Марина, А. В. (канд. пед. наук).
    Биологические экскурсии как форма реализации комплексного подхода к изучению природы [Текст] / А. В. Марина // Биология в школе. - 2007. - N 6. - С. 24-31. - Библиогр.: с. 31 (9 назв. ) . - ISSN 0320-9660
ББК 74.26 + 74.26
Рубрики: Образование. Педагогика
   Методика преподавания учебных предметов

Кл.слова (ненормированные):
уроки биологии -- интегрированное обучение -- интегрированные уроки -- преподавание биологии -- школьное образование -- школьный курс -- концепция синтагмы -- биологические экскурсии -- экскурсионная работа -- комплексный подход -- изучение природы
Аннотация: Интеграция содержания родственных учебных предметов представляет перспективное направление совершенствования методической системы школьного образования. Одной из таких методик является методика обучения на основе философской концепции научных знаний, называемая концепцией синтагмы (от греч.- syntagma - нечто соединенное). Рассматривается экскурсионная работа как форма организации обучения и воспитания школьников, которая обеспечивает формирование у учащихся знаний, умений, навыков по различным предметам, являющихся опорными при изучении взаимосвязей в природе, деятельности человека по использованию и охране природных богатств.




    Марина, А. В. (канд. пед. наук).
    Экскурсия "Почва как среда обитания организмов" [Текст] / А. В. Марина // Биология в школе. - 2007. - N 8. - С. 32-35 . - ISSN 0320-9660
УДК
ББК 37.015 + 74.26
Рубрики: Образование. Педагогика
   Методика преподавания учебных предметов

Кл.слова (ненормированные):
уроки биологии -- интегрированное обучение -- интегрированные уроки -- преподавание биологии -- школьное образование -- школьный курс -- уроки физической географии -- биологические экскурсии -- экскурсионная работа -- почвы
Аннотация: Цель предлагаемой экскурсии: познакомить учащихся с почвой как средой обитания организмов, с многообразием ее обитателей, условиями их существования; изучить признаки приспособленности организмов к жизни в почве.




    Марина, А. В. (канд. пед. наук).
    Экскурсия в ближайшее природное сообщество [Текст] / А. В. Марина // Биология в школе. - 2008. - N 2. - С. 26-28 . - ISSN 0320-9660
ББК 74.202 + 74.202
Рубрики: Образование. Педагогика
   Теория и методика обучения

Кл.слова (ненормированные):
конспекты уроков -- методические рекомендации -- природные сообщества -- уроки биологии -- экскурсии -- школьные экскурсии -- природные сообщества -- растения парка -- животные парка -- приспособленность организмов
Аннотация: Описан урок биологии, цель которого - изучение многообразия растений и животных парка, условия их совместного существования, а также изучение признаков приспособленности организмов к жизни в разнообразных условиях.




    Марина, А. В. (канд. пед. наук).
    Размышления вузовского методиста [Текст] / А. В. Марина // Биология в школе. - 2009. - N 4. - С. 29-34. - Библиогр.: с. 34 (4 назв. ) . - ISSN 0320-9660
ББК 74.204
Рубрики: Образование. Педагогика
   Школоведение

Кл.слова (ненормированные):
преподаватели вузов -- преподавание биологии -- школьное образование -- школьный курс -- биологическое образование -- валеогизация образования -- экологическое образование -- учебные программы -- авторы программ -- программно-методическое обеспечение -- учебно-методическое обеспечение -- профильное обучение
Аннотация: Автор статьи А. В. Марина - вузовский преподаватель с многолетним стажем. Имея реальную возможность в течение длительного времени наблюдать за стремительными изменениями и преобразованиями, происходящими в образовании, автор задает закономерный вопрос: а что ожидает школу завтра? Вопрос этот отнюдь не риторический. Стоит только вспомнить, что реально изменилось в практике преподавания школьного курса биологии за последние десять-пятнадцать лет. Своими рассуждениями на актуальную тему А. В. Марина делится с читателями журнала.


Доп.точки доступа:
Швец \и. М.\



    Малафеева, Е. Ф. (канд. пед. наук).
    Биоиндикационные исследования состояния окружающей среды: методика флуктуирующей асимметрии [Текст] / Е. Ф. Малафеева, А. В. Марина // Биология в школе. - 2010. - N 6. - С. 39-46 : табл. - Библиогр.: с. 45-46 . - ISSN 0320-9660
ББК 74.26
Рубрики: Образование. Педагогика
   Методика преподавания учебных предметов

Кл.слова (ненормированные):
учебные исследовательские проекты -- элективные курсы -- биоиндикация -- флуктуирующая асимметрия -- фенетическая изменчивость -- уроки экологии -- методические разработки
Аннотация: Авторы статьи знакомят читателей журнала с содержанием элективного курса экологической направленности "Животные-биоиндикаторы". Подробно описаны биоиндикационные методы, основанные на изучении флуктуирующей асимметрии и фенетической изменчивости. Данные методики дают возможность оценить качественный показатель состояния окружающей среды, они доступны и достаточно просты для использования в исследовательской работе школьников.


Доп.точки доступа:
Марина, А. В. (канд. пед. наук)



    Кончина, Т. А. (канд. биол. наук).
    Возможности использования растений рода клевер при изучении экологического состояния почв [Текст] / Т. А. Кончина, А. В. Марина // Биология в школе. - 2010. - N 7. - С. 38-45 : табл. - Библиогр.: с. 45 . - ISSN 0320-9660
ББК 74.26
Рубрики: Образование. Педагогика
   Методика преподавания учебных предметов

Кл.слова (ненормированные):
биоиндикация -- фенотипическая изменчивость -- фенотипы -- преподавание биологии -- ботаника -- экология -- фенотипическая диагностика -- клевер
Аннотация: Авторы продолжают знакомить читателей журнала с различными современными методами биоиндикации. В этой статье подробно описана методика изучения экологического состояния почв с использованием данных о фенотипической изменчивости растений рода Клевер.


Доп.точки доступа:
Марина, А. В. (канд. пед. наук)



    Марина, А. В. (кандидат педагогических наук; доцент).
    Использование колорадского жука в качестве объекта для изучения фенетической изменчивости популяций [Текст] / А. В. Марина, Н. В. Бусарова, Д. М. Кривоногов // Биология в школе. - 2011. - N 1. - С. 43-55 : рис., табл. - Библиогр.: с. 55 (7 назв. )
ББК 74.26
Рубрики: Образование. Педагогика
   Методика преподавания учебных предметов

Кл.слова (ненормированные):
экологическое образование -- биологическое образование -- исследовательская работа -- фенетические исследования -- колорадские жуки -- условия обитания -- популяции колорадского жука
Аннотация: Авторы знакомят с новыми биоиндикационными методами, позволяющими выявить степень загрязнения различных компонентов городских экосистем.


Доп.точки доступа:
Бусарова, Н. В. (кандидат биологических наук; доцент); Кривоногов, Д. М. (кандидат биологических наук; доцент)



    Бусарова, Н. В. (кандидат биологических наук; доцент).
    Использование клопа-солдатика в качестве объекта изучения фенетической изменчивости [Текст] / Н. В. Бусарова, А. В. Марина, Д. М. Кривоногов // Биология в школе. - 2011. - N 3. - С. 14-22 : 10 табл. - Библиогр.: с. 22 (9 назв. )
ББК 28.691 + 74.26
Рубрики: Биология
   Систематика беспозвоночных

   Образование. Педагогика

   Методика преподавания учебных предметов

Кл.слова (ненормированные):
уроки биологии -- дополнительные занятия -- старшие школьники -- фенетические исследования -- исследовательские работы -- фенетический анализ -- математическая обработка материала -- фенотипические исследования -- статистическая обработка -- насекомые -- отряд полужесткокрылых -- клопы-солдатики -- популяции -- среда обитания
Аннотация: Статья продолжает серию публикаций о биоиндикационных методах оценки экологического состояния окружающей среды, которые могут быть использованы в исследовательской работе школьников. Авторы подробно описывают методику, основанную на изучении фенетической изменчивости клопа-солдатика.


Доп.точки доступа:
Марина, А. В. (кандидат педагогических наук; доцент); Кривоногов, Д. М. (кандидат биологических наук; старший преподаватель)



    Сидорская, В. А. (кандидат биологических наук; доцент).
    О методиках генетических исследований человека для составления "фамильного портрета" населенного пункта [Текст] / В. А. Сидорская, А. В. Марина // Биология в школе. - 2010. - N 8. - С. 3-11 : 3 табл., 1 рис. - Библиогр.: с. 11 (16 назв. )
ББК 28.04
Рубрики: Биология
   Общая генетика

Кл.слова (ненормированные):
генетические ландшафты -- география фамилий -- фамильный полиморфизм -- этносы -- фамильные структуры -- сельское население -- генетические параметры -- демографические характеристики -- демографические исследования -- научные проекты -- популяционная генетика
Аннотация: Об одном из методов, применяемых для изучения генетического разнообразия народов - определение его фамильной структуры.


Доп.точки доступа:
Марина, А. В. (кандидат педагогических наук; доцент)



    Кончина, Т. А. (кандидат биологических наук; доцент).
    Организация биоиндикационных исследований загрязнения окружающей среды по реакции пыльцы цветковых растений [Текст] / Т. А. Кончина, А. В. Марина, Л. В. Вершинина // Биология в школе. - 2010. - N 9. - С. 43-48 : 4 рис., 1 табл. - Библиогр.: с. 48 (9 назв. )
ББК 74.26
Рубрики: Образование. Педагогика
   Методика преподавания учебных предметов

Кл.слова (ненормированные):
экологическое образование -- уроки экологии -- практические занятия -- экспериментальные исследования -- биоиндикационные методы -- загрязненные участки -- неблагоприятные факторы -- пыльца -- пыльцевые зерна -- жизнеспособность пыльцы
Аннотация: Статья знакомит с новыми биоиндикационными методами, позволяющими выявить степень загрязнения различных компонентов городских экосистем.


Доп.точки доступа:
Марина, А. В. (кандидат педагогических наук; доцент); Вершинина, Л. В. (учитель биологии)



    Марина, А. В.
    Исследовательская работа при изучении раздела "Человек и его здоровье" [Текст] / А. В. Миркин, С. И. Волкова // Биология в школе. - 2013. - № 3. - С. 55-69. - Библиогр.: с. 69 (12 назв.)
ББК 74.26
Рубрики: Образование. Педагогика
   Методика преподавания учебных предметов

Кл.слова (ненормированные):
биологическое образование -- исследовательские работы -- задания -- разработки уроков -- опыт работы -- самостоятельные работы -- организм человека
Аннотация: Предлагаются задания для самостоятельной работы учащихся, которые помогут школьникам лучше узнать, как устроен и функционирует организм человека, выяснить факторы, влияющие на состояние его здоровья, а также способствующие его сохранению и укреплению.


Доп.точки доступа:
Волкова, С. И.

0+


    Марина, А. В.
    Роберт Эдвардс - ученый, разработавший технологию искусственного оплодотворения [Текст] / А. В. Марина, Л. М. Жиженина // Биология в школе. - 2014. - № 5. - С. 10-15. - Библиогр.: с. 15 (6 назв.)
УДК
ББК 72
Рубрики: Наука. Науковедение
   История науки

Кл.слова (ненормированные):
биографии -- искусственное оплодотворение -- исследовательская работа -- научные труды -- ученые -- физиологи -- экстракорпоральное оплодотворение -- эмбрионы -- яйцеклетки
Аннотация: О выдающемся ученом-физиологе Роберте Эдвардсе, и технологии искусственного оплодотворения.


Доп.точки доступа:
Жиженина, Л. М.; Эдвардс, Р. Д. (британский ученый-физиолог ; 1925-2013)

0+


    Марина, А. В.
    Вопросы школьного учителя биологии о проектной деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС [Текст] / А. В. Марина, С. Н. Трифонова, Т. В. Новаева // Биология в школе. - 2014. - № 5. - С. 16-23. - Библиогр.: с. 22-23 (18 назв.)
УДК
ББК 74
Рубрики: Образование. Педагогика
   Методика преподавания учебных предметов

Кл.слова (ненормированные):
биологические знания -- изучение биологии -- оценивание проектов -- преподавание биологии -- проектная деятельность -- тематика проектов -- типология проектов -- уроки биологии -- ученические проекты
Аннотация: Раскрыты особенности организации проектной деятельности при реализации федерального государственного образовательного стандарта. Охарактеризованы проблемы, связанные с отсутствием разработанных методов проектной деятельности.


Доп.точки доступа:
Трифонова, С. Н.; Новаева, Т. В.

0+


    Марина, А. В. (кандидат педагогических наук; доцент).
    Переход на ФГОС основного общего образования: проблемы в деятельности учителя биологии и пути их решения [Текст] / А. В. Марина, Е. А. Галкина, О. Б. Макарова // Биология в школе. - 2016. - № 1. - С. 17-24. - Библиогр.: с. 23-24 (33 назв.)
УДК
ББК 74
Рубрики: Образование. Педагогика
   Методика преподавания учебных предметов

Кл.слова (ненормированные):
федеральные государственные образовательные стандарты -- учителя биологии -- преподавание биологии -- биологическое образование -- учебные программы -- школьный курс биологии -- учебные материалы -- разработка программ -- авторские рабочие программы -- общеучебные умения -- универсальные учебные действия -- проектная деятельность -- освоение биологии
Аннотация: Авторы анализируют основные проблемы, с которыми сталкивается школьный учитель биологии, приступивший к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. Показаны пути решения отдельных проблем, отмечена роль публикаций журнала "Биология в школе" в оказании необходимой методической поддержки.


Доп.точки доступа:
Галкина, Е. А. (кандидат педагогических наук; доцент); Макарова, О. Б. (кандидат педагогических наук; доцент)