Тюменева, Юлия Алексеевна (канд. псих. наук). Сравнительная оценка факторов, связанных с успешностью в PIRLS: вторичный анализ данных PIRLS-2006 по российской выборке [Текст] / Ю. А. Тюменева> // Вопросы образования. - 2008. - N 4. - С. 56-80 : 9 табл., 7 рис. - Библиогр.: с. 80 (5 назв. ) . - ISSN 1814-9545 Рубрики: Образование. Педагогика Теория и методика обучения, 2006 Кл.слова (ненормированные): образовательная политика -- международные исследования -- результаты международных исследований -- PIRLS -- вторичный анализ -- сравнительная оценка факторов -- четырехклассники -- младшие школьники -- читательская компетентность -- чтение детей -- успешность в чтении -- задания для чтения -- понимание текстов -- читательские достижения -- достижения российских школьников Аннотация: Представлены результаты вторичного многомерного анализа данных исследования PIRLS-2006. В первой части статьи обсуждается связь отдельных характеристик школ и семьи с достижениями. В частности, показана неравномерная пятилетняя динамика достижений у детей из разных социально-демографических групп. Выявляются условия, опосредующие влияние школьных ресурсов на успешность в чтении. Определяются варианты оптимальных сочетаний заданий для чтения и заданий на понимание текстов. Во второй части статьи излагаются процедура и результаты. Обосновывается желательность вторичного анализа данных международных исследований. |
Попов, Дмитрий Сергеевич (кандидат социологических наук ; старший научный сотрудник). Индивидуально-психологические предикторы в лонгитюдных исследованиях образовательных и профессиональных карьер [Текст] / Д. С. Попов, Ю. А. Тюменева, Ю. В. Кузьмина> // Вопросы образования. - 2010. - N 4. - С. 30-53 : 6 табл., 1 рис. - Библиогр.: с. 51-53 (28 назв. ) . - ISSN 1814-9545 Рубрики: Образование. Педагогика Общая педагогика Социология Педагогическая социология--Татарстан--Ярославская область--Россия Кл.слова (ненормированные): лонгитюдные исследования -- результаты мониторинга -- образовательные траектории -- профессиональная карьера -- спутанность профессиональной перспективы -- выпускники школ -- выпускники вузов -- индивидуально-психологические предикторы Аннотация: Представлены первые результаты мониторинга образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов, начатого в 2009 г. С целью определить индивидуальные характеристики, наилучшим образом предсказывающие изменения в образовательной и профессиональной траектории, опрошены студенты выпускных курсов высших учебных заведений двух регионов РФ. Выделены группы учащихся, которые с наибольшей вероятностью сменят образовательную и профессиональную карьеру, начатую в вузе. Обсуждается значимость отобранных независимых переменных в отношении двух основных причин изменения траектории: неуверенности в профессиональной карьере на последнем году обучения и низких академических достижений студентов. Рассматриваются перспективы начатого исследования. Доп.точки доступа: Тюменева, Юлия Алексеевна (кандидат психологических наук ; старший научный сотрудник); Кузьмина, Юлия Владимировна (научный сотрудник); Государственный университет - Высшей школой экономики; ГУ-ВШЭ |
Кузьмина, Юлия Владимировна (аналитик). Читательская грамотность 15-летних школьников: значимость семейных, индивидуальных и школьных характеристик [Текст] : по данным российской выборки PISA-2009 / Ю. В. Кузьмина, Ю. А. Тюменева> // Вопросы образования. - 2011. - N 3. - С. 164-191 : 5 рис., 5 табл. - Библиогр.: с. 190-191 (15 назв. ) . - ISSN 1814-9545 Рубрики: Образование. Педагогика Общеобразовательная школа Кл.слова (ненормированные): PISA -- многоуровневый регрессионный анализ -- методология исследования -- чтение -- отношение к чтению -- читательская грамотность учеников -- семейный бэкграунд Аннотация: С использование четырех моделей регрессионного многоуровневого анализа оценен вклад различных факторов в достижения 15-летних учащихся в чтении. Наиболее значимым фактором оказался семейный бэкграунд, причем не только на индивидуальном, но и на школьном уровне, где он оказывает влияние уже как средний по шкале социально-экономический статус семей учащихся. На уровне школы агрегированные семейные характеристики учеников обнаруживают связь с индивидуальными достижениями, превосходя при этом эффект школьных ресурсов и локализации школы - тех их школьных факторов, которые показали значимый вклад в достижения. Отношение к чтению и обучению значимо с точки зрения успешности в чтении на индивидуальном уровне, но, агрегируясь на уровне школы установки учеников по отношению к чтению и школе не вносят самостоятельного вклада в индивидуальные результаты. Доп.точки доступа: Тюменева, Юлия Алексеевна (старший научный сотрудник) |
Попов, Дмитрий Сергеевич (кандидат социологических наук). Современные образовательные траектории школьников и студентов [Текст] / Д. С. Попов, Ю. А. Тюменева, Ю. В. Кузьмина> // Социологические исследования. - 2012. - № 2. - С. 135-142. - Библиогр.: с. 142 . - ISSN 0132-1625 Рубрики: Социология Педагогическая социология Кл.слова (ненормированные): образование -- образовательные траектории -- образовательные ресурсы -- образовательные ресурсы семьи -- семья -- уровни образования -- виды образования -- школьники -- студенты Аннотация: Опираясь на результаты первого этапа проекта "Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов", авторы анализируют типичные планы повышения образования школьников и студентов, влияние образовательных ресурсов семьи на их осуществление. Доп.точки доступа: Тюменева, Юлия Алексеевна (кандидат психологических наук); Кузьмина, Юлия Владимировна (аналитик) |
Тюменева, Юлия Алексеевна (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник). Характеристики учителей и достижения школьников. Применение метода first difference к данным TIMSS -2007 [Текст] / Ю. А. Тюменева, Т. Е. Хавенсон> // Вопросы образования. - 2012. - № 3. - С. 113-140 : 2 рис., 3 табл. - Библиогр.: с. 131-132 (21 назв. ) . - ISSN 1814-9545 Рубрики: Образование. Педагогика Общеобразовательная школа Кл.слова (ненормированные): TIMSS-2007 -- международные исследования -- школьное математическое образование -- школьное естественнонаучное образование -- метапредметные навыки -- first difference -- методы первой разницы -- когнитивное развитие -- характеристики учителей -- профессиональный опыт -- достижения школьников Аннотация: Международные исследования по оценке качества математического и естественно-научного образования TIMSS-2007 обладают тем преимуществом, что кроме прямой когнитивной оценки школьников собирают информацию об учителях этих школьников: их образовании, опыте работы, практике ведения уроков. Чтобы оценить связь учительских характеристик с достижениями школьников и преодолеть ограничения корреляционного дизайна TIMSS, был применен метод first difference (метод первой разницы). Доп.точки доступа: Хавенсон, Татьяна Евгеньевна (младший научный сотрудник) |
Тюменева, Юлия Алексеевна (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник). Что дает год обучения российскому школьнику [Текст] : на материалах PISA-2009: грамотность чтения / Ю. А. Тюменева, Ю. В. Кузьмина> // Вопросы образования. - 2013. - № 1. - С. 107-135 : 5 табл., 3 рис. - Библиогр.: с. 129 (28 назв. ). - Прил. . - ISSN 1814-9545 Рубрики: Образование. Педагогика Организация образования--Россия--Чехия--Венгрия; Словакия; Германия; Канада; Бразилия Кл.слова (ненормированные): PISA -- межстрановые сравнения -- образовательные траектории -- общеобразовательные программы -- профессиональные программы -- чтение -- школы -- эффективность обучения -- предпрофессиональные программы Аннотация: На данных PISA-2009 (чтение) исследовалась эффективность одного года обучения в семи странах: России, Чехии, Венгрии, Словакии, Германии, Канаде и Бразилии. Использовалась инструментальная переменная, что позволило оценить эффект одного года обучения нестрогим методом разрывности регрессии. Анализ проведен как для общей и профессиональной программ обучения совокупно, так и отдельно для общеобразовательных школ. Установлено, что в России для учащихся всех программ совокупно эффективность одного года школьного обучения незначима. В странах, практикующих раннее разделение на общую и профессиональную программы, эффективность обучения ниже, чем в странах, где все 15-летние обучаются на общей программе. Эффективность одного года обучения для учащихся общеобразовательных программ значима во всех странах. Обсуждается значение полученных результатов для оценки эффективности обучения, и в частности для справедливого оценивания национальных достижений в странах с разным набором образовательных траекторий. Доп.точки доступа: Кузьмина, Юлия Владимировна (аналитик) |
Попов, Дмитрий Сергеевич (кандидат социологических наук; профессор департамента образовательных программ). Типологизация первокурсников Москвы: кто поступает в столичные вузы? [Текст] : на материале Мониторинга образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов / Д. С. Попов, Ю. А. Тюменева, Ю. В. Кузьмина> // Вопросы образования. - 2013. - № 1. - С. 205-231 : 2 табл., 2 рис. - Библиогр.: с. 224 (33 назв. ). - Прил. . - ISSN 1814-9545 Рубрики: Образование. Педагогика Организация образования Высшее профессиональное образование--Москва--Россия Кл.слова (ненормированные): адаптация студентов -- выбор специальности -- высшее образование -- ЕГЭ -- единый государственный экзамен -- кластерный анализ -- материальные ресурсы -- образовательные ресурсы -- образовательные траектории -- первокурсники -- трудности в обучении Аннотация: Авторы считают целесообразным для изучения проблем адаптации первокурсников к обучению в вузе выделять качественно разнородные группы студентов на основе кластерного анализа. На основании материалов обширного обследования первокурсников столичных вузов выделены семь групп студентов и проанализированы специфические для каждой группы трудности в обучении, а также различия между студентами разных групп в степени уверенности в выборе специальности, в оценке социальной жизни в вузе, особенности жизненных и образовательных целей. Доп.точки доступа: Тюменева, Юлия Алексеевна (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник); Кузьмина, Юлия Владимировна (аналитик) |
Тюменева, Юлия Алексеевна (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник). Руководство для авторов, публикующих результаты разработки оценочного инструмента [Текст] / Ю. А. Тюменева, А. А. Яременко> // Вопросы образования. - 2013. - № 1. - С. 301-305 : 2 табл. . - ISSN 1814-9545 Рубрики: Образование. Педагогика Общая педагогика Кл.слова (ненормированные): валидность -- надежность -- нормы -- опросники -- оценочные инструменты -- разработка инструментария -- тестирование -- тесты -- шкалы Аннотация: Изложены требования журнала "Вопросы образования" к публикациям, в которых докладываются результаты разработки какого-либо инструмента оценки. Термин "инструмент" используется здесь в качестве обобщающего понятия для общераспространенных форм стандартизированных процедур оценки, таких как тест, опросник, шкала, методика и т. д. Доп.точки доступа: Яременко, Анисья Александровна (магистр психологии; стажер-исследователь) |
Тюменева, Юлия Алексеевна (старший научный сотрудник). Два крупномасштабных исследования охватили одних и тех же учеников [Текст] / [Юлия Алексеевна Тюменева] ; [беседу вела Светлана Кириллова]> // Управление школой - Первое сентября. - 2014. - № 3. - С. 22-24 Рубрики: Образование. Педагогика Общеобразовательная школа Кл.слова (ненормированные): ЕГЭ -- единые государственные экзамены -- интервью -- исследования -- качество образования -- международные исследования -- результаты тестов -- тесты -- управление образованием -- управление школой Аннотация: Россия сравнивает результаты тестов PISA и TIMSS на одной выборке школьников. Им предложили выполнить и практико-ориентированные задания, и задачи на знание школьной программы. Почему до сих пор в мире не было данных о таком одновременном опросе? На вопросы ответила Юлия Алексеевна Тюменева, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ-ВШЭ. Доп.точки доступа: Кириллова, Светлана \.\ |
Попов, Дмитрий Сергеевич (кандидат социологических наук; старший научный сотрудник). Жизнь после 9-го класса: как личные достижения учащихся и ресурсы их семей влияют на жизненные траектории [Текст] / Д. С. Попов, Ю. А. Тюменева, Г. С. Ларина> // Вопросы образования. - 2013. - № 4. - С. 310-330 : 2 рис., 3 табл. - Библиогр.: с. 327-329 (50 назв. ). - Прил. . - ISSN 1814-9545
Рубрики: Образование. Педагогика Общеобразовательная школа Кл.слова (ненормированные): 9 классы -- ЕГЭ -- выбор специальностей -- единый государственный экзамен -- лонгитюдные исследования -- образовательные достижения -- образовательные планы -- образовательные траектории -- семейные ресурсы -- школьники Аннотация: Социальный бэкграунд молодого человека в существенной степени предопределяет его образовательную траекторию и достижения. В исследовании, основанном на данных второй волны лонгитюдного обследования, предпринимается попытка проверить, насколько успешное обучение в школе, результаты внешкольной деятельности учащегося, его упорство и намерения относительно будущего образования могут быть независимыми от социального окружения школьника и изменить предзаданную социальным окружением образовательную траекторию. Обнаружено. что значимыми медиаторами эффекта семейных ресурсов являются личные образовательные достижения выпускника основной школы и его намерения относительно будущего образования. Доп.точки доступа: Тюменева, Юлия Алексеевна (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник); Ларина, Галина Сергеевна (аналитик) |
Тюменева, Юлия Алексеевна (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник). Источники ошибок при выполнении "обыденных" математических заданий [Текст] / Ю. А. Тюменева> // Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 21-31. - Библиогр.: с. 31 (20 назв.) . - ISSN 0042-8841
Рубрики: Психология Практическая (консультативная) психология Кл.слова (ненормированные): математические задачи -- обыденные математические задачи -- ошибки -- старшеклассники -- школьники -- школьные математические задания Аннотация: Школьные математические задания с обыденным контекстом оказываются сложными для школьников, как показывают результаты исследования PISA. В результате качественного анализа ошибок учащихся VIII-X классов показано что часть трудностей была связана с требованием моделирования - специфическими для этих заданий. Подавляющая часть ошибок была следствием дефицита более общего характера: неумением работать с чертежами и рисунками, а также несформированной установкой на проверку и проблематизацию собственных рассуждений. |