Уемов, Авенир Иванович (д-р филос. наук). Воспоминания о Б. М. Кедрове / А. И. Уемов> // Вопросы философии. - 2004. - N 1. - С. . 41-46. - Библиогр. в сносках Рубрики: Философия--Философские вопросы и методология отдельных наук Кл.слова (ненормированные): атрибутивные концепты -- атрибутивные структуры -- диалектическая логика -- история естествознания -- парадигмы -- периодический закон -- понятие системы -- реляционные концепты -- система химических элементов -- системный анализ -- философы -- химики -- химические элементы -- электроны |
Огурцов, А. П. (д-ра филос. наук, профессор). [Рецензия] / А. П. Огурцов> // Вопросы философии. - 2006. - N 9. - С. . 173-180. - Рец. на кн.: Бонифатий Михайлович Кедров. Очерки. Воспоминания. Материалы / Отв. ред. В. А. Лекторский. М.: Наука, 2005. 786 с. Рубрики: Наука. Науковедение--История науки Кл.слова (ненормированные): рецензии -- науковеды -- история естествознания -- историки науки |
Пономарева, И. Н. (докт. биолог. наук). Первый учебник по естественной истории / И. Н. Пономарева> // Биология в школе. - 2006. - N 7. - С. . 59-62 Рубрики: Образование. Педагогика--История образования, 18 в. Россия Кл.слова (ненормированные): преподавание биологии -- обучение биологии -- учебные пособия -- учебники естествознания -- история естествознания -- естественная история -- ученые -- академики |
Вернадский, В. И. Мысли о современном значении истории знаний / В. И. Вернадский> // Экология и жизнь. - 2003. - N 4. - С. . 4-9. - 0; Всеобщая организационная наука, или тектология Рубрики: Естественные науки--Общие вопросы естественных наук Россия Кл.слова (ненормированные): история естествознания -- история науки -- история человечества -- научное мировоззрение -- научное творчество -- человечество (история) |
Зеленин, А. В. (докт. биолог. наук). [Рецензия] / А. В. Зеленин> // Природа. - 2005. - N 3. - С. . 86-90. - Библиогр.: с. 90 (3 назв. ). - Рец. на кн.: Киселев Л. Л., Левина Е. С. Лев Александрович Зильбер. Жизнь в науке /Л. Л. Киселев, Е. С. Левина.- М.: Наука, 2004.- 700 с. Рубрики: Наука. Науковедение--История науки, 20 в. Россия Кл.слова (ненормированные): рецензии -- ученые-биологи -- медицина -- онкология -- история естествознания -- история биологии -- отечественная наука -- биографии ученых -- фундаментальная медицина -- фундаментальная наука -- вирусогенетическая теория -- генетика микроорганизмов -- история науки -- научно-биогафическая литература |
[Рецензия] > // Природа. - 2005. - N 4. - С. . 90. - Рец. на кн.: Колчинский Э. И., Сытин А. К., Смагина Г. И. Естественная история в России.-СПб.: ИИ РАН "Нестор-История", 2004.- 242 с. Рубрики: Наука. Науковедение--История науки, 18 в. Россия Европа Кл.слова (ненормированные): рецензии -- естественная история -- биология -- физиология -- анатомия -- тератология -- карпология -- история отечественной науки -- история отечественной биологии -- монографии -- история естествознания |
Антонец, Е. В. Principatus medio (Plin. NH. XIII. 74) : к проблеме интерпретации описания производства папируса у Плиния Старшего / Е. В. Антонец, А. И. Солопов> // Вестник древней истории. - 2007. - N 1. - С. . 9-19 Рубрики: История--Древний мир, 1 в. Естественные науки--История естественных наук Римская империя Древний Рим Кл.слова (ненормированные): папирус -- писчие материалы -- история письменности -- история естествознания -- персоналии -- античные ученые -- римские ученые Доп.точки доступа: Солопов, А. И. |
Космачевская, Э. А. Параллельные, которые пересекались: жизненные пути И. П. Павлова и И. И. Мечникова в контексте эпохи [Текст] / Э. А. Космачевская, Л. И. Громова> // Вопросы истории естествознания и техники. - 2008. - N 4. - С. 78-85 . - ISSN 0205-9606 Рубрики: Наука. Науковедение История науки Кл.слова (ненормированные): ученые -- физиологи -- микробиологи -- биографии -- лауреаты Нобелевской премии -- нобелевские лауреаты -- естествознание -- история естествознания Аннотация: Сравнение некоторых основных принципов, использовавшихся Мечниковым и Павловым в научном творчестве, четко выявляет их сходство, и это не случайное совпадение, а яркий пример, подтверждающий, что именно такие принципы на базе присущей обоим великим ученым страстной увлеченности своим делом, подкрепленной упорным, планомерным трудом, стали залогом их успеха. Доп.точки доступа: Громова, Л. И.; Павлов, Иван Петрович (ученый; физиолог; лауреат Нобелевской премии ; 1849-1936) \и. П.\; Мечников (ученый; микробиолог; лауреат Нобелевской премии ; 1845-1916) \и. И.\ |
Шаповалов, В. А. Две культуры знания в истории науки и общества: онтологические предпосылки и методологические следствия [Текст] / В. А. Шаповалов, В. И. Пржиленский> // Вопросы истории естествознания и техники. - 2009. - N 1. - С. 3-16 . - ISSN 0205-9606 Рубрики: Наука. Науковедение История науки Кл.слова (ненормированные): естественно-научная культура -- естествознание -- история естествознания -- гуманитарная культура -- социальная эпистемология -- онтология -- ценности культуры -- герменевтика -- сциентизм -- картина мира -- знание -- культура знания -- картина мира -- казуальное -- телеологическое -- универсальное -- уникальное Аннотация: Рассматривается проблема сосуществования в научной традиции естественно-научной и гуманитарной культур, рождающих два альтернативных стиля мышления, две различные онтологии и две непохожие друг на друга системы ценностей. Анализируются социальный и историко-научный аспекты данного разделения, а также его онтологические предпосылки и методологические следствия. Доп.точки доступа: Пржиленский, В. И.; Сноу \ч.\ |
Снегирева, А. В. (соискатель кафедры социальной педагогики КГУ). Развитие исследовательского метода в отечественной дидактике [Текст] / А. В. Снегирева> // Образование и общество. - 2010. - N 1 (60). - С. 107-111 : портр. - Библиогр.: с. 111 (10 назв. ) . - ISSN 2071-6710 Рубрики: Образование. Педагогика--Россия, 18 в. кон.; 19 в.; 20 в. Методика преподавания учебных предметов Кл.слова (ненормированные): исследовательский метод -- активизация обучения -- естественнонаучные дисциплины -- естественные науки -- естествознание -- школьное естествознание -- история естествознания -- история образования -- обучение естествознанию -- преподавание естествознания -- самостоятельная познавательная деятельность -- учебные предметы -- учебные дисциплины -- научные исследования -- ученые -- российские ученые -- педагоги -- российские педагоги -- дидактика -- школьное образование Аннотация: В историческом аспекте рассматривается вопрос о становлении и развитии исследовательского метода в процессе обучения школьников естествознанию, факты о достижениях естественных наук в конце 17-начале 20 века, которые оказали влияние на содержание школьного естествознания, на поиск новых эффективных приемов и методов обучения. Доп.точки доступа: Герд, А. Я. (российский педагог, основоположник методики биологии как науки ; 1841-1888) |
Еремеева, А. И. (кандидат физико-математических наук). Памяти Григория Моисеевича Идлиса [Текст] / А. И. Еремеева> // Земля и Вселенная. - 2010. - N 4. - С. 31-34 : ил. . - ISSN 0044-3948 Рубрики: Наука. Науковедение История науки Кл.слова (ненормированные): астрономы -- биографии ученых -- история естествознания -- ученые Аннотация: Выдающийся математик и астроном известен многочисленными трудами по истории науки. Доп.точки доступа: Идлис, Г. М. (доктор физико-математических наук, профессор ; 1928-2010) |
Снегирева, Алевтина Олеговна (соискатель). Факторы становления и развития исследовательского метода в отечественной теории и практике преподавания естественнонаучных дисциплин во второй половине XIX - начале XX века [Текст] / А. О. Снегирева> // Высшее образование сегодня. - 2010. - N 12. - С. 76-81 : фот. - Библиогр.: с. 81 (10 назв. ) . - ISSN 1726-667X Рубрики: Образование. Педагогика История образования--Россия, 19 в. 2-я пол.; 20 в. нач. Общеобразовательная школа Теория и методика обучения Общенаучные и междисциплинарные знания Общие вопросы естественных и точных наук Наука. Науковедение История науки--Россия, 19 в. 2-я пол.; 20 в. нач. Кл.слова (ненормированные): история педагогики -- педагоги -- русские педагоги -- естественные науки -- ученые -- русские ученые -- научные школы -- естественнонаучные дисциплины -- преподавание естественнонаучных дисциплин -- естествознание -- история естествознания -- преподавание естествознания -- методика преподавания естествознания -- средняя школа -- школьники -- учащиеся -- учебники -- методы обучения -- исследовательский метод -- активное обучение -- познавательная активность -- активизация познавательной деятельности Аннотация: Рассмотрен исторический аспект становления и развития исследовательского метода в процессе обучения школьников естествознанию. Приведены факты о достижениях естественных наук во второй половине XIX - начале XX века, оказавшие влияние на содержание школьного естествознания, на поиск новых эффективных приемов и методов обучения. Доп.точки доступа: Зуев, В. Ф. (русский ученый-естествоиспытатель, путешественник, академик ; 1754-1794); Бекетов, А. Н. (русский ботаник, педагог, популяризатор и организатор науки, общественный деятель ; 1825-1902); Герд, А. Я. (российский педагог ; 1841-1888) |
Самокиш, А. В. Воспоминания Б. Е. Райкова как источник для изучения истории науки и образования в России - СССР в первой половине XX в. [Текст] / А. В. Самокиш> // Вопросы истории естествознания и техники. - 2011. - N 2. - С. 113-124 . - ISSN 0205-9606 Рубрики: Наука. Науковедение История науки Кл.слова (ненормированные): педагоги -- историки науки -- биографии ученых -- автобиографии ученых -- автобиографические труды -- воспоминания -- преподавание естествознания -- методика преподавания -- школьное естествознание -- история естествознания -- исторические источники Аннотация: О книге известного педагога, методиста и историка естествознания Бориса Евгеньевича Райкова "На жизненном пути. Автобиографические очерки", в которой он осветил события своей жизни. Доп.точки доступа: Райков, Б. Е. (педагог; методист; историк естествознания ; 1880-1966) |
Копанева, Н. П. (кандидат филологических наук). Музей М. В. Ломоносова в Санкт-Петербурге [Текст] / Н. П. Копанева, М. Ф. Хартанович> // Земля и Вселенная. - 2011. - N 6. - С. 58-67 : ил. . - ISSN 0044-3948 Рубрики: Музейное дело. Музееведение Музейные экспозиции Кл.слова (ненормированные): естественнонаучные музеи -- история естествознания -- история науки -- мемориальные музеи -- музейные коллекции -- ученые-энциклопедисты Аннотация: Музей М. В. Ломоносова входит в состав Музея антропологии и этнографии Российской академии наук (Кунсткамеры) и является одним из ведущих центров по истории науки. Создатели музея неоднократно подчеркивали органическую связь великого ученого с Кунсткамерой: здесь он много работал. Доп.точки доступа: Хартанович, М. Ф. (доктор исторических наук); Ломоносов, М. В. (ученый-энциклопедист ; 1711-1765); Музей антропологии и этнографии Российской академии наук \музей м. в. ломоносова\; Кунсткамера |
Кривошеина, Г. Г. "Известия общества любителей естествознания" как источник по истории науки и техники [Текст] / Г. Г. Кривошеина> // Вопросы истории естествознания и техники. - 2012. - № 2. - С. 108-124 . - ISSN 0205-9606 Рубрики: Наука. Науковедение История науки Кл.слова (ненормированные): история естествознания -- научные журналы -- научные общества -- русские зоологи -- научные статьи Аннотация: "Известия Общества любителей естествознания", печатный орган Общества любителей естествознания, пока еще не до конца оцененный источник по истории науки и техники. Помимо научных статей журнал публиковал подробные протоколы заседаний общества, в которых содержится интересная информация не только о научной, но и о социальной и культурной жизни Москвы конца 19 -начала 20 вв. |
Хайтун, С. Д. Вывод Поппера о возможной ошибочности любой научной теории как итог развития философии науки XX в.: оргвыводы для истории науки [Текст] / С. Д. Хайтун> // Вопросы истории естествознания и техники. - 2011. - № 4. - С. 31-56 . - ISSN 0205-9606 Рубрики: Наука. Науковедение История науки, 20 в. Кл.слова (ненормированные): верификационизм -- фальсификационизм -- погрешимость научного знания -- научное знание -- эволюция научного знания -- фрактальность -- история естествознания -- дарвинизм -- автогенез -- импритинг -- философия науки -- неопозитивисты -- критерии истинности -- макрокритерии истины -- эволюционная эпистемология Аннотация: Рассуждения по поводу антипозитивистской идеи К. Поппера, согласно которой любая научная теория, обобщающая эмпирические наблюдения, сколь бы бесспорной она ни казалась ученым сегодня, завтра может оказаться опровергнутой. Доп.точки доступа: Поппер, К. (философ; социолог ; 1902-1994) |
Балалыкин, Д. А. Натурфилософская традиция античного естествознания и Александрийская школа в III веке [Текст]. Часть II / Д. А. Балалыкин, А. П. Щеглов, Н. П. Шок> // Философия науки. - 2013. - № 3. - С. 128-150. - Библиогр.: с. 142-150 . - ISSN 1560-7488
Рубрики: Философия, 3 в. Космология Кл.слова (ненормированные): александрийская школа -- античная философия -- история естествознания -- история медицины -- история философии -- натурфилософия -- философские течения -- христианская теология Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме истории естествознания - взаимовлиянию натурфилософии и медицины в III веке. В статье также подробно анализируется особое место и значение Александрийской школы в развитии естествознания, в рамках которой обеспечивалась синергия античной философии и христианской теологии. Доп.точки доступа: Щеглов, А. П.; Шок, Н. П. |
Смирнов, Сергей. Год 1685: в свете математических принципов [Текст] / С. Смирнов> // Знание-сила. - 2014. - № 2. - С. 103-104 . - ISSN 0130-1640 Рубрики: Наука. Науковедение История науки, 1685 г. Кл.слова (ненормированные): естествоиспытатели -- история естествознания -- история научной мысли -- математики Аннотация: Хронология научных открытий в области естествознания в год публикации "Математических принципов" Исаака Ньютона. Доп.точки доступа: Ньютон, И. (физик) |