Добрушина, Н. Р. [Рецензия] / Н. Р. Добрушина> // Вопросы языкознания. - 2007. - N 2. - С. . 137-142. - Библиогр.: с. 142 (3 назв. ). - Рец. на кн.: Modaliti in Slavonic languages. New Perspectives / B. Hansen, P. Karlik.- Munchen : Verlag Otto Sagner.- 388 s. Рубрики: Языкознание--Славянские языки Кл.слова (ненормированные): рецензии -- модальность -- модальные единицы -- семантика -- культура -- концепты -- культурные концепты |
Лебедева, А. (доктор филологических наук). К вопросу о языковых лакунах / А. Лебедева> // Учитель. - 2007. - N 2. - С. . 66-69 Рубрики: Образование. Педагогика--Теория и методика обучения Кл.слова (ненормированные): изучение иностранных языков -- иностранные языки -- культура общества -- культурные концепты -- лакуны -- лексика -- лексические значения -- языковые лакуны -- языковые расхождения |
Мишатина, Наталья Львовна (канд. пед. наук). Диалог культур: что значит "думать по-русски"? [Текст] / Н. Л. Мишатина> // Русский язык в школе. - 2008. - N 3. - С. 12-15. - Библиогр. в подстроч. примеч. . - ISSN 0131-6141 Рубрики: Образование. Педагогика Методика преподавания учебных предметов Кл.слова (ненормированные): русский язык -- учащиеся -- дидактические материалы -- 10 класс -- 11 класс -- преподавание русского языка -- обучение русскому языку -- общеобразовательная школа -- толерантность -- диалог культур -- лингвокультурологические задачи -- культурные концепты -- лингвокультурологическая компетенция Аннотация: Лингвокультурологические задачи для изучения концепта "мы-другие" в 10-11 классах. |
Измайлова, Е. А. (учитель русского языка и литературы). Освоение концептов русской культуры [Текст] / Е. А. Измайлова> // Профильная школа. - 2010. - N 6. - С. 41-44. - Библиогр.: с. 44 (4 назв. ) . - ISSN 1998-0744 Рубрики: Образование. Педагогика Методика преподавания учебных предметов Кл.слова (ненормированные): профильное обучение -- профильное обучение литературе -- литература в школе -- элективные курсы -- учебно-тематические планы -- содержание элективных курсов -- мировоззренческие концепты -- культурные концепты -- истина -- добро -- красота Аннотация: Рассматривается современный и актуальный подход в формировании ценностной картины мира старшекласников на уроке литературы при изучении концептов русской культуры - "Истины", "Добра" и "Красоты". |
Ходякова, Лия Александровна (доктор педагогических наук). Лингвокультуроведческий анализ текста на уроке-проекте [Текст] / Л. А. Ходякова> // Русский язык в школе. - 2012. - № 4. - С. 3-10. - Библиогр.: с. 10. - Подстроч. примеч. . - ISSN 0131-6141 Рубрики: Образование. Педагогика Методика преподавания учебных предметов Русский язык Языкознание Кл.слова (ненормированные): уроки-проекты -- метод проектов -- конспекты уроков -- уроки русского языка -- преподавание русского языка -- анализ текстов -- обучение русскому языку -- культурные концепты -- лингвокультурологический анализ -- культуроведческие тексты -- фоновая лексика -- этимологический анализ слов -- конспекты -- сценарии -- методические разработки Аннотация: Понятие о лингвокультурологическом анализе текста, его целях, содержании, приемах. Разработка урока-проекта. |
Орешкина, Мария Васильевна (кандидат филологических наук, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, старший научный сотрудник Научно-исследвательского центра по национально-языковым отношениям Института языкознания РАН). Язык и культура: лексика языков народов России и ближнего зарубежья в словарях русского языка [Текст] / М. В. Орешкина> // Вопросы филологии. - 2011. - N 2 (38). - С. 82-90. - Библиогр.: с. 89-90 (29 назв. ). - Примеч.
Рубрики: Языкознание Лексикология Кл.слова (ненормированные): заимствования -- словари заимствований -- словари русского языка -- лингвокультурологические словари -- лексика -- культурные концепты -- русская языковая картина мира -- этимологические заимствования -- общеупотребительные заимствования -- региональные заимствования -- локальные заимствования Аннотация: Проблемы соотношения языка и культуры на материале заимствований в русский язык концептуальной лексики из других языков. Исследуются типы лингвокультурологических и лингвоконтактотологических словарей. |
О-66 Орлова, М. В. (кандидат филологических наук). Отражение концептуальной картины мира в "Толковом словаре живого великорусского языка" В. Даля [Текст] / Орлова, М. В.> // Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2012. - № 4. - С. 85-90. - Библиогр. в подстроч. примеч.;Библиогр.: с. 90. - Подстроч. примеч. - Рез. англ. . - ISSN 2074-1588
Лексикология Кл.слова (ненормированные): концептуальные картины мира -- картины мира -- толковые словари -- концептуальные пространства -- лексемы -- культурные концепты -- историческая лексикология -- концепт погода -- погода -- исторические словари -- русские лингвисты -- русские лексикографы -- русский язык Аннотация: Концепт "погода" в "Толковом словаре живого великорусского языка" Владимира Ивановича Даля как часть концептуального пространства, охватывающая определенный культурный пласт жизни русского социума, зафиксированного в более чем 150 лексемах. Доп.точки доступа: Марина Владимировна |
Дремова, Людмила Ивановна (кандидат исторических наук; заведующая кафедрой). Преподавание русской культуры студентам стран АТР в системе высшего профессионального образования [Текст] / Л. И. Дремова, Е. Е. Тихомирова> // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 2. - С. 98-103. - Библиогр.: с. 102 (11 назв. ) . - ISSN 1813-4718
Рубрики: Образование. Педагогика Методика преподавания учебных предметов Высшее профессиональное образование--Азиатско-тихоокеанского регион Кл.слова (ненормированные): аудиторные работы -- внеаудиторные работы -- деятельностно-коммуникативный подход -- китайская культура -- китайский язык -- культурные концепты -- культурные нормы -- культурные универсалии -- русская культура -- русский язык -- языковые универсалии Аннотация: Статья посвящена осмыслению опыта преподавания дисциплин культурологического цикла студентам стран Азиатско-тихоокеанского региона в рамках магистерских программ. Авторами предлагается методика, основанная на вхождении в культуру через русский язык, слово, текст. Особое внимание при таком подходе уделяется аналитике языковых и культурных универсалий. Они рассматриваются как семантические реперы, поддерживающие устойчивость человеческой культуры вообще и обеспечивающие возможность перевода национальных смыслов человеческой деятельности не только с языка на язык, но и с культуры на культуру. Универсалистский подход позволяет магистрантам эффективно осмысливать культуру как таковую: учит системно мыслить; вступать в диалог с культурами, (раз) отделенными во времени и пространстве; мыслить и осознать себя во все расширяющемся гипертексте современной культуры, имея в виду предыдущие ценности, смыслы, именно они пробуждают мысль, создают новый творческий опыт, который накапливается как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе. Доп.точки доступа: Тихомирова, Елена Евгеньевна (кандидат культурологии; доцент) |
Сяо Шэнцинь (аспирантка). Концептуальный сценарий "выход из терпения" и его отражение в русском языке и дискурсе [Текст] / Сяо Шэнцинь, И. М. Кобозева> // Преподаватель XXI век. - 2014. - № 2, ч. 2. - С. 308-317. - Библиогр.: с. 317 (8 назв.) . - ISSN 2073-9613
Рубрики: Языкознание Русский язык Кл.слова (ненормированные): выход из терпения -- когнитивная семантика -- контекст -- концепт терпение -- культурные концепты -- лексика -- семантика слова -- сценарии (языкознание) -- фразеологические единицы Аннотация: Об опыте перехода от описания культурных концептов к реконструкции культурных сценариев, в который они включены, на примере концепта "терпение" и сценария "выход из терпения". Доп.точки доступа: Кобозева, Ирина Михайловна (доктор филологических наук; доцент) |
Трубицына, Л. В. (научный сотрудник). О лингвокультурологическом подходе к мониторингу уровня сформированности экологической культуры [Текст] / Л. В. Трубицына> // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2014. - № 4 (осень). - С. 27-31. - Библиогр.: с. 31
Рубрики: Наука. Науковедение Общие вопросы науки Кл.слова (ненормированные): естественнонаучно-гуманитарное образование -- концепты экологической культуры -- культурные концепты -- лингвистика -- лингвокультурологический подход -- лингвокультурология -- мониторинг сформированности экологической культуры -- формирование экологической культуры -- экологическая культура -- экологическое образование Аннотация: Статья посвящена исследованию возможностей лингвокультурологии в качестве естественнонаучно-гуманитарного метода оценивая хода и результатов педагогического процесса формирования экологической культуры. |
Смирнова, Вера Ефимовна. Русский быт в культурных представлениях французов (русская баня) [Текст] = Russian Everyday Life in the Cultural Perceptions of the French (the Russian Bath-House) / В. Е. Смирнова> // Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2014. - № 3. - С. 44-50. - Библиогр.: с. 50. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Подстроч. примеч. - Рез. англ. . - ISSN 0201-7385
Рубрики: Языкознание Русский язык, 18 в.; 21 в. Кл.слова (ненормированные): Степанова Ю. С. теория -- концепты -- культурные концепты -- культурные представления -- культурные феномены -- культурные явления -- представления современных французов -- представления французов -- русская баня -- русские культурные концепты -- русский быт -- сравнительный анализ -- теория Ю. С. Степанова -- французская культура -- французы Аннотация: Сравнительный анализ свидетельств французов о культурном феномене "русская баня" в 18 и 21 вв. Анализ, проводимый с учетом теории концепта Ю. С. Степанова, позволяет выделить факторы, влияющие на содержание русского культурного концепта в представлениях современных французов. |