К 73 Коул, М. Размышления над портретом А. Р. Лурия / М. Коул> // Вопросы психологии. - 2002. - N 4. - С. . 25-44 Рубрики: Психология--История психологии Кл.слова (ненормированные): Лурия А. Р. -- институт дефектологии -- культурно-исторический подход -- сопряжённая моторная методика |
М 29 Марцинковская, Т. Д. Путь А. Р. Лурия к культурно-исторической психологии / Т. Д. Марцинковская> // Вопросы психологии. - 2002. - N 4. - С. . 44-49. - Библиогр.: 7 назв. Рубрики: Психология--История Европы Кл.слова (ненормированные): взаимосвязь человека и культуры -- культурно-исторический подход -- психология искусства |
Соколова, Е. Е Развитие идей Л. С. Выготского в ранних работах А. Н. Леонтьева / Е. ЕСоколова> // Вопросы психологии. - 2003. - N 2. - С. . 95-104. - Библиогр.: 12 назв Рубрики: Психология--История психологии--Общая психология Россия Кл.слова (ненормированные): высшая психическая функция -- знак -- знаковая операция -- культурно-исторический подход -- развитие памяти |
Кравцова, Е. Е. Кризис культурно-исторической психологии и пути его преодоления : к 110-летию со дня рождения Л. С. Выготского / Е. Е. Кравцова> // Вопросы психологии. - 2006. - N 5. - С. . 125-133. - Библиогр.: с. 133 (3 назв. ) Рубрики: Психология--Общая психология, 20 в. Россия СССР Кл.слова (ненормированные): культурно-исторический подход -- неклассическая психология -- психология искусства -- игра в практическую деятельность -- проектирующая психология -- развивающая среда |
Гончаров, В. С. Соотношение форм когнитивного развития и типов его проектирования / В. С. Гончаров> // Психологическая наука и образование. - 2004. - N 2. - С. . 11-19. - Библиогр.: с. 19 (9 назв. ) Рубрики: Психология--Общая психология Кл.слова (ненормированные): когнитивное развитие -- конструктивная психология -- общепсихическое развитие -- когнитивные компетенции -- культурно-исторический подход -- психолого-практическая форма |
Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А. Г. Асмолов [и др. ]> // Вопросы психологии. - 2007. - N 4. - С. . 16-23. - Библиогр.: с. 23 (23 назв. ) Рубрики: Психология--Другие виды отраслевой психологии Россия Кл.слова (ненормированные): культурно-исторический подход -- системно-деятельностный подход -- смысловая педагогика -- компетентность -- учебные действия -- универсальные учебные действия -- школьное образование -- стандарты школьного образования -- стандарты образования Доп.точки доступа: Асмолов, А. Г. \.\ |
Корнилова, Т. В. Методологические проблемы психологии в трудах О. К. Тихомирова и его школы [Текст] / Т. В. Корнилова> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2008. - N 2. - С. 59-73. - Библиогр.: с. 72-73 (28 назв. ) . - ISSN 0201-7385 Рубрики: Психология Общая психология История психологии Психология деятельности Кл.слова (ненормированные): психологи -- теория деятельности -- теория мышления -- смысловая теория мышления -- мыслительная деятельность человека -- психологические теории -- познавательная сфера личности -- регуляция мышления -- мышление -- деятельностный подход -- культурно-исторический подход -- принятие решений -- новое мышление -- плюрализм мышления -- интуитивное мышление -- логическое мышление -- критическое мышление -- психологические концепции -- активность личности -- методология психологии Аннотация: Об отличительных чертах подхода Олега Константиновича Тихомирова к пониманию функционирования мышления человека, связанные с разработкой идей о системном строении сознания, единстве интеллектуальной и смысловой сфер, динамическом соотнесении когнитивных и личностных новообразований. Показаны истоки современной психологии принятия решений в смысловой теории мышления. Отмечен интерес О. К. Тихомирова к методологии не только деятельностного и культурно-исторического подходов, но и других концепций (в частности К. Поппера), подкрепляющих идею плюрализма мышления человека. Доп.точки доступа: Тихомиров, Олег Константинович (психолог ; 1933-2001) \о. К.\; Поппер (философ; социолог ; 1902-1994) \карл Рэймонд\ |
Медведева, Юлия Валериевна. Культурно-исторический подход в языковом образовании учащихся [Текст] / Ю. В. Медведева> // Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2010. - N 4. - С. 136-141. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 141 . - ISSN 0201-7385 Рубрики: Образование. Педагогика Теория и методика обучения Кл.слова (ненормированные): школьное языковое образование -- преподавание русского языка -- обучение русскому языку -- языковое образование -- культурно-исторический подход Аннотация: Анализ состояния современного школьного языкового образования. Рассматривается культурно-исторический подход как определяющий цели и задачи современного языкового образования. |
Нуркова, В. В. Автобиографическая память с позиций культурно-деятельностной психологии: результаты и перспективы исследования [Текст] / В. В. Нуркова> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2011. - N 1. - С. 79-90. - Библиогр.: с. 89-90 (37 назв. ) . - ISSN 0137-0936 Рубрики: Психология Психология личности Психология деятельности Кл.слова (ненормированные): автобиографическая память -- АП -- культурно-историческая психология -- деятельностный подход -- мотивация деятельности -- автобиографическая мотивация -- культурно-деятельностная психология -- культурно-исторический подход -- знаковое опосредование -- деятельностная регуляция -- культурный жизненный сценарий -- культурное опосредование АП -- автобиографические воспоминания Аннотация: Статья посвящена перспективам исследования автобиографической памяти (АП) с позиций культурно-исторического и деятельностного подходов. По мнению авторов, развитая АП становится условием возникновения таких личностных феноменов, как патриотизм, благодарность, прощение, мудрость ( то есть, способность продуктивно решать жизненные задачи с опорой на свой жизненный опыт и ориентацией на ценности). |
Бурлакова, И. Психологические основы программы «Успех» [Текст] / И. Бурлакова> // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 3. - С. 6-10. - Библиогр.: с. 10 (9 назв. ) . - ISSN 0012-561X Рубрики: Образование. Педагогика Дошкольная педагогика Кл.слова (ненормированные): дошкольное образование -- образовательные программы -- основные общеобразовательные программы -- программы дошкольного образования -- содержание образования -- психологические основы -- культурно-исторический подход -- деятельностный подход -- личностный подход Аннотация: В статье рассматриваются психологические основы программы «Успех», а именно: культурно-исторический, деятельностный и личностный подходы к проблеме развития детей дошкольного возраста. |
Бурлакова, Н. С. О новых возможностях культурно-исторического анализа в клинической психологии [Текст] / Н. С. Бурлакова> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2012. - № 2. - С. 49-56. - Библиогр.: с. 56 (18 назв.) . - ISSN 0137-0936 Рубрики: Психология История психологии Кл.слова (ненормированные): культурно-историческая психология -- культурно-исторический подход -- стратификация общества -- культурно-исторический анализ -- клиническая психология -- эпистемология клинической психологии -- концепции личности Аннотация: Исследуются возможности дальнейшего развития культурно-исторического подхода Л. С. Выготского и А. Р. Лурия в двух направлениях - со стороны дальнейшего анализа способов опосредования психики в условиях социальной и культурной стратификации современного общества и со стороны применения культурно-исторического анализа к теориям и концептуальному аппарату клинической психологии. |
Степанов, Сергей. Забытая подвижница [Текст] : елена Антипова (1892-1974) / С. Степанов> // Школьный психолог - Первое сентября. - 2012. - № 4. - С. 4-5 : 3 ил. Рубрики: Психология История психологии Кл.слова (ненормированные): русские психологи -- экспериментальная психология -- культурно-исторический подход -- инклюзивное образование Аннотация: Описывается жизнь и творчество русского психолога Е. Антиповой. |
Осипов, М. Е. Динамика проблемы личности в работах Л. С. Выготского [Текст] / М. Е. Осипов> // Вопросы психологии. - 2012. - № 2. - С. 100-116. - Библиогр.: с. 115-116 (40 назв.) . - ISSN 0042-8841 Рубрики: Психология Психология личности Кл.слова (ненормированные): личность -- соотнесение понятий -- проблемы личности -- архивы -- научное наследие -- сознание -- культурно-исторический подход -- переживание Аннотация: Представлена попытка периодизации взглядов Л. С. Выгодского на проблему личности и соотнесения понятия "личность" с ключевыми для культурно-исторического подхода понятиями: сознание, высшая психическая функция, психологическая система, переживание. |
Макарова, Г. "Верный ключ к сердцу человека..." [Текст] / Г. Макарова, Е. Курбакова> // Беспризорник. - 2014. - № 2. - С. 63-66 : фот. Рубрики: Образование. Педагогика Социальная педагогика--Россия--Тульская область--Щекино, город, 21 в. нач. Кл.слова (ненормированные): гражданско-патриотическое воспитание -- культурно-исторический подход -- программы воспитания -- социально-реабилитационные центры Аннотация: ГУСОН Тульской области "Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Искра" г. Щекино разработал программу "Растим патриотов". Цель программы - развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота и способной к выполнению гражданского долга по защите интересов родного Отечества. Доп.точки доступа: Курбакова, Е.; Ушинский, К. Д. \.\; Леонтьев, А. А. \.\; ГУСОН Тульской области "Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Искра"; "Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Искра", ГУСОН Тульской области; "Искра", ГУСОН Тульской области "Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" |
Польская, Н. А. Структура и функции самоповреждающего поведения [Текст] / Н. А. Польская> // Психологический журнал. - 2014. - Т. 35, № 2. - С. 45-56 : рис. - Библиогр.: с. 54-56 (62 назв.) . - ISSN 0205-9592 Рубрики: Психология Психология личности Кл.слова (ненормированные): культурно-исторический подход -- онтогенез -- самоповреждающее поведение -- самоповреждения -- структура самоповреждающего поведения -- типы самоповреждений -- функции самоповреждающего поведения Аннотация: Анализ истории развития самоповреждающего поведения на базе теоретических представлений о дифференционной направленности и культурно-исторической опосредованности онтогенеза психики и поведения. Типы самоповреждений и функции самоповреждающего поведения. |
Неустроева, Е. (старший преподаватель кафедры дошкольного образования). Особенности решения дошкольниками творческих задач в выразительной пластике (лепка) [Текст] = The Means of Mediation for Greative Tasks Solving by Preschoolers (Expressive Plastic Arts) / Е. Неустроева> // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 6. - С. 94-103 : фото. - Библиогр.: с. 103 (8 назв.). - Есть аннотация, ключевые слова на английском языке. Параллельного текста на английском языке нет. . - ISSN 0012-561X
Рубрики: Образование. Педагогика Дошкольная педагогика Кл.слова (ненормированные): авторские материалы -- авторские методики -- авторские символы -- выразительная пластика -- культурно-исторический подход -- лепка -- лепка в детском саду -- наглядные модели -- опосредованная оценка -- открытые творческие задачи -- развитие творческих способностей -- символические средства -- скульптура -- сценарии занятий -- творческие задания -- творческие способности -- эскизы Аннотация: В статье представлена авторская методика "выразительная пластика" (лепка), направленная на развитие познавательных и творческих способностей дошкольников через опосредование графическими моделями и авторским символом решения открытых творческих задач. |
Сабанчеев, Рустам Юнусович. Память как культурно-исторический феномен в работах Мориса Хальбвакса [Текст] / Р. Ю. Сабанчеев> // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2014. - № 2 (28). - С. 127-132. - Библиогр.: с. 132 (7 назв.) . - ISSN 1997-2857
Рубрики: Философия Философия зарубежных стран Кл.слова (ненормированные): историческая память -- история философии -- коллективная память -- культурно-исторический подход -- рамки памяти -- философы -- функции памяти Аннотация: В статье рассматривается концепция социальных рамок памяти Мориса Хальбвакса, оказавшая значительное влияние на французскую и общеевропейскую историческую мысль. Автор предпринимает попытку очертить методологический потенциал данной концепции для исторического исследования. |
Газизова, Юлия Сергеевна (аспирант). Модели репрезентации образа матери в российской ментальности [Текст] = Representation models of a mother`s image in russian mentality / Ю. С. Газизова> // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 9. - С. 190-197 : 2 табл. - Библиогр.: с. 197 (12 назв.) . - ISSN 2079-8717
Рубрики: Социология--Россия Социология семьи, родства, брака Кл.слова (ненормированные): культурно-исторический подход -- материнство -- модели репрезентации -- образ матери -- репрезентация образа матери -- российская ментальность -- социокультура -- социокультурное пространство -- ценностно-смысловая сфера Аннотация: В статье анализируются особенности репрезентации образа матери в российской ментальности в разные исторические периоды, описаны результаты, раскрывающие содержание моделей репрезентации образа матери в России на современном этапе. |
Арушанова, А. (ведущий научный сотрудник). Веселый день дошкольника - ВеДеДо [Текст] / А. Арушанова, С. Коренблит, Е. Рычагова> // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 2. - С. 4-12. - Библиогр.: с. 12 (13 назв.) . - ISSN 0012-561X
Рубрики: Образование. Педагогика Дошкольная педагогика Кл.слова (ненормированные): авторские программы -- культурно-исторический подход -- культурное развитие -- личностный подход -- музыкальное воспитание -- образовательные проекты -- развитие музыкальных способностей Аннотация: В данной статье представлен опыт работы дошкольного учреждения в рамках проекта "Веселый день дошкольника"- "ВеДеДо". Методологической основой программы являются культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, исследования Б. М. Теплова в области психологии музыкальных способностей и становления музыкальности как качества личности. Доп.точки доступа: Коренблит, С. (композитор); Рычагова, Е. (старший научный сотрудник) |