Гусельцева, М. С. (канд. психол. наук). Постклассическая рациональность в культурной психологии / М. С. Гусельцева> // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26, N 6. - С. . 5-15. - Библиогр.: с. 14-15 (47 назв. ). - 0; Этапы развития психологии в аспекте смены типов рациональности. - 0; Культурная психология как коммуникативная парадигма для "фрагментов" культурно-психологического знания Рубрики: Психология--Общая психология Кл.слова (ненормированные): культурная психология -- методология -- постнеклассическая рациональность -- постмодернизм -- сетевой подход |
Гусельцева, М. С. Типы методологических установок в психологии / М. С. Гусельцева> // Вопросы психологии. - 2005. - N 6. - С. . 98-103. - Библиогр.: с. 103 (17 назв. ) Рубрики: Психология--История психологии Кл.слова (ненормированные): неклассическая психология -- классическая психология -- методологические установки -- плюрализм -- монизм -- дуализм -- постнеклассическая рациональность |
Гусельцева, М. С. Методологические кризисы и типы рациональности в психологии / М. С. Гусельцева> // Вопросы психологии. - 2006. - N 1. - С. . 3-15. - Библиогр.: с. 15 (33 назв. ) Рубрики: Психология--Общая психология Россия Кл.слова (ненормированные): методологический кризис -- история психологии -- типы рациональности -- культурная психология -- постнеклассическая рациональность |
Клочко, В. Е. Системная антропологическая психология и образовательная практика [Текст] / В. Е. Клочко> // Психология обучения. - 2008. - N 8. - С. 10-23. - Библиогр.: с. 23 (10 назв. ) . - ISSN 1561-2457 Рубрики: Психология Отраслевая психология Кл.слова (ненормированные): антропологическая психология -- психологические системы -- саморазвитие -- самоорганизация -- постнеклассическая рациональность -- антропопсихология -- образовательная практика -- этапы человекообразования Аннотация: Основные положения системной антропологической психологии. Связь между системной антропопсихологией с теорией психологических систем. Методологическая сущность парадигмального сдвига, характерного для современного этапа развития науки. |
Коршунова, Н. Л. (канд. пед. наук, проф.). Социальная ответственность педагогов [Текст] / Н. Л. Коршунова> // Педагогика. - 2007. - N 8. - С. 83-93. - Библиогр.: с. 93 (4 назв. ) . - ISSN 0869-561Х Рубрики: Образование. Педагогика Школоведение Кл.слова (ненормированные): педагоги -- социальная роль педагогов -- свойства личности -- ответственность -- социальная ответственность педагогов -- профессионализм -- педагогический профессионализм -- социальные функции педагогов -- принцип свободы и плюрализма -- гуманистическая система ценностей -- система ценностей -- педагогическое проектирование -- инновационные идеи -- оценка инновационных идей -- постнеклассическая рациональность -- трансмиссия социальных норм -- социальные функции педагогов -- распространение системы ценностей -- общественное мнение -- зондирование общественного мнения Аннотация: О необходимости профессионального выполнения педагогами вменяемых им в обязанность социальных функций, что способствует формированию гражданского общества и гарантирует ответственное отношение к результатам собственной педагогической деятельности. |
Зиневич, Ольга Владимировна (д-р филос. наук). Инновационный потенциал компетентностного подхода: от классической к неклассической модели высшего образования [Текст] = The innovative potential of the competency building approach: from the classical to a nonclassical model of higher education / О. В. Зиневич> // Философия образования. - 2009. - N 3 (28). - С. 157-164. - Библиогр.: с. 164 (9 назв. ) . - ISSN 1811-0916
Рубрики: Образование. Педагогика Высшее профессиональное образование--Европа--Россия Кл.слова (ненормированные): вузы -- реформы образования -- инновационное образование -- постнеклассическая рациональность -- множественная субъективность Аннотация: Об условиях внедрения компетентностного подхода в российское и европейское высшее образование. |
Гусельцева, М. С. Культурно-аналитический подход в психологии и методологии междисциплинарных исследований [Текст] / М. С. Гусельцева> // Вопросы психологии. - 2009. - N 5. - С. 17-27. - Библиогр.: с. 26-27 (29 назв. ) . - ISSN 0042-8841 Рубрики: Психология--Россия Общая психология Кл.слова (ненормированные): методология -- постнеклассическая рациональность -- культурно-аналитический подход -- междисциплинарный дискурс -- культурно-аналитический анализ Аннотация: Обсуждаются проблемы интерпретации культурно-психологических феноменов, связанных с методологической "оптикой", вводится понятие культурно-психологического анализа как инструмента междисциплинарной коммуникации психологии и смежных наук. Высказывается предположение, что по основанию культурно-психологического анализа можно систематизировать фрагменты культурно-психологических исследований, совершающихся под эгидой разных наук. |
Черепанов, С. К. Постнеклассическая рациональность в математике [Текст] / С. К. Черепанов> // Философия науки. - 2010. - N 2. - С. 62-77. - Библиогр.: с. 77 (14 назв. ) . - ISSN 1560-7488 Рубрики: Философия Теория познания Кл.слова (ненормированные): самотождественность -- культурогенез -- постнеклассическая рациональность -- эволюция рациональности Аннотация: В статье рассматривается "триадическая" схема эволюции научной рациональности применительно к математическому знанию. |
Фельдштейн, Д. И. (доктор психологических наук ; профессор). Взаимосвязь теории и практики в формировании психолого-педагогических оснований организации современного образования [Текст] / Д. И. Фельдштейн> // Педагогика. - 2010. - N 10. - С. 3-15. - Библиогр.: с. 9 (3 назв. ) . - ISSN 0869-561Х Рубрики: Образование. Педагогика Организация образования Кл.слова (ненормированные): информационное общество -- постнеклассическая рациональность -- система образования -- развитие образования -- исследования (педагогика) -- фундаментальные исследования -- детство -- современные дети -- информатизация образования -- психолого-педагогическая наука -- воспитание -- теория воспитания -- психолого-педагогические исследования -- индивидуализация воспитания -- метод наблюдения -- учителя -- педагоги Аннотация: В статье раскрыты важнейшие направления развития современной психолого-педагогической науки в условиях информационного общества и стремительно меняющегося мира Детства. Определены возможности РАО в научном обеспечении качественного совершенствования образования. Доп.точки доступа: Институт теории и истории педагогики |
Гусельцева, М. С. Психология и история: смена типов рациональности [Текст] / М. С. Гусельцева> // Вопросы психологии. - 2011. - N 2. - С. 13-24. - Библиогр.: с. 24 (34 назв. ) . - ISSN 0042-8841 Рубрики: Психология Общая психология Кл.слова (ненормированные): культурная история -- постнеклассическая рациональность -- историческая эпистемология -- междисциплинарные коммуникации -- мультидисциплинарность Аннотация: Обсуждаются смена типов рациональности в психологии и истории, становление культурно-исторической эпистемологии как мультидисциплинарной парадигмы в контексте постнеклассической рациональности. Даются обзор эволюции исторической эпистемологии, сравнительный анализ исторического и психологического знания, рассматриваются общие методологические проблемы психологии и истории, намечаются перспективы культурно-исторической эпистемологии в психологическом познании. |
Елхова, О. И. Онтология виртуального времени [Текст] / О. И. Елхова> // Философия науки. - 2011. - N 1. - С. 60-71. - Библиогр.: с. 70-71 (34 назв. ) . - ISSN 1560-7488 Рубрики: Философия Метафизика. Онтология Кл.слова (ненормированные): виртуальная реальность -- онтология -- время виртуальной реальности -- философия постмодерна -- постнеклассическая рациональность -- немарковские процессы Аннотация: Виртуальное время рассматривается как порядок и мера существования виртуальной реальности. Подчеркивается, что виртуальные события оказываются лишенными длительности, а виртуальная реальность представляется как ускользающее от окончательного оформления исчезающее существование. Темпоральность виртуальной реальности оказывается близкой к темпоральности мира differance, представленной в постмодернистской философии. Значимость образов прошлого в создании временной упорядоченности виртуальной реальности позволяет рассматривать ее как реализацию немарковских процессов. Доп.точки доступа: Декарт, Р. (французский философ ; 1596 - 1650); Аристотель (греческий философ ; 384 - 322 до н. э.); Хайдеггер, М. (немецкий философ ; 1889 - 1976); Деррида, Ж. (французский философ ; 1930 -); Бодрийар, Ж. (французский философ ; 1929 -) |
Степин, Вячеслав Семенович (российский философ; академик ; 1934-). Научная рациональность в техногенной культуре: типы и историческая эволюция [Текст] / В. С. Степин> // Вопросы философии. - 2012. - № 5. - С. 18-25. - Библиогр.: с. 25. - Примеч.: с. 25. - Доклад на конференции одного из трех ее российских участников . - ISSN 0042-8744 Рубрики: Философия Теория познания Кл.слова (ненормированные): рациональность -- научная рациональность -- техногенная культура -- классическая рациональность -- неклассическая рациональность -- эпистемология -- постнеклассическая рациональность -- эволюция -- историческая эволюция Аннотация: Рассматривая историческое развитие науки, автор отмечает изменения типа научной рациональности, рассматривая три типа рациональности и критерии их различений. |
Гусельцева, М. С. Антропологическая оптика в психологии и гуманитаристике [Текст] / М. С. Гусельцева> // Вопросы психологии. - 2012. - № 5. - С. 3-18. - Библиогр.: с. 17-18 (42 назв.) . - ISSN 0042-8841 Рубрики: Психология Общая психология Кл.слова (ненормированные): антропологический поворот -- психология и антропология -- антропология и психология -- постнеклассическая рациональность -- гуманитарное знание -- постнеклассическая гуманитаристика -- антропологическая оптика Аннотация: Исследуется антропологический поворот как интеллектуальное движение в сфере гуманитарного знания, показана история взаимоотношений психологии и антропологии. Постнеклассическая гуманитаристика характеризуется рядом трендов: от закрытых дисциплин - к свободному полидисциплинарному сообществу, от макроанализа - к микроаналитике, от позитивизма - к герменевтике. Культурно-историческая эпистемология выступает общенаучной основой для коммуникации психологии и других наук о человеке. Высказывается предположение, что исторический смысл обилия эпистемологических поворотов связан с возрастанием рефлексивной сложности исследователя и текучести познавательного процесса. Обсуждается проблема коммуникации представителей неклассического и постнеклассического типов рациональности, а также критериев оценки квалификационных работ в ситуации смены парадигмы. |
Севостьянов, Д. А. Исследование активности человека: инверсивный анализ в контексте постнеклассической рациональности [Текст] / Д. А. Севостьянов> // Вопросы философии. - 2013. - № 9. - С. 117-124. - Библиогр.: с. 124 . - ISSN 0042-8744 Рубрики: Философия Философия науки Кл.слова (ненормированные): активность человека -- ароморфозы -- знание -- инверсивный анализ -- инверсия -- научное знание -- постнеклассическая рациональность -- рациональность -- саморазвивающиеся системы -- фазовые переходы -- человек (философия) Аннотация: Постнеклассическая рациональность подразумевает изучение саморазвивающихся систем, которые проходят некоторые фазовые переходы (ароморфозы). Для их изучения в системе может быть применен инверсивный анализ. В ходе ароморфоза система приобретает новые иерархические уровни - высшие, обеспечивающие развитие системы. Данная форма развития продемонстрирована на примере человеческой активности. |
Оренбург, Михаил Юльевич (кандидат философских наук; ассистент). Вера и разум: перспективы компаративистской модели исследования [Текст] / М. Ю. Оренбург> // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2013. - № 5. - С. 41-54. - Библиогр.: с. 54 . - ISSN 0201-7385
Рубрики: Философия Теория познания Метафизика. Онтология Кл.слова (ненормированные): вера -- интерсубъективность -- нерелигиозная вера -- постнеклассическая рациональность -- разум -- рациональное знание -- философская компаративистика -- философы Аннотация: Анализируется феномен нерелигиозной веры в появлении и развитии различных форм индивидуального и общественного сознания. Раскрыто понятие "нерелигиозная вера" в трудах профессора Д. М. Угриновича, рассмотрена проблема типологии рациональности, а также исторической и культурной обусловленности разума. Доп.точки доступа: Угринович, Д. М. (профессор; философ) |
Голиков, Ю. Я. Антропный принцип как теоретическое основание решения актуальных проблем психологии [Текст] / Ю. Я. Голиков> // Психологический журнал. - 2014. - Т. 35, № 2. - С. 19-32. - Библиогр.: с. 30-32 (63 назв.) . - ISSN 0205-9592 Рубрики: Психология Общая психология Кл.слова (ненормированные): антропный принцип -- методологические исследования -- научная картина мира -- общенаучные процессы -- постнеклассическая рациональность -- проблемы психологии -- эволюционное развитие Аннотация: Анализируются современные методологические исследования в психологии в контексте особенностей формирования постнеклассической научной картины мира. Показана необходимость более активного включения психологии в общенаучные процессы. |
Черникова, И. В. Эволюция субъекта научного познания [Текст] / И. В. Черникова> // Вопросы философии. - 2014. - № 8. - С. 65-75. - Библиогр.: с. 75 . - ISSN 0042-8744
Рубрики: Философия Философия науки Кл.слова (ненормированные): информационное общество -- научное познание -- познание -- постнеклассическая рациональность -- рациональность -- самоорганизация -- субъекты познания -- эволюция субъекта познания Аннотация: В статье рассматривается проблема эволюции субъекта научного познания. Выявлены особые черты, отличающие субъекта классической, неклассической и постнеклассической парадигм научности. На основе сравнительно-исторического анализа концепций познающего субъекта в философии Античности, Средневековья и Нового времени показано, что субъект-объектное противостояние не свойственно современной эпистемологии и научному мировоззрению, включающему идеи системности, целостности, глобального эволюционизма, нелинейности. В современных условиях, когда стремительно меняются средства получения информации (информационное общество), формируется новая парадигма научной рациональности (постнеклассическая), оформляется новая концепция субъективности. |
Григоров, Е. В. Консервативная методология социально - философского исследования [Текст]. Ч. 1 / Е. В. Григоров> // Философия права. - 2014. - № 4. - С. 39-44. - Библиогр. в сносках. - Продолж. следует . - ISSN 1817-7085
Рубрики: Социальная философия Социальное познание Кл.слова (ненормированные): классическая рациональность -- консерватизм -- методология -- постнеклассическая рациональность -- социально-философское познание Аннотация: В статье анализируются методологические проблемы социального знания. Автор предлагает рассматривать консерватизм как методологию, являющуюся альтернативой классической рациональности. Социальная реальность оценивается как взаимодействие полюсов дуальной оппозиции "консерватизм - утопизм". |
Григоров, Е. В. Консервативная методология социально - философского исследования [Текст]. Ч. 1 / Е. В. Григоров> // Философия права. - 2014. - № 4. - С. 39-44. - Библиогр. в сносках. - Продолж. следует . - ISSN 1817-7085
Рубрики: Социальная философия Социальное познание Кл.слова (ненормированные): классическая рациональность -- консерватизм -- методология -- постнеклассическая рациональность -- социально-философское познание Аннотация: В статье анализируются методологические проблемы социального знания. Автор предлагает рассматривать консерватизм как методологию, являющуюся альтернативой классической рациональности. Социальная реальность оценивается как взаимодействие полюсов дуальной оппозиции "консерватизм - утопизм". |
Лубский, Анатолий Владимирович (доктор философских наук; профессор). Междисциплинарные научные исследования: когнитивная "мода" или социальный "вызов" [Текст] / А. В. Лубский> // Социологические исследования. - 2015. - № 10. - С. 3-11. - Библиогр.: с. 10-11 . - ISSN 0132-1625
Рубрики: Общенаучные и междисциплинарные знания Общие вопросы общенаучного и междисциплинарного знания Кл.слова (ненормированные): кроссдисциплинарные исследования -- междисциплинарные исследования -- мультидисциплинарные исследования -- научное знание -- научные исследования -- познание -- постнеклассическая рациональность -- социальное познание -- трансдисциплинарные исследования Аннотация: В статье рассматриваются причины повышенного интереса академического сообщества к междисциплинарным научным исследованиям. Представлены логико-методологические основания разграничения мультидисциплинарных, междисциплинарных и трансдисциплинарных научных исследований с позиций постнеклассической рациональности. Делается вывод, что особенность междисциплинарных исследований основана не на простой кооперации представителей различных наук, а на синергетическом сотрудничестве ученых-субъектников. |