Зайцева, Наталья Александровна (учитель). Урок русского языка в 5 классе : (буквы о-а в корнях -раст- / -рос-; -лаг- / -лож-; гласные и согласные в приставках) / Н. А. Зайцева> // Русская словесность. - 2005. - N 8. - С. . 57-59 Рубрики: Образование. Педагогика--Методика преподавания учебных предметов Языкознание--Русский язык Кл.слова (ненормированные): преподавание русского языка -- обучение русскому языку -- общеобразовательная школа -- школьники -- учащиеся -- дидактические материалы -- 5 классы -- гласные -- согласные -- приставки -- правописание корней -- правописание приставок -- чередования -- корни слов |
Самойлова, Ю. В. Тенденция к освобождению связанных корней [Текст] / Ю. В. Самойлова> // Русская речь. - 2008. - N 1. - С. 46-50. - Библиогр.: с. 50 . - ISSN 0131-6117 Рубрики: Языкознание Индоевропейские языки в целом Кл.слова (ненормированные): заимствования -- иноязычные слова -- корни слов -- связанные корни слов -- родственные слова -- лексика -- морфемы -- суффиксы -- префиксы |
Белов, А. М. Проблема моры в индоевропейских аблаутных чередованиях: корни с "тяжелыми базами" [Текст] / А. М. Белов> // Известия РАН. Серия литературы и языка. - 2011. - С. 49-54. - Библиогр.: с. 53-54 (24 назв. ) . - ISSN 0321-1711 Рубрики: Языкознание Индоевропейские языки в целом Кл.слова (ненормированные): аблаутные чередования -- вокализм -- гласные фонемы -- индоевропейские языки -- индоевропейское языкознание -- корни слов -- лингвисты -- просодика -- просодические моры -- языки слогового строя Аннотация: В работе рассматривается известная в индоевропеистике проблема корней с "тяжелыми базами" под нетривиальным углом зрения: ставится вопрос о числе просодических мор в таких корнях и адекватности имеющихся реконструкций. Показано, что почти забытая реконструкция Ф. Ф. Фортунатова существенно лучше отражает просодические характеристики праязыка, указывая одновременно на некоторую его близость известным в типологии языкам слогового строя. |
Сорокина, Т. Н. К истокам правописания безударных гласных в корне [Текст] / Т. Н. Сорокина> // Русская речь. - 2012. - № 5. - С. 87-93. - Библиогр.: с. 93 . - ISSN 0131-6117 Рубрики: Языкознание Русский язык Кл.слова (ненормированные): правописание -- правила -- правила орфографии -- орфографические правила -- грамматика -- русская грамматика -- гласные -- чередующиеся гласные -- безударные гласные -- беглые гласные -- корни -- корни слов -- орфография -- фонетика -- состав слов -- история русского языка -- русская орфография -- история русской орфографии Аннотация: История образования орфографического правила правописания корней с чередующимися гласными -е и -и. |
Селезнева, Елена Александровна (аспирантка). Из истории формирования правила правописания корня раст - рос - ращ [Текст] / Е. А. Селезнева> // Русский язык в школе. - 2013. - № 2. - С. 66-71. - Библиогр.: с. 70-71 . - ISSN 0131-6141
Рубрики: Языкознание Русский язык Грамматика Кл.слова (ненормированные): безударные гласные -- корни слов -- орфография -- правила правописания -- раст - рос - ращ -- раст- -- ращ- -- рос- -- трудные случаи правописания -- чередующиеся гласные Аннотация: В хронологическом порядке рассмотрены различные предложения формулировки правила и проведен их анализ. Доп.точки доступа: Греч, Н. И. (филолог); Грот, Я. К. (филолог); Шахматов, А. А. (филолог); Ушаков, Д. Н. (филолог) |
Романов, Д. А. О судьбе производных французского корня flanc- в русском языке [Текст] / Д. А. Романов> // Вопросы языкознания. - 2013. - № 4. - С. 126-136. - Библиогр.: с. 135-136 (32 назв.) . - ISSN 0373-658X
Рубрики: Грамматика, 18 в. История языкознания Языкознание Кл.слова (ненормированные): корни слов -- производные корней -- заимствования -- словообразование -- дериваты -- словообразовательные гнезда -- архаизация -- французский язык -- семантика -- лексикографическая фиксация -- словообразовательные производные -- русский язык -- прилагательные -- глаголы Аннотация: Представлена функциональная история одного из иноязычных корней, заимствованных русским языком в XVIII в. Показана закономерность семантического развития членов словообразовательных гнезд на фоне общих языковых процессов в области лексики более чем за 200-летний период. Декорреляция разнооформленных заимствований, мозаичность структуры их словообразовательных гнезд с точки зрения актуальности для носителей языка делают судьбу корня flanc- показательной для русского языка. |
Курнаева, Елена Петровна (учитель начальных классов). Урок русского языка во 2 классе (с элементами интеграции) [Текст] / Е. П. Курнаева> // Образование в современной школе. - 2011. - № 2. - С. 22-24. - Библиогр. в сносках . - ISSN 1609-7432 Рубрики: Образование. Педагогика Методика преподавания учебных предметов Кл.слова (ненормированные): интеграция учебных предметов -- конспекты уроков -- корни слов -- методика преподавания русского языка -- младшие школьники -- окружающий мир -- уроки русского языка Аннотация: Конспект урока русского языка. Построен на повторении темы «Зимующие птицы» из предмета «Окружающий мир». Содержит описание разных видов работы над лексическим материалом с привлечением фольклора и поэзии. |
Шипицына, Г. М. Зачем словам нужны корни [Текст] / Г. М. Шипицына> // Русский язык в школе. - 2013. - № 10 ; Русский язык в школе и дома. - 2013. - № 10. - С. 3-6. - (Русский язык в школе и дома. - 2013. - № 10. - С. 3-6) . - ISSN 0131-6141. - журнал в журнале
Рубрики: Языкознание Русский язык Грамматика Кл.слова (ненормированные): корни слов -- лексическое значение -- морфемы -- морфология -- семантика корня слова -- словообразование Аннотация: Роль корня в словопроизводстве. |
Барандеев, Андрей Васильевич (кандидат филологических наук). Долгие топонимы [Текст] / А. В. Барандеев> // Русский язык в школе. - 2013. - № 8. - С. 79-82 : рис. - Библиогр.: с. 82 . - ISSN 0131-6141
Рубрики: Языкознание--Россия Лексикология Русский язык Кл.слова (ненормированные): архаизмы -- географические названия -- географические объекты -- гидронимы -- долгий -- контаминированная семантика -- корни слов -- лексическая сочетаемость -- топонимы -- этимология Аннотация: Происхождение географических названий, образованных на базе корня -долг-. |
Маркитанова, Наталья Николаевна. Сценарий урока "Буквы а-о в корне -кас-/-кос-" [Текст] : v класс / Н. Н. Маркитанова> // Русский язык в школе. - 2014. - № 2. - С. 21-25 : табл. . - ISSN 0131-6141
Рубрики: Образование. Педагогика Методика преподавания учебных предметов Кл.слова (ненормированные): 5 класс -- гласные буквы -- конспекты уроков -- корень кас- -- корень кос- -- корни слов -- обучение русскому языку -- общеобразовательная школа -- однокоренные слова -- правописание -- преподавание русского языка -- сценарии уроков -- универсальные учебные действия Аннотация: Условия выбора гласных о-а в написании корней -кас-/-кос-. |
Акишина, Людмила (учитель). Собираем родственников [Текст] : русский язык : 2 класс / Л. Акишина> // Начальная школа - Первое сентября. - 2014. - № 10. - С. 8-11 : 1 фот., 1 рис. - Библиогр.: с. 11 (3 назв.)
Рубрики: Образование. Педагогика Методика преподавания учебных предметов Кл.слова (ненормированные): 2 класс -- корни слов -- работа в парах -- работа с учебниками -- родственные слова -- русский язык -- словарные работы -- уроки русского языка -- физкультминутки Аннотация: Приведен урок русского языка во втором классе на тему "Собираем родственников". Цель данного урока познакомить младших школьников с понятиями "родственные слова", "корень слова". Дополнительный материал к уроку приведен в Личном кабинете журнала. |
Боженко, Л. Н. Исторические написания как результат отражения на письме изменений в области гласных и согласных звуков в истории русского языка [Текст] / Л. Н. Боженко> // Русский язык и литература. - 2014. - № 9. - С. 3-15. - Библиогр.: с. 15 (17 назв. )
Рубрики: Образование. Педагогика Методика преподавания учебных предметов Кл.слова (ненормированные): белорусский язык -- буквы -- взаимозаменяемость -- гласные -- древнерусский язык -- звуки -- исторические написания -- исторические орфограммы -- история русского языка -- корни слов -- орфограммы -- орфография -- русский язык -- согласные -- фонетика -- чередование Аннотация: В статье рассмотрены исторические процессы, которые имели место в фонетической системе русского языка в различные периоды и нашли отражение в представленном списке исторических орфограмм. |
Касаткин, Л. Л. Плотное и неплотное соединение морфем в слове [Текст] / Л. Л. Касаткин> // Вопросы языкознания. - 2014. - № 6. - С. 7-30. - Библиогр.: с. 27-30 . - ISSN 0373-658X
Рубрики: Фонетика. Фонология Языкознание Кл.слова (ненормированные): гласные -- корни слов -- морфемы -- приставки -- русский язык -- согласные -- суффиксы -- ударение -- фонемы -- части слов Аннотация: Рассмотрены с фонетической точки зрения разные случаи плотного и неплотного соединения морфем в слове в русском языке. |
Веретнова, Ю. А. (учитель начальных классов). Родственные слова. Корень слова [Текст] / Ю. А. Веретнова> // Начальная школа. - 2015. - № 6. - С. 29-32 . - ISSN 0027-7371
Рубрики: Образование. Педагогика Методика преподавания учебных предметов Кл.слова (ненормированные): 2 класс -- Эльконина-Давыдова система -- корни слов -- начальная школа -- однокоренные слова -- развивающее обучение -- родственные слова -- русский язык -- система Эльконина-Давыдова -- уроки русского языка Аннотация: Изложен ход урока русского языка по системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова во 2-м классе. |