Запорожец, И. Ю. Специальная организация игровых пространств как условие оптимизации детско-родительских отношений и формирования эмоционального благополучия дошкольников [Текст] / Запорожец И. Ю.> // Мир психологии. - 2009. - N 2. - С. 239-249. - Библиогр.: с. 249 (8 назв. ) Рубрики: Психология Психология личности Кл.слова (ненормированные): эмоциональная сфера -- игровое пространство -- взаимодействие -- дошкольники -- детско-родительские отношения -- самоутверждение -- тревожность -- социализация Аннотация: В статье представлена актуальность проблемы отношений мира взрослых и мира ребенка, акцентировано внимание на важности развития личности ребенка в дошкольный период и на его социализации. |
Запорожец, И. Ю. Ребенок дошкольного возраста в пространственно-временном режиме детского сада [Текст] / И. Ю. Запорожец> // Мир психологии. - 2010. - N 1. - С. 25-33. - Библиогр.: с. 33-34 (7 назв. ) Рубрики: Психология Детская психология Кл.слова (ненормированные): дошкольники -- игры -- развитие познавательных способностей -- диагностика -- обучение -- тревожность -- мышление -- развитие памяти -- внимание -- воображение -- самооценка -- изучение познавательных способностей -- познавательные способности -- эмоционально-личностное развитие Аннотация: В статье рассматриваются характеристики современного дошкольника, динамика развития его познавательной и эмоционально-личностной сферы на основе исследования детей в дошкольном учреждении. Фиксируются значимые для развития ребенка изменения в его поведении, отношениях. |
Запорожец, И. Ю. Самоутверждение в дошкольном возрасте как начальная форма самореализации растущего человека [Текст] / И. Ю. Запорожец> // Мир психологии. - 2010. - N 3. - С. 231-240. - Библиогр.: с. 240 (10 назв. ) Рубрики: Психология Детская психология Кл.слова (ненормированные): развитие личности -- самореализация -- саморазвитие -- самоутверждение -- дошкольный возраст -- дошкольники -- взаимодействие -- игровое пространство -- миросоциумы -- исследования Аннотация: В статье представлена проблема исследования развития личности в процессе онтогенеза в контексте формирования его самости, его Я. Рассматриваются изменения в социальном развитии на дистанции дошкольного периода. Выделяются три позиции поэтапного развития дошкольников. Предлагается создание оптимальных игровых пространств в детских миросоциумах с целью развития структур "само". |
Запорожец, И. Ю. Игра в формировании социальной среды как условие самореализации и саморазвития дошкольника [Текст] / И. Ю. Запорожец> // Мир психологии. - 2011. - N 1. - С. 168-178. - Библиогр.: с. 178 (10 назв. ) Рубрики: Психология Детская психология Кл.слова (ненормированные): игры -- детские игры -- развитие -- самореализация -- саморазвитие -- дошкольный возраст -- дошкольники -- взаимодействие -- игровая деятельность -- учебная деятельность -- самоутверждение -- Я сам -- дети Аннотация: В статье прослеживаются изменения в современной ситуации основного вида деятельности детей дошкольного возраста - игры. Представлены результаты наблюдения за игрой детей старшего дошкольного возраста и соответствующих проективных методик. Анализируются особенности организации и осуществления детской игры и их влияние на развитие и саморазвитие ребенка, на формирование его потребности в самореализации на уровне самоутверждения "Я сам" и возможности его в такой самореализации. |
Запорожец, И. Ю. Формы и уровни саморазвития и самореализации ребенка на дистанции дошкольного периода онтогенеза [Текст] / И. Ю. Запорожец> // Мир психологии. - 2012. - № 1. - С. 229-244. - Библиогр.: с. 244 (15 назв.) Рубрики: Психология Детская психология Кл.слова (ненормированные): саморазвитие -- самореализация -- самоутверждение -- самость -- дошкольный возраст -- взаимодействие -- игровое пространство Аннотация: В статье рассматриваются особенности развития растущего человека на этапе дошкольного детства, характер его социального созревания в рамках двух структурообразующих сторон этого процесса: саморазвития и самореализации. Подчеркивается, что формирование и установление в качестве рубежного для периода дошкольника уровня развития самости - позиции ребенка "Я сам", фиксирующей его потребность в самоутверждении, обеспечивает начало более сложноструктурируемого (чем часто определяется) осуществления процессов развития-саморазвития ребенка на дистанции дошкольного периода, развертывание его самости. Раскрывается роль развития отношений ребенка в этом процессе. |
Запорожец, И. Ю. Пространство в жизни дошкольника и пространство его Я [Текст] / И. Ю. Запорожец, Д. М. Логунцова> // Мир психологии. - 2012. - № 4. - С. 121-131. - Библиогр.: с. 130-131 (19 назв.) Рубрики: Психология Психология личности Кл.слова (ненормированные): дошкольники -- пространство -- психологическое пространство -- социальное пространство -- личностное пространство -- самость -- психологические границы -- отношения -- Я сам -- Я - другой Аннотация: Статья посвящена изучению взаимосвязи и взаимовлияния развития структур самости ребенка и его социального и личного пространства на этапе дошкольного детства. Проанализирован ряд авторских позиций по ключевым терминам. Показывается, что позиция "Я сам" является отправной точкой запуска рефлективно-динамического процесса расширения как рамок социального пространства, так и индивидуально психологических границ ребенка. При этом активное, значимое выделение Другого (на соответствующих развитию уровнях) обеспечивает не только формирование реального пространства специально задаваемых отношений, но и выполнение обозначенных в статье уровней развития самости ребенка, т. е. обеспечивает динамику расширения пространства его Я и соответственно личностного пространства. Доп.точки доступа: Логунцова, Д. М. |