Березина, Т. Н. Смыслы жизни, добро, духовное развитие, определение их значения [Текст] / Березина Т. Н.> // Мир психологии. - 2008. - N 2. - С. 105-116. - Библиогр.: с. 115-116 (20 назв. )
Рубрики: Психология Общая психология Кл.слова (ненормированные): смысл жизни (психология) -- добро (психология) -- духовное развитие (психология) -- духовный поиск (психология) Аннотация: В статье поднимается проблема смыслов человеческой жизни. Предлагается оригинальная классификация смыслов. В основе классификации лежит представление смысла как категории, связанной с человеческой жизнью и даже непосредственно из нее вытекающей: смыслы как идеализация инстинктивных влечений. Анализируется возможность развития духовных способностей, их связь с категориями "добро", "смысл жизни". |
Березина, Т. Н. Стресс и резервные способности человека (может ли человек "мысленно" послать сигнал об опасности) [Текст] / Березина Т. Н., Рыбцов С. А., Хитрякова Е. И.> // Мир психологии. - 2008. - N 4. - С. 148-160. - Библиогр.: с. 159-160 (28 назв. ) Рубрики: Психология Психические процессы и состояния Кл.слова (ненормированные): стрессы -- положительный стресс -- эустресс -- отрицательный стресс -- дистресс -- резервные возможности организма -- эмоции -- модели стресса -- модель физического стресса -- модель химического стресса -- модель сексуального стресса -- опасность Аннотация: В статье исследуется феномен "мысленной" передачи сигнала об опасности, вызванной действием стрессового фактора, от одного человека к другому при условии, что оба индивида находятся на близком расстоянии. результаты эксперимента интерпретируются как следствие обонятельной перцепции; выдвигается предположение, что в момент действия стрессового фактора у индуктора усиливается запах, несущий информацию о его функциональном состоянии и эмоции; перципиент неосознаваемо реагирует на этот запах изменением своего функционального состояния. Доп.точки доступа: Рыбцов, С. А.; Хитрякова, Е. И. |
Березина, Т. Н. (д-р психол. наук, проф. каф. психологии ; Моск. гос. ун-т технологий и управления). Развитие способностей как гуманистическая составляющая образования [Текст] / Т. Н. Березина> // Alma Mater: Вестник высшей школы. - 2009. - N 7. - С. 19-25. - Библиогр.: с. 25 (13 назв. ) . - ISSN 0321-0383 Рубрики: Образование. Педагогика--Россия, 21 в. Высшее профессиональное образование Психология Дошкольная педагогика Психология личности Кл.слова (ненормированные): школьные психологи -- способности -- психологические коррекции -- специалисты -- школьники -- развитие памяти -- дошкольники -- психологический подход -- психологический компонент -- пространственное воображение -- тренинги -- тесты -- исследования -- когнитивные способности -- упражнения -- психоанализ -- интеллект Аннотация: Современная образовательная система, наряду с обучением школьника и студента основам разнообразных знаний, одновременно призвана выполнять дополнительную функцию - функцию развития у него памяти, внимания, мышления, воображения и других познавательных способностей. |
Березина, Т. Н. Запах и образ спиртного как факторы, влияющие на функциональное состояние человека [Текст] / Т. Н. Березина> // Вопросы психологии. - 2009. - N 4. - С. 80-90. - Библиогр.: с. 89-90 (26 назв. ) . - ISSN 0042-8841 Рубрики: Психология--Россия Практическая (консультативная) психология Кл.слова (ненормированные): обоняние -- воображение -- алкоголь -- запах -- запах спиртного -- образ спиртного -- алкоголь и человек -- человек и алкоголь Аннотация: Установлено, что представление себе спиртного, наряду с его запахом, может изменять функциональное состояние у трезвых испытуемых и вызывать появление алкоголя в выдыхаемом воздухе (реже в слюне и еще реже в моче). испытуемые отмечают возникновение субъективного ощущения опьянения после экспериментов с представлением себе и восприятием запаха алкоголя, однако состояние, возникшее после представления себе спиртного и восприятия его запаха, отличаются от типичного состояния опьянения: у испытуемых отличаются лишь отдельные симптомы, в частности отсутствуют нарушения работы вестибулярного аппарата, считающиеся классическим признаком опьянения. |
Березина, Т. Н. Творческая активность в структуре самоотношения и утверждении самости как фактор антистарения [Текст] / Т. Н. Березина> // Мир психологии. - 2010. - N 4. - С. 130-141. - Библиогр.: с. 141 ( 28 назв. ) Рубрики: Психология Психология личности Кл.слова (ненормированные): внутреннее время -- личность -- творчество -- самость -- активность -- творческая активность -- антистарение Аннотация: В статье анализируется гипотетическое явление антистарения и его возможные механизмы. В качестве факторов, влияющих на данное явление, рассматривается творческая и надситуативная активность личности. Показано, что данное явление должно рассматриваться в контексте психологии времени и обеспечиваться темпоральными механизмами. |
Березина, Т. Н. Взаимосвязь базовых запахов и базовых эмоций [Текст] / Т. Н. Березина> // Вопросы психологии. - 2012. - № 4. - С. 106-116. - Библиогр.: с. 115-116 (30 назв.) . - ISSN 0042-8841 Рубрики: Психология Практическая (консультативная) психология Кл.слова (ненормированные): запахи -- базовые запахи -- эмоции -- базовые эмоции -- обоняние Аннотация: Предполагается существование связи между базовыми запахами и базовыми эмоциями. Приведены результаты экспериментального исследования влияния базовых запахов на эмоциональную сферу человека. Оценивались два уровня эмоциональных реакций: осознанный (по опросу) и предсознательный (по ассоциациям). Показано, что на осознанном уровне воспринимаемый запах оценивается в контексте целостной ситуации обследования и прошлого опыта, а на предсознательном уровне человек выражает свою эмоциональную реакцию непосредственно на запах. Этот факт объясняется в рамках мультимодальных теорий эмоций. На основании эмпирического исследования и теоретического анализа утверждаются следующие связи между базовыми запахами и эмоциями: гнилостный запах вызывает эмоцию отвращения, фруктовый -удовольствия, камфарный- nечали (на обоих уровнях), на предсознательном уровне едкий запах вызывает страх, а мускусный - гнев; на осознанном уровне цветочный запах вызывает радость; мятный запах вызывает различные положительные эмоции, хотя теоретически для него предполагалась эмоция удивления. Отмечается, что взаимосвязь между базовыми эмоциями и базовыми запахами на предсознательном уровне может лежать в основе явлений эмпатии, интуиции. |