Гладкий, Ю. Н. (докт. геогр. наук, член-корр. РАН).
    Западная Европа / Ю. Н. Гладкий // География в школе. - 2003. - N 10. - С. . 10-15
ББК 26.89
Рубрики: География--Страноведение, 20 в.
   Великобритания
    Восточная Европа

    Германия

    Западная Европа

    Северная Европа

    Средняя Европа

    Франция

    Южная Европа

    Арагона

    Бавария

    Бретань

    Валенсия

    Галисия

    Испания

    Италия

    Каталония

    Лотарингия

    Андалузия

    Апулия

    Базиликата

    Калабрия

    Кампания

    Лигурия

    Ломбардия

    Пьемонт

    Сардиния

    Шпицберген (архипелаг)

Кл.слова (ненормированные):
атлантизм (геополитика) -- геополитическая концепция -- геополитические регионы -- геостратегия -- европоцентризм -- интеграция -- исторические области -- приатлантические страны -- провинции -- регионализм -- региональная дифференциация -- регионы -- страны




    Межуев, Вадим Михайлович (д-р филос. наук, профессор, гл. науч. сотрудник Ин-та философии РАН).
    Россия и Европа: возможен ли диалог? [Текст] / В. М. Межуев // Личность. Культура. Общество. - 2008. - Т. 10, вып. 1. - С. 90-110 : Ил.: фот. - Библиогр.: с. 108-109 (11 назв. ) . - ISSN 1606-951X
ББК 87.3(0)
Рубрики: Всемирная история философии, 19 в. 2-я пол.; 21 в. нач.
   Философия

Кл.слова (ненормированные):
диалог культур -- европейская цивилизация -- европоцентризм -- западники -- культурная идентичность -- либерализм -- национализм -- общественное самосознание -- православие -- русская идея -- славянофилы -- страны -- универсальная цивилизация -- цивилизационная идентичность
Аннотация: Диалог России и Европы как направление в развитии русской общественно-политической и философской мысли. Задача осознания культурной и цивилизационной идентичности России. Вывод автора: речь должна идти не о врастании России в Европу, а об их взаимном вхождении в цивилизацию, способную объединить человечество в планетарном масштабе.


Доп.точки доступа:
Флоровский, Георгий (автор статьи) \г.\



    Танасейчук, А. Б.
    Культурные модели североамериканской цивилизации [Текст] / А. Б. Танасейчук // Обсерватория культуры: журнал-обозрение. - 2008. - N 3 (май-июнь). - С. 120-125. - Библиогр.: с. 124-125 (35 назв. )
ББК 71.4
Рубрики: Культурология
   Прикладная культурология--США

Кл.слова (ненормированные):
культурные модели -- национальная культура -- американская нация -- цивилизации -- североамериканскаая цивилизация -- американская цивилизация -- европоцентризм -- американоцентризм -- мультикультурализм -- иммиграция
Аннотация: Рассматривается своеобразие североамериканской цивилизации и особенности ее культурного развития. Свое толкование американской цивилизации дали ряд европейских, американских и российских историков, этнологов и философов 18 - 20 вв.




    Шебло, О. Д.
    Проблема категориального определения региональных процессов [Текст] / О. Д. Шебло // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2009. - N 1. - С. 50-64. - Библиогр. в конце ст. - Библиогр. в сносках
ББК 66.4(0)
Рубрики: Политика. Политология
   Международные отношения и внешняя политика в целом

Кл.слова (ненормированные):
регионы -- макрорегионы -- региональные процессы -- региональная интеграция -- регионализация -- процесс регионализации -- регионализм -- интеррегионализм -- межнациональное взаимодействие -- проторегионы -- предрегиональные зоны -- неофункционализм -- интергавементализм -- европоцентризм -- транснационализация -- секьюрити-регионализм -- региональная безопасность -- девелопментализм
Аннотация: Анализ категориальных определений региональных процессов мировой политики. Рассматриваются интерпретации понятия "регион" в различных науках, дается обзор теорий региональной интеграции, вводится понятие "регионализм", делается вывод об исторической вариабельности стратегии регионального развития.




    Иванов, Павел Иванович (кандидат исторических наук, доцент).
    Вторая мировая с китайским акцентом [Текст] / П. И. Иванов // Свободная мысль. - 2010. - N 12 (1619). - С. 201-204 . - ISSN 0869-4443
ББК 63.3(0)6
Рубрики: История
   Новейшая история--Китай--Япония

Кл.слова (ненормированные):
рецензии -- историки -- востоковеды -- Вторая мировая война -- начало Второй мировой войны -- войны -- европейская цивилизация -- европоцентризм -- китайская история -- китайская историография -- история Китая -- китайско-японская война -- японо-китайская война -- японская агрессия -- японская история -- история Японии -- страны Азии


Доп.точки доступа:
Кошкин, А. А. (доктор исторических наук, профессор Восточного университета (Москва))



    Файн, Роберт.
    Космополитизм эпохи Просвещения [Текст] : западный или всемирный? / Роберт Файн ; пер. с англ. Александры Володиной // Новое литературное обозрение. - 2011. - N 4. - С. 117-134. - Библиогр.: с. 130-134 . - ISSN 0869-6365
ББК 60.028
Рубрики: Социальная философия
   Духовная деятельность, 18 в.

Кл.слова (ненормированные):
Просвещение -- государственная власть -- социально-политические ценности -- европоцентризм -- естественное право -- колониализм -- космополитизм -- политические течения -- права человека -- универсализм (философия) -- философы -- эпоха Просвещения
Аннотация: Универсализм, возникший в рамках космополитизма эпохи Просвещения, руководствовался не только западными ценностями. Он отрицал как абсолютизм, так и колониальное господство. Например, Кант критиковал с космополитических позиций европейскую систему государственной власти и традицию естественного права, в которой она нашла свое воплощение.


Доп.точки доступа:
Володина, Александра \.\; Кант, И. (философ ; 1724-1804)



    Павловский, Игорь Владимирович (доктор исторических наук).
    Региональные особенности отечественного исторического сознания в свете дискуссионных исторических концепций М. В. Ломоносова [Текст] / И. В. Павловский // Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2011. - N 3. - С. 30-42. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 42. - Рез. англ. - Подстроч. примеч. . - ISSN 0201-7385
ББК 60.031 + 63.1
Рубрики: Философские основы исторического познания
   Историография

   История

   Социальная философия

Кл.слова (ненормированные):
отечественное историческое сознание -- ментальность -- концепции -- историческое сознание -- региональные особенности -- европейская история -- научное наследие -- русские ученые -- древнерусская история -- призвание варягов -- европоцентризм -- исторические концепции -- происхождение Руси -- роль русского народа
Аннотация: Большее количество исторических концепций, выдвинутых Михаилом Васильевичем Ломоносовым в его исторических трудах, не упоминаются последующими историками, даже в историографических очерках и главах. Сами эти идеи носят ярко выраженный национально-патриотический характер. Региональные особенности менталитета составляют основу ярко-эмоциональных идей Ломоносова и являются главной причиной того, что эти дискуссионные идеи игнорируются историками.


Доп.точки доступа:
Ломоносов, М. В. (русский ученый ; 1711-1765)



    Тлостанова, Мадина Владимировна (доктор филологических наук).
    О произвольности географии, или Почему мы исчезаем [Текст] / М. В. Тлостанова // Личность. Культура. Общество. - 2012. - Т. 14, № 69/70: № 69/70, № 69/70. - С. 95-108 : 1 фот., 1 схема. - Библиогр.: с. 107-108 (34 назв. ). - Аннот. на рус. и англ. яз. . - ISSN 1606-951X
ББК 60.033
Рубрики: Социальная философия
   Типология общества

Кл.слова (ненормированные):
миропорядок -- мировой (бес) порядок -- бинарность миропорядка -- Север и Юг -- Запад и Восток -- географическая ось истории -- диалог Юг-Юг -- австрализм -- южизм -- бореализм -- синдром вторичного австрализма -- вторичный ориентализм -- имперское различие -- колониальное различие -- Юг бедного Севера -- православный провиденциализм -- евразийство -- неоевразийство -- вторичный европоцентризм
Аннотация: Стирание Второго мира привело к усилению бинарности миропорядка и актуализации оси Север-Юг. Как и Восточно-Западное деление она имеет тенденцию к унификации различных локальных историй в воображаемые сущностные наборы характеристик. Никто из прежних субъектов Второго мира не может избежать необходимости дрейфа в направлении либо Севера, либо Юга. Но это порождает неуверенную и почти негативную субъектность. Роль и функция бывшего социалистического мира и его колониальных иных в рамках глобального деления по оси Север-Юг и посредством понятий колониального и имперского различий. Анализ синдрома вторичного австрализма (южизма) и возможные пути деколонизации бытия, чувствования и мышления в бывших неевропейских российских/советских колониях.




    Вахитов, Р. Р.
    П. Н. Савицкий: от национал-либеральной к евразийской теории империи [Текст] / Р. Р. Вахитов // Вестник Московского университета. Сер. 12, Политические науки. - 2011. - № 4. - С. 79-95. - Библиогр.: с. 95
ББК 66.1(2)
Рубрики: Политика. Политология
   История политической мысли России и СССР--Россия, 20 в.

Кл.слова (ненормированные):
евразийство -- национал-либерализм -- европоцентризм -- империя -- империализм -- национальное государство -- социально-политические учения
Аннотация: В статье исследуется эволюция воззрений П. Н. Савицкого на империю и империализм национал-либерального и евразийского периодов его творчества, что помогает пролить свет не только на вопрос о происхождении евразийства, но и на вопрос о его сущности.




    Тлостанова, Мадина Владимировна (доктор филологических наук; профессор кафедры философии РАНХиГС, Москва).
    Человек альтермодерна и человек трансмодерна - возможен ли диалог? [Текст] / М. В. Тлостанова // Личность. Культура. Общество. - 2012. - Т. 14, № 75/76: № 75/76, № 75/76. - С. 72-83 : 1 фот. - Библиогр.: с. 82-83 (32 назв. ). - Аннот. на рус. и англ. яз. - Примеч.: с. 82 . - ISSN 1606-951X
Рубрики: Общенаучные и междисциплинарные знания
   Общие вопросы общественных и гуманитарных наук

Кл.слова (ненормированные):
гуманитарные знания -- междисциплинарность -- модерн -- постмодерн -- альтермодерн -- трансмодерн -- экзистенциализм -- постколониализм -- креолизация -- европоцентризм -- культура -- человек -- бытие -- прогресс
Аннотация: Противоположные модели субъектности, актуализирующиеся в современном научном, художественном и социокультурном дискурсах как альтермодерн и трансмодерн. Альтермодерн как продолжение модерна и постмодерна. Онтологические, гносеологические, этические и экзистенциальные как глубинные основания модерна. Аналектический метод в обход модерности как открытая утопия будущего мира и человека. Трансмодерная субъектность в актуальном искусстве.The opposite models of subjectivity foregrounded in contemporary scholarly, artistic and social discourses - altermodernity and transmodernity. The altermodernity under all its external newness and negativism in the treatment of the previous dichotomy of modernity and postmodernity in fact does no question the deeper grounds of modernity - ontological, epistemic, ethical or existential. The second model shatters modernity as such through an analytical method tracing a path beyond around modernity, ultimately overcoming it and building an open Utopia of the future world and human being. The most interesting examples of transmodern subjectivity are to be found in contemporary art.




    Новичкова, Галина Александровна (кандидат философских наук; старший научный сотрудник Института философии РАН, Москва).
    Раймон Арон о культуре и этносе [Текст] / Г. А. Новичкова // Личность. Культура. Общество. - 2003. - С. 157-166. - Библиогр. в сносках . - ISSN 1606-951X
УДК
ББК 60.51
Рубрики: Социология
   История социологии

Кл.слова (ненормированные):
социальная философия -- культурология -- этносы -- культуры -- иррациональность -- религиозность -- цивилизационность -- европоцентризм -- универсализм
Аннотация: Образ человека в различных культурах в соотношении с этносами как философско-социологическое наследие французского социолога Раймона Арона (1905-1983). Социология как философская рефлексия. Культура как иррациональность, порождение человеческой души и религиозных чувств. Европейская цивилизация, обогащенная контактом различных религий, и современный кризис европоцентризма. Человечество, встав на путь универсализма, создает всепланетную культуру. Библиография.


Доп.точки доступа:
Арон, Р. (французский философ; социолог; историк; публицист ; 1905-1983)



    Малинкин, Александр Николаевич (кандидат философских наук).
    Критика основ западной цивилизации в социологии М. Шелера [Текст] / А. Н. Малинкин // Социологические исследования. - 2014. - № 2. - С. 76-85. - Библиогр.: с. 85 . - ISSN 0132-1625
УДК
ББК 60.500
Рубрики: Социология
   Социология как наука

Кл.слова (ненормированные):
европоцентризм -- западный индустриализм -- идеология -- индустриализм -- либеральная идеология -- марксизм -- немецкие философы -- позитивизм -- прагматизм -- социологи -- социология знания -- философская антропология -- философы
Аннотация: Шелеровский проект социологии направлен против позитивизма, который, как он считал, тесно связан с прагматизмом, а также против марксизма. Шелер рассматривает позитивизм как базирующуюся на европоцентризме либеральную идеологию западного индустриализма.


Доп.точки доступа:
Шелер, М. (немецкий философ ; 1874-1928)



    Степанянц, Мариэтта Тиграновна (доктор философских наук; профессор).
    От европоцентризма к межкультурной философии [Текст] / М. Т. Степанянц // Вопросы философии. - 2015. - № 10. - С. 150-162. - Библиогр.: с. 160-162. - Примеч.: с. 162 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии, 20 в. кон.; 21 в. нач.

Кл.слова (ненормированные):
европоцентризм -- история философии -- когнитивная скромность -- компаративистика -- межкультурная философия -- плюрализм -- трансформация философии -- философская компаративистика
Аннотация: Европоцентристская позиция, в соответствии с которой "мерилом" философии является исключительно западная мысль, была подвергнута критике и пересмотрена, главным образом, благодаря развитию философского востоковедения и эволюции философской компаративистики, что привело к появлению в конце ХХ в. нового направления – межкультурная философия. Последнее предполагает трансформацию философии, исходя из принципа "когнитивной скромности", т. е. признания того, что западный тип философствования не является единственным. Это чрезвычайно богатая смыслами рефлексия, не ограниченная рамками национальных или цивилизационных границ.