные): дошкольники -- познавательные процессы -- ЗПР -- задержка психического развития -- познавательное развитие -- психолого-педагогическая среда -- ЛНР -- легкое психическое недоразвитие -- психосоциальная адаптация -- дети-сироты -- специальная психология Аннотация: Авторы анализируют качественные отличия в становлении познавательной деятельности у дошкольников с легким психическим недоразвитием, зависящие как от характера нарушения интеллектуального развития, так и от психолого-педагогических условий, в которых растут дети. Доп.точки доступа: Гостар, А. А. |
Практическая реализация моделей интеграции в условиях общеобразовательной школы районного центра [Текст] / А. В. Зарубина [и др. ]> // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - N 4. - С. 46-53. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 53 . - ISSN 2074-4986 Рубрики: Образование. Педагогика Дефектология. Специальные школы Кл.слова (ненормированные): специальное образование -- специальная педагогика -- общеобразовательная школа -- коррекционная педагогика -- ограниченные возможности -- модели интеграции -- социализация детей -- коррекционные школы -- интегрированное образование -- школы надомного обучения -- школы 8 вида -- воспитательный модуль -- легкое психическое недоразвитие -- диагностический модуль -- образовательный модуль -- оздоровительный модуль Аннотация: Об организации интегрированного учебного процесса в Основной общеобразовательной школе N 1 г. Слюдянка Иркутской области. Создаваемые в школе психолого-педагогические условия способствуют социализации всех детей, независимо от того, каковы их познавательные возможности. Доп.точки доступа: Зарубина, А. В.; Миронова, Е. А.; Инденбаум, Е. Л. (канд. психол. наук); Сергакова, И. В.; Облакова, И. А.; Основная общеобразовательная школа N 1 |
Инденбаум (Шепко), Е. Л. Становление познавательной деятельности детей с легким психическим недоразвитием в разных психолого-педагогических условиях [Текст] : (к проблеме терминологии и дифференциальной диагностики при решении задач сопровождения) / Е. Л. Инденбаум (Шепко), Е. Л.> // Дефектология. - 2010. - N 2. - С. 19-30 : ил. - Библиогр.: с. 29-30 . - ISSN 0130-3074 Рубрики: Образование. Педагогика Дефектология. Специальные школы Кл.слова (ненормированные): психическое недоразвитие -- диагностика -- принципы дифференциации -- прогноз -- специальные образовательные стандарты -- задачи сопровождения -- задержка психического развития -- ЗПР -- умственная отсталость -- коррекционная педагогика -- специальная психология -- познавательная деятельность детей -- легкое психическое недоразвитие Аннотация: Дополнительно обосновывается правомерность выделения детей с легким психическим недоразвитием в качестве особой категории, отличающейся как от задержки психического развития (ЗПР), так и от умственной отсталости (УО). Доказывается необходимость функционального диагноза, отражающего степень адаптированности ребенка и его индивидуально-психологические особенности. |
Инденбаум, Е. Л. (кандидат психологических наук). Психосоциальное развитие подростков с легкими формами интеллектуальной недостаточности в разных образовательных средах [Текст] / Е. Л. Инденбаум> // Дефектология. - 2011. - N 2. - С. 18-27 : 1 рис. - Библиогр.: с. 27 (15 назв. ) Рубрики: Образование. Педагогика Дефектология. Специальные школы Кл.слова (ненормированные): подростки -- умственная отсталость -- легкое психическое недоразвитие -- задержка психического развития -- психосоциальное развитие -- социальная компетенция -- трудности социализации -- дефицит познавательных способностей -- житейские компетенции -- коммуникативные компетенции -- межличностные взаимодействия -- государственная образовательная политика -- специальное коррекционное обучение -- учреждения специального образования -- профилактика отклонений -- коррекционная помощь -- специальные образовательные программы -- эмпирические исследования Аннотация: В русле компетентностного подхода, на основе разработанной автором рабочей типологии рассматриваются особенности психосоциального развития подростков с разными формами легкой интеллектуальной недостаточности в специальных школах и в условиях стихийной, вынужденной интеграции. Целью сопоставления являются дифференцированные рекомендации по совершенствованию сопровождения психосоциального развития подростков с разными вариантами структуры нарушений. |
Павленко, Т. П. (кандидат педагогических наук; доцент). Особенности социализации подростков-сирот с легким психическим недоразвитием и девиантным поведением [Текст] / Т. П. Павленко> // Дефектология. - 2010. - N 6. - С. 68-76. - Библиогр.: с. 75-76 (7 назв. ) Рубрики: Образование. Педагогика Дефектология. Специальные школы Кл.слова (ненормированные): социализация -- социальная адаптация -- нарушения социализации личности -- подростки-сироты -- девиантное поведение -- отклоняющееся поведение -- нарушения интеллектуального развития -- легкое психическое недоразвитие -- ЛПН -- профилактика -- коррекционная помощь -- исследования -- ценностные ориентации -- школьная дезаптация Аннотация: Представлены результаты исследования особенностей социализации подростков-сирот с ЛПН с девиантным поведением в сравнении с результатами их социально адаптированных одноклассников; выявляются личностные и ситуативные причины нарушений социализации. |
Инденбаум, Е. Л. (кандидат психологических наук). Новый взгляд на старую проблему: к вопросу о формах отставания в психическом развитии, образовательных потребностях детей и возможных путях помощи [Текст] / Е. Л. Инденбаум (Шепко)> // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. - N 5. - С. 3-10. - Библиогр.: с. 10 . - ISSN 2074-4986 Рубрики: Образование. Педагогика Дефектология. Специальные школы Кл.слова (ненормированные): дети -- психическое развитие -- коррекционная педагогика -- задержка психического развития -- педагогический опыт -- пограничная умственная отсталость -- ЗПР -- школьная неуспеваемость -- образовательные потребности -- функционально-уровневый подход -- легкое психическое недоразвитие Аннотация: Рассматривается проблема прогноза развития и помощи трем группам школьников - с ЗПР, легким психическим недоразвитием и умственной отсталостью. Предлагаются оптимальные для каждой категории детей образовательные траектории и организационные модели обучения (в условиях изменения образовательных стандартов и реорганизации системы специального образования). Затронута проблема разделения ответственности за социализацию детей с нарушениями развития. |
Инденбаум, Е. Л. (доктор психологических наук). К чему приводит "стихийная инклюзия" детей с задержкой психического развития [Текст] / Е. Л. Инденбаум> // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - № 4. - С. 33-38 : табл. - Библиогр.: с. 38. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Подстроч. примеч. . - ISSN 2074-4986 Рубрики: Образование. Педагогика Дефектология. Специальные школы Кл.слова (ненормированные): ЗПР -- дети -- задержка психического развития -- инклюзивное обучение -- легкое психическое недоразвитие -- образовательная дифференциация -- социализация Аннотация: О последствиях отсутствия требуемого сопровождения для детей, имеющих задержку психического развития разной степени тяжести, доказывая, с одной стороны, опасность существенных нарушений их послешкольной социализации из-за комплексного психосоциального неблагополучия, с другой - потребность этой группы учащихся в специальной дифференцированной коррекционной помощи, основу которой создает новый специальный федеральный государственный образовательный стандарт. |
Инденбаум, Е. Л. Об информативности опросников в диагностике личности детей и подростков с легкими формами интеллектуальной недостаточности [Текст]. Сообщ. 2 / Е. Л. Инденбаум> // Дефектология. - 2013. - № 5. - С. 3-13. - Библиогр.: с. 13 (15 назв.). - Примеч. в сносках Рубрики: Образование. Педагогика Дефектология. Специальные школы Кл.слова (ненормированные): валидность -- внутренняя позиция -- коммуникации -- легкое психическое недоразвитие -- личность -- локус контроля -- опросники -- психодиагностика -- самоотношение -- социально-психологическая адаптация -- умственная отсталость Аннотация: Статья посвящена проблеме оценки особенностей личности детей и подростков с легкими формами интеллектуальной недостаточности с помощью опросников и беседы. Показана невозможность интерпретации результатов общепринятыми способами. Выделены критерии, являющиеся информативными для оценки личности подростков и юношей с разной мерой интеллектуальной недостаточности. |
Инденбаум, Е. Л. Об информативности проективных и идеографических техник в диагностике личности и психосоциального развития испытуемых с легкими формами интеллектуальной недостаточности [Текст]. Сообщ. 3 / Е. Л. Инденбаум> // Дефектология. - 2013. - № 6. - С. 33-42 : рис. - Библиогр.: с. 42 (17 назв.) Рубрики: Образование. Педагогика Дефектология. Специальные школы Кл.слова (ненормированные): Розенцвейга тест -- валидность -- идеографические техники -- конструктивные методики -- легкое психическое недоразвитие -- метод цветовых выборов М. Люшера -- проективно-графические методики -- психодиагностика -- тест Розенцвейга -- умственная отсталость -- цветовых выборов М. Люшера метод Аннотация: Статья завершает обсуждение вопросов валидности методик для диагностики личности детей и подростков с легкими формами интеллектуальной недостаточности. Рассматриваются сведения о проективных и идеографических техниках, доказывается вариабельность результатов их выполнения, зависящая от психологического типа, к которому относится испытуемый, предлагаются конкретные рекомендации по использованию методик. |
Инденбаум, Е. Л. Об информативности проективных и идеографических техник в диагностике личности и психосоциального развития испытуемых с легкими формами интеллектуальной недостаточности [Текст]. Сообщ. 3 / Е. Л. Инденбаум> // Дефектология. - 2013. - № 6. - С. 33-42 : рис. - Библиогр.: с. 42 (17 назв.) Рубрики: Образование. Педагогика Дефектология. Специальные школы Кл.слова (ненормированные): Розенцвейга тест -- валидность -- идеографические техники -- конструктивные методики -- легкое психическое недоразвитие -- метод цветовых выборов М. Люшера -- проективно-графические методики -- психодиагностика -- тест Розенцвейга -- умственная отсталость -- цветовых выборов М. Люшера метод Аннотация: Статья завершает обсуждение вопросов валидности методик для диагностики личности детей и подростков с легкими формами интеллектуальной недостаточности. Рассматриваются сведения о проективных и идеографических техниках, доказывается вариабельность результатов их выполнения, зависящая от психологического типа, к которому относится испытуемый, предлагаются конкретные рекомендации по использованию методик. |