Есина, Юлия Григорьевна.
    Регион Вандея как концепт культуры [Текст] / Ю. Г. Есина // Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2010. - N 2. - С. 109-115. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 114-115 . - ISSN 0201-7385
ББК 63.3(4)5
Рубрики: История
   Европа в XVI в. - 1918 г.--Вандея--Франция, 18 в.

Кл.слова (ненормированные):
революции -- фольклор -- художественная литература -- словари -- учебники -- топонимия -- традиции -- Вандейское восстание -- концепты -- цивилизация -- Великая французская революция -- места памяти -- крестьянское контрреволюционное восстание
Аннотация: Регион Вандея ассоциируется с крестьянским контрреволюционным восстанием и его жестоким подавлением республиканцами. Между тем представления о Вандее выходят за пределы одного региона, имеют сильную эмоциональную составляющую и являются концептом культуры. Он отражен в художественной литературе (В. Гюго, А. И. Солженицын), словарях, учебниках, фольклоре, местной топонимии.


Доп.точки доступа:
Гюго, В. М. (1862-1931); Солженицын, А. И. (1918-2008)



    Загрязкина, Татьяна Юрьевна (д-р филол. наук).
    Речь о культуре, или Что мы изучаем? [Текст] / Т. Ю. Загрязкина // Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2010. - N 2. - С. 7-20. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 19-20 . - ISSN 0201-7385
ББК 71.0 + 71.1
Рубрики: Культурология
   Теоретическая культурология

   История культурологических учений

Кл.слова (ненормированные):
русский язык -- национальный характер -- французский язык -- термины -- менталитет -- иностранные языки -- политические термины -- концепты -- концепты культуры -- места памяти -- социальные термины -- термины быта -- форс-слова
Аннотация: Рассматриваются вопросы о национальных школах в культурологии, об общем и различном в описании самого объекта исследования. Материалом исследования послужили понятия, терминологизированные в науке и естественных языках - русском и французском.




    Мининков, Н. А. (доктор исторических наук).
    Историческая память и Великая Отечественная война [Текст] / Н. А. Мининков // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2011. - N 3. - С. 3-9. - Библиогр. в сносках . - ISSN 2074-4935
ББК 60.031 + 63.3(2)6
Рубрики: Социальная философия
   Философские основы исторического познания

   История

   История России и СССР (октябрь 1917 - 1991 г.)--Советский Союз--СССР, 1941-1945 гг.

Кл.слова (ненормированные):
историческое сознание -- историческая память -- места памяти -- мифологемы -- памятные места -- места исторической памяти -- память о войне -- Великая Отечественная война -- правда о войне -- сталинский режим
Аннотация: О значении исторической памяти и исторического сознания в самоидентификации общества и формировании представлений о настоящем и будущем.




    Вяземский, Евгений Евгеньевич (доктор педагогических наук).
    Историческая политика как инструмент взаимосвязи профессиональной историографии и коллективной памяти [Текст] / Е. Е. Вяземский // Преподавание истории в школе. - 2011. - N 2. - С. 20-25. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 0132-0696
ББК 63.1
Рубрики: История
   Историография

Кл.слова (ненормированные):
историческая политика -- коллективная память -- термины -- понятия -- политизация истории -- инструментализация истории -- политика памяти -- места памяти -- профессиональная историография
Аннотация: Для обозначения связи профессиональной историографии и коллективной памяти с политикой в исторической и политической науках используются ряд понятий и терминов, как политизация истории, инструментализация истории, политика памяти, места памяти, историческая политика. В статье рассматривается сущность и содержание этих понятий.




    Руцинская, Ирина Ильинична (кандидат исторических наук).
    Этнические стереотипы в Российской провинции [Текст] : (вторая половина XIX - начало XX в.) / И. И. Руцинская // Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2012. - № 1. - С. 24-34. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 34. - Подстроч. примеч. - Рез. англ. . - ISSN 0201-7385
ББК 63.5
Рубрики: Этнология
   Сравнительная этнология--Россия--Крым--Поволжье, 19 в. 2-я пол.; 20 в. нач.

Кл.слова (ненормированные):
этнические стереотипы -- российские провинции -- русские провинции -- татарская культура -- национальный характер -- татарский национальный характер -- места памяти -- национальные места памяти -- толерантность -- национальные стереотипы -- путеводители -- региональные путеводители -- российские региональные путеводители -- исследования -- татары -- крымские татары -- бедекеры
Аннотация: Российские региональные путеводители второй половины 19 - начала 20 в. выступали каналом трансляции представлений русского населения о народах, проживающих на территории России. Сравниваются особенности восприятия татарской культуры и татарского национального характера в двух макрорегионах России - в Крыму и Поволжье. Прослеживается роль такого фактора, как национальные "места памяти" в формировании толерантного отношения к народу.




    Стрелова, О. Ю. (доктор педагогических наук).
    Год российской истории и историческое образование [Текст] / О. Ю. Стрелова, Е. Е. Вяземский // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2012. - № 2. - С. 25-35. - Окончание следует . - ISSN 2074-4935
ББК 74.26
Рубрики: Образование. Педагогика
   Методика преподавания учебных предметов

Кл.слова (ненормированные):
памятные даты -- уроки истории -- историческое образование -- политизация истории -- места памяти -- политика памяти -- историческая политика -- история и память
Аннотация: 2012 год объявлен Годом российской истории. Автор статьи рассматривает вопросы теории и практики исторического образования в современной российской школе.


Доп.точки доступа:
Вяземский, Е. Е. (доктор педагогических наук)



    Есина, Юлия Григорьевна (кандидат культурологии).
    Показатели идентичности в регионе Руссильон [Текст] = Indicators of Identity in the Roussillon Region / Ю. Г. Есина // Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2013. - № 1. - С. 137-143. - Библиогр.: с. 143. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Подстроч. примеч. - Рез. англ. . - ISSN 0201-7385
ББК 60.54
Рубрики: Социология
   Социология групп--Франция--Руссильон

Кл.слова (ненормированные):
показатели идентичности -- региональная идентичность -- места памяти -- форс-слова -- показатели региональной идентичности -- функциональные места памяти -- французские регионы -- термины -- понятия -- традиции -- язык -- региональные особенности -- национальная идентичность
Аннотация: Предлагается ввести в научный оборот понятие "показатели (маркеры) региональной идентичности": форс-слова, материальные предметы символического значения, "функциональные места памяти". Эти показатели рассматриваются на примере французского региона Руссильон.




    Загрязкина, Татьяна Юрьевна (доктор филологических наук).
    Референтные точки языка и культуры: статика и динамика [Текст] = Reference Points of Language and Culture: Statics and Dynamics (as Exemplified by Quebec) : (на примере Квебека) / Т. Ю. Загрязкина // Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2014. - № 2. - С. 61-71. - Библиогр.: с. 71. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Подстроч. примеч. - Рез. англ. . - ISSN 0201-7385
УДК
ББК 81
Рубрики: Языкознание
   Общее языкознание--Канада--Квебек, провинция

Кл.слова (ненормированные):
динамика -- идентификация -- канадские провинции -- коллективная память -- культура -- культурная память -- лингвокультурология -- места знания -- места культуры -- места памяти -- места перехода -- места творчества -- референтные опоры -- референтные точки культуры -- референтные точки языка -- статика -- франкоязычные авторы -- франкоязычные культуры -- франкоязычные провинции -- язык
Аннотация: Вопрос о культурной памяти как совокупности референтных точек, важных для идентификации человека и коллектива. Рассматривается вопрос о статике / динамике референтных опор на примере Квебека с учетом работ франкоязычных авторов, разработавших понятия "коллективная память", "места памяти", "места знания", "места культуры", "места перехода", "места творчества".