Уфимцева, Н. В.
    Культура и ее отражение в языковом сознании славян [Текст] / Н. В. Уфимцева // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2009. - N 5. - С. 86-99. - Библиогр.: с. 99 (18 назв. ) . - ISSN 0201-7385
ББК 81.2
Рубрики: Языкознание
   Славянские языки

Кл.слова (ненормированные):
славяне -- сознание -- языковое сознание -- культура -- белорусы -- болгары -- русские -- украинцы -- эксперименты -- ассоциативные эксперименты -- анкетирование -- доклады -- международные симпозиумы
Аннотация: Материалы массовых ассоциативных экспериментов отражают реальное состояние обыденного сознания носителя определенной культуры/языка и могут использоваться как для анализа его синхронного состояния, так и для фиксации происходящих в нем изменений в течение определенного периода времени (диахронический аспект). При межкультурном сопоставлении они могут использоваться как для выявления сходств/различий культур как целого (системность образа мира), так и для выявления сходств/различий в знаниях, стоящих за псевдоэквивалентными словами (системность знаний, отраженная в структуре ассоциативного поля).




    Продовикова, Анастасия Геннадьевна (асп. каф. общей и клинической психологии).
    Сравнительный анализ научных и обыденных представлений о сознании и бессознательном [Текст] / А. Г. Продовикова // Образование и наука. - 2010. - N 5. - С. 31-44 : 2 табл. - Библиогр.: с. 42-44 (51 назв. ) . - ISSN 1994-5639
ББК 88.35
Рубрики: Психология
   Психические процессы и состояния

Кл.слова (ненормированные):
ассоциативные эксперименты -- методы исследований -- методика прототипического анализа -- контент-анализ -- сравнительные анализы -- сопоставление -- сознание -- бессознательное
Аннотация: Представлены результаты исследования. Выявлен определенный диапазон идей в научном и обыденном сознании, образующий соответствующие представления о сознании и бессознательном. Проведен сравнительный анализ состава научных обыденных представлений о рассматриваемых феноменах, обнаруживших как их сходство, так и различие.




    Абрамова, Светлана Владимировна (кандидат педагогических наук).
    Проектная и учебно-исследовательская работа школьников по русскому языку [Текст]. Ст. 3 / С. В. Абрамова // Русский язык в школе. - 2011. - N 7. - С. 20-25, 73. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 73. - Подстроч. примеч. . - ISSN 0131-6141
ББК 74.26
Рубрики: Образование. Педагогика
   Методика преподавания учебных предметов

Кл.слова (ненормированные):
сравнительно-исторические методы -- социолингвистическое анкетирование -- социолингвистическое интервью -- русский язык -- учащиеся -- преподавание русского языка -- обучение русскому языку -- общеобразовательная школа -- учебно-исследовательская деятельность -- проектная деятельность -- метод наблюдения -- экспериментальные методы -- лингвистические методы -- ассоциативные эксперименты -- корпусный анализ -- описательные методы
Аннотация: Методы сбора и анализа языкового материала и их адаптация к задачам школьного образования.




    Дударева, Яна Александровна (аспирант).
    Особенности семантической структуры слов с диффузным значением [Текст] : на материале ассоциативного эксперимента со словами-синонимами русского языка / Я. А. Дударева // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - N 351 (октябрь). - С. 19-21. - Библиогр.: с. 21 (9 назв. ) . - ISSN 1561-7793
УДК
ББК 81.03
Рубрики: Языкознание
   Лексикология

Кл.слова (ненормированные):
синонимическое пространство -- лингвистическая семантика -- диффузная семантика -- синонимы -- ассоциативные эксперименты
Аннотация: Исследование организации синонимического пространства на материале ассоциативных полей слов-синонимов, которые получены в результате проведенных массовых ассоциативных экспериментов.




    Салихова, Эльвина Ахнафовна (доктор филологических наук, профессор кафедры языковой коммуникации и психолонгвистики).
    Варьируемость русского языка в условиях многоязычия (по материалам ассоциативных экспериментов) [Текст] / Э. А. Салихова // Вопросы филологии. - 2011. - № 1 (37). - С. 25-31. - Библиогр.: с. 31 (14 назв. ). - Примеч.
УДК
ББК 81.001.2 + 81.2Рус
Рубрики: Языкознание--Башкортостан
   Социолингвистика--Башкортостан

   Русский язык--Башкортостан

Кл.слова (ненормированные):
ассоциативные портреты -- ассоциативное поле слова -- ассоциативные эксперименты -- билингвизм -- естественное языковое окружение -- разноязычие спонтанное -- разноязычие неспонтанное -- трилингвизм -- языковое переключение -- социально-психологические аспекты
Аннотация: Описаны экспериментальные процедуры, наблюдения за речью татар и башкир на русском языке, башкироговорящих и татароговорящих русских в условиях параллельного дву- и триязычия неоднородной языковой среды многоязычной Республики Башкортостан.




    Андросенко, М. Э.
    Гендерные особенности социальных представлений об успешности [Текст] / М. Э. Андросенко // Мир психологии. - 2013. - № 2. - С. 240-246. - Библиогр.: с. 246 (10 назв.)
ББК 88.5
Рубрики: Психология
   Социальная психология

Кл.слова (ненормированные):
социальные представления -- гендерные особенности -- гендер -- успешность -- успех -- психосемантический подход -- ассоциативные эксперименты
Аннотация: В современных условиях все большее социальное значение приобретает проблема успешности человека в его жизнедеятельности. Не вызывает сомнений тот факт, что достижение успеха в различных жизненных сферах является значимой детерминантой как для полноценного профессионального и личностного развития субъекта, так и для социально-экономической конкурентоспособности общества в целом. Ведущую роль в достижении личностью успеха играют имеющиеся у субъекта социальные представления об успешности. Данные представления обладают гендерной спецификой, выявление которой может обеспечить психосемантический подход.




    Миклашевский, Алексей Алексеевич (магистрант).
    Вербальная и визуальная обработка информации: экспериментальное исследование [Текст] / А. А. Миклашевский // Вестник Томского государственного университета = Tomsk State University Journal. - 2014. - № 383 (июнь). - С. 56-61. - Библиогр.: с. 60 (7 назв.) . - ISSN 1561-7793
УДК
ББК 81.002.3
Рубрики: Языкознание
   Психолингвистика

Кл.слова (ненормированные):
ассоциативные эксперименты -- ассоциации -- вербальная информация -- вербальная репрезентация -- визуальное восприятие -- вторичные образы -- зрительная информация -- когнитивная психология -- обработка информации -- психология восприятия -- экспериментальные исследования
Аннотация: Экспериментальное ассоциативное исследование порождения и вербальной репрезентации вторичного образа в процессе мышления.




    Влюбчак, М. М. (аспирант).
    Особенности репрезентации концепта "Семья" / "Family" в языковом сознании русскоязычных и англоязычных респондентов [Текст] / М. М. Влюбчак // Вестник Томского государственного педагогического университета = Tomsk State Pedagogical University Bulletin. - 2014. - № 10 (151). - С. 129-133 : табл. - Библиогр.: с. 132 (16 назв.) . - ISSN 1609-624X
УДК
ББК 81.03 + 81.002.3
Рубрики: Языкознание
   Лексикология

   Психолингвистика

Кл.слова (ненормированные):
Family -- английский язык -- англоязычные респонденты -- ассоциативные поля -- ассоциативные эксперименты -- гендер -- концепты -- лексикографические значения -- лексикографические источники -- русский язык -- русскоязычные респонденты -- семья -- языковое сознание
Аннотация: Особенности репрезентации концепта "Семья" в лексикографических источниках и в языковом сознании русскоязычных и англоязычных респондентов.




    Головашина, Оксана Владимировна (кандидат исторических наук; доцент).
    Ассоциативный эксперимент для измерения гражданской идентичности [Текст] / О. В. Головашина // Социологические исследования. - 2015. - № 7. - С. 64-71. - Библиогр.: с. 71 . - ISSN 0132-1625
УДК
ББК 60.53
Рубрики: Социология
   Социология личности

Кл.слова (ненормированные):
ассоциативные эксперименты -- гражданская идентичность -- идентичность -- историческое самосознание -- патриотизм -- россияне -- русские -- самосознание
Аннотация: В статье анализируются результаты ассоциативных экспериментов, раскрывающих особенности гражданской идентичности современного молодого россиянина. Вербальные ассоциации дополнены данными ассоциативного эксперимента с использованием визуальных посредников. Результаты показали наличие фундамента для формирования гражданской идентичности (положительные в целом ассоциации к понятиям "Россия", "патриотизм"). Мешающими факторами являются невыраженность концептов "россиянин", "гражданин".




    Чернобров, Алексей Александрович (доктор филологических наук; профессор кафедры иностранных языков).
    Музыкальное образование в лингвокультурологическом аспекте [Текст] : сравнительный ассоциативный эксперимент с музыкальными терминами в профессиональной и профанной среде / А. А. Чернобров, Н. М. Морозова // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 6. - С. 199-207 : 2 табл., 2 рис. - Библиогр.: с. 206 (15 назв. ) . - ISSN 1813-4718
УДК
ББК 74.58
Рубрики: Образование. Педагогика
   Высшее профессиональное образование

Кл.слова (ненормированные):
ассоциативные эксперименты -- линвокультурология -- музыкальное образование -- музыкальные термины -- психолингвистика -- фоновые знания
Аннотация: В статье кратко представлены результаты сравнительного ассоциативного эксперимента в двух группах - студенты музыкального училища и студенты-филологи. Словами-стимулами служили музыкальные термины. Реакции респондентов отражают фоновые знания студентов-филологов о базовых музыкальных понятиях и начальные профессиональные знания студентов-музыкантов. В статье приводится классификация реакций, среди которых: характерный признак, гипероним, подобие, частотный сопровождающий термин, субъективно-оценочное слово, персоналия, название. Современный музыкальный дискурс (как и другие виды специального дискурса) существует в трех видах - профессиональном, профанном и смешанном. Эксперимент показывает различия профессионального или профанного дискурса. С дугой стороны, наблюдается некоторое стилистическое снижение дискурса музыкантов-профессионалов.


Доп.точки доступа:
Морозова, Надежда Маратовна (преподаватель кафедры иностранной филологии и переводческого дела)