Иванов, В. В. Об эволюции переработки и передачи информации в сообществах людей и животных [Текст] / В. В. Иванов> // Вопросы языкознания. - 2008. - N 4. - С. 3-14 : 2 рис. - Библиогр.: с. 12-14 (91 назв. ) . - ISSN 0373-658X Рубрики: Языкознание Теория и философия языка Кл.слова (ненормированные): люди -- животные -- сообщество людей -- сообщество животных -- антропоиды -- обезьяны -- коммуникации -- информация -- передача информации -- переработка информации -- числа -- счет -- символика чисел -- символика счета -- жесты -- символика жестов -- символы -- звуковые сигналы -- мышление -- речь -- эволюция языка -- эволюция речи Аннотация: Рассматриваются несколько вопросов, признающихся ключевыми при сопоставлении систем коммуникации людей и животных (в частности, антропоидов и обезьян). |
Зорина, З. А. Обезьяны не только "думают", но и "говорят" [Текст] / З. А. Зорина> // Вопросы языкознания. - 2008. - N 4. - С. 41-50. - Библиогр.: с. 49-50 (17 назв. ) . - ISSN 0373-658X Рубрики: Языкознание Теория и философия языка Кл.слова (ненормированные): животные -- антропоиды -- обезьяны -- человекообразные обезьяны -- поведение животных -- язык животных -- язык человека -- человеческий язык -- способности -- когнитивные способности -- речь -- эволюция речи -- эволюция языка -- жесты -- язык жестов -- языки-посредники Аннотация: Рассмотрены основные характеристики поведения человекообразных обезьян, обученных простым незвуковым аналогам человеческого языка (так называемые языки-посредники). Приведены доказательства того, что их "языковое" поведение действительно обладает зачатками многих качеств языка человека и приближается к языку 2-летних детей. Такое же сходство характерно и для ряда общих для тех и других высших когнитивных способностей, отсутствующих у других животных (способность к символизации, самоузнавание и др. ). Подчеркивается, что именно высокий уровень когнитивных способностей создает основу для появления зачатков языка в процессе эволюции, что способность "говорить" появляется только со способностью "думать". |