Калмыкова, Вера. Харизма русского писателя и свобода выбора / Вера Калмыкова> // Нева. - 2006. - N 10. - С. . 195-203 Рубрики: Литературоведение--Русская литература, 17 в. Россия Кл.слова (ненормированные): писатели -- русские писатели -- свобода выбора -- выбор -- харизма -- власть -- конфликты -- конфликт писателя и власти -- диссиденты -- истина -- жертвенность -- культура -- эстетика -- нравственность -- стилистика -- художественность -- антихудожественность -- читатели |
Шевченко, В. Зрячие вещи : Оптические коды Набокова / В. Шевченко> // Звезда. - 2003. - N 6. - С. . 209-219 Рубрики: Литературоведение--Русская литература Кл.слова (ненормированные): персонажи -- русская литература -- художественность |
Кавторин, В. В. Под маской литературы / В. В. Кавторин, В. В. Чубинский> // Нева. - 2006. - N 7. - С. . 183-204. - Библиогр. в сносках Рубрики: Литературоведение--Русская литература, 2006 г. Россия Кл.слова (ненормированные): произведения -- книги -- сочинения -- жанры -- художественность -- романы -- политические романы -- диалоги -- письма -- переписки -- полемика -- приемы полемики -- полемические приемы -- образы -- художественные образы Доп.точки доступа: Чубинский, В. В. |
А 94 Афанасьев, Э. С. "... является по преимуществу художником". О художественности произведений А. П. Чехова / Э. С. Афанасьев> // Русская словесность. - 2002. - N 8. - С. . 23-27 Рубрики: Литературоведение--Русская литература Кл.слова (ненормированные): Попрыгунья (рассказ) -- анализ художественного текста -- методика преподавания -- русская литература -- художественность |
Афанасьев, Эдгард Сергеевич (д-р филолог. наук). "Я...реалист в высшем смысле" : (о художественности романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание") / Э. С. Афанасьев> // Русская словесность. - 2005. - N 4. - С. . 7-11 Рубрики: Литературоведение--Русская литература Кл.слова (ненормированные): романы -- художественность романа -- художественный реализм -- реализм -- литературные герои -- литературные персонажи -- Родион Раскольников -- сновидения -- символика романа |
Гетманская, Е. (канд. пед. наук). Принцип художественности : изучение биографии писателя и жанровые особенности учебного биографического очерка / Е. Гетманская> // Учитель. - 2005. - N 4. - С. . 78-80 Рубрики: Образование. Педагогика--Теория и методика обучения Кл.слова (ненормированные): биографическое эссе -- биография -- жанры -- писатели -- произведения -- художественность |
Новикова, О. Лихадемик [Текст] / О. Новикова, В. Новиков> // Звезда. - 2006. - N 11. - С. . 221-223 Рубрики: Литературоведение--Русская литература Кл.слова (ненормированные): писатели -- академики -- художественность текста Доп.точки доступа: Новиков, В. |
Кранк, Эдуард Освальдович (преподаватель каф. культурологии и мировой худож. культуры Чувашского гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева). К вопросу о самоидентификации фотографии как культурного феномена [Текст] / Э. О. Кранк> // Личность. Культура. Общество. - 2009. - Т. 11, вып. 1 (46/47). - С. 263-269 : Фот. - Библиогр.: с. 268-269 (19 назв. ) . - ISSN 1606-951X
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура Теория художественной фотографии Кл.слова (ненормированные): фотография -- искусство фотографии -- документальность -- художественность -- фотокартина -- фоторепортаж -- интертекстуальность -- инсталляция -- альбомы -- профессионализм в фотографии -- вернакулярная фотография -- анонимная фотография Аннотация: Вопрос самоидентификации Фотографии как части культуры: важно понимать ее живую, дискурсивную, сообщительную сущность. Утрата стиля и ценностной шкалы ведет к упразднению субъектов дискурса. Поэтому "вернакулярная" феноменология может местазировать в любые области культуры. Проблема понимания Фотографии с точки зрения ценностной шкалы, необходимости и проблематичности ее выработки. Исследуя проблемы текстовости ("мессидж" и "интертекст") в фотографическом дискурсе автор приходит к моменту неопределенности того, что именно представляет собой Фотография как культурный феномен и вид культурной деятельности. |
Лазарева, М. А. Пространство и время как художественные координаты онтологического сознания писателя (М. Булгаков "Мастер и Маргарита") [Текст] / М. А. Лазарева> // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2009. - N 4. - С. 39-54. - Библиогр.: с. 54 (3 назв. ) . - ISSN 0201-7385 Рубрики: Литературоведение Русская литература XX в. Кл.слова (ненормированные): писатели -- творчество писателей -- сознание -- онтологическое сознание -- художественность -- художественные координаты -- тексты -- интертексты -- пространство -- время -- романы -- поэтические структуры -- добро -- тема добра -- тема зла -- зло -- любовь -- тема любви -- литературная критика -- литературные персонажи Аннотация: Булгаков создал принципиально новую поэтически-индивидуальную систему, не только объединившую в себе различные литературные тенденции словесного искусства, но и открывшую в литературе XX в. новый, онтологический тип творческого мировосприятия, подтверждением чего является его роман. Доп.точки доступа: Булгаков, М. А. (писатель) |
Калмыкова, Вера Владимировна (аспирантка). "Единственным мерилом... остается художественность" [Текст] : (эстетика В. Я. Брюсова) / В. В. Калмыкова> // Вопросы философии. - 2010. - N 12. - С. 116-126. - Библиогр.: с. 126 . - ISSN 0042-8744 Рубрики: Философия Философия России и СССР Кл.слова (ненормированные): символизм -- эстетика -- эстетические системы -- эстетические категории -- художественное время -- художественное пространство -- красота (философия) -- искусство -- философия искусства -- поэты -- русские поэты Аннотация: В своей статье В. В. Калмыкова анализирует эстетику В. Я. Брюсова. Центром эстетической системы Брюсова являлось искусство, которое не служит никаким целям, кроме своих собственных, и не решает никаких проблем, кроме художественных. Концепция искусства как, с одной стороны, средства, а с другой - процесса общения, выводит на первый план брюсовской эстетики общение как эстетическую категорию, вытесняющую и замещающую собой традиционную категорию красоты. Доп.точки доступа: Брюсов, В. Я. (русский поэт ; 1873-1924) |
Недзвецкий, В. А. (доктор филологических наук). В. Г. Белинский о литературе риторической и художественной [Текст] / В. А. Недзвецкий> // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2011. - N 3. - С. 9-30. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 0201-7385 Рубрики: Литературоведение Русская литература XIX в. Кл.слова (ненормированные): нравоучения -- литературная риторика -- художественность -- органичность -- пафос -- содержательность -- романы -- соцреализм -- риторическая литература -- литературная художественность -- литературная критика -- критические очерки Аннотация: Статья посвящена главной заслуге Белинского, эстетика и критика, перед русской литературой - пропаганде литературы не риторической, а как искусства, и разработке норм и критериев художественности, с тех пор вошедших в плоть и кровь литературной русской классики. Доп.точки доступа: Белинский, В. Г. (русский писатель ; 1811-1848) |
Ежкова, Нина Сергеевна (доктор педагогических наук; профессор). Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста [Текст] / Н. С. Ежкова> // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 4. - С. 25-27 . - ISSN 1726-0973 Рубрики: Образование. Педагогика Дошкольная педагогика Кл.слова (ненормированные): дошкольные образовательные учреждения -- эмоциональное развитие -- эмоциональная культура детей -- художественность речи -- образность речи -- художественно-образная направленность -- эмоционально-сенсорное воздействие Аннотация: Совершенствование эмоциональной культуры детей в процессе ознакомления с художественной литературой заключается, прежде всего, в обогащении детей образами. Образ - многоаспектное явление, рассматривается как художественно-эстетическое понятие и личностное образование. |
Ежова, Елена Юрьевна (доцент Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина, Рязань). Художественная культура личности в поликультурном пространстве [Текст] / Е. Ю. Ежова> // Личность. Культура. Общество. - 2009. - Т. 11, вып. 4 (51/52). - С. 361-363 : 1 фот. - Библиогр.: с. 363 (5 назв. ) . - ISSN 1606-951X Рубрики: Психология Социальная психология Кл.слова (ненормированные): поликультурное пространство -- личность -- культурологические подходы -- ценности -- художественная культура личности -- развитие художественной культуры -- новая художественность -- постмодернизм -- межкультурный диалог Аннотация: Рассматривается философско-культурологический аспект художественной культуры личности. Как сложное личностное образование и культурный феномен, она способствует сохранению гуманистических оснований развития человека и общества в современном поликультурном пространстве. |
Гончаров, Сергей Захарович (доктор философских наук; профессор). Основы художественного образования (по работам И. А. Ильина) [Текст] / С. З. Гончаров, А. Б. Костерина> // Образование и наука. - 2012. - № 3. - С. 46-63. - Библиогр.: с. 63 (10 назв. ) . - ISSN 1994-5639 Рубрики: Образование. Педагогика Профессиональное образование Культурология История культурологических учений Кл.слова (ненормированные): художественное воспитание -- художественность -- уровни художественного произведения -- эстетическое наследие -- продуктивное воображение -- философия художественного искусства Аннотация: На основе метода сравнительного анализа рассматривается восприятие произведений искусства различных жанров. Задача публикации - привлечь внимание к эстетическому наследию Ивана Александровича Ильина, к его духовной антологии - надежному ориентиру. Актуальность проблемы художественного воспитания связана с процессом деградации культуры, вырождением ее в техническую цивилизацию пошлости, вытеснением искусства коммерческими зрелищами. Однако благодаря искусству развивается продуктивное воображение, вне которого невозможно творчество ни в одной области. Доп.точки доступа: Костерина, Алла Борисовна (доктор философских наук; профессор) |
Бычков, В. В. Символизация в искусстве как эстетический принцип [Текст] / В. В. Бычков> // Вопросы философии. - 2012. - № 3. - С. 81-90. - Библиогр.: с. 90 . - ISSN 0042-8744 Рубрики: Социальная философия Духовная деятельность Кл.слова (ненормированные): искусство -- произведения искусства -- символизация -- эстетика -- художественный образ -- художественный символ -- художественность -- символ Аннотация: Символизация понимается как диалогический процесс, в центре которого находится художественный символ, и сквозь него "просвечивает" глубинный смысл символизируемого, которое само обретает полную актуализацию только в художественном символе. |
Бычков, В. В. Миф в пространстве художественной символизации [Текст] : (пролегомены в современной философии искусства) / В. В. Бычков> // Вопросы философии. - 2013. - № 9. - С. 125-135. - Библиогр.: с. 134-135. - Примеч.: с. 135 . - ISSN 0042-8744
Рубрики: Философия Метафизика. Онтология Изобразительное искусство и архитектура Теория изобразительного искусства, 20 в. нач. Кл.слова (ненормированные): искусство -- миф -- мифология -- пролегомены -- символ -- символизм -- философия искусства -- художественная символизация -- художественность -- художественный образ Аннотация: В статье ставится вопрос об основных принципах, на которых может основываться современная философия искусства. Опираясь на философско-эстетическое наследие А. Ф. Лосева и русских символистов начала 20 века, автор считает, что такими принципами являются миф, понятый как квант сакрального знания, символ, как своеобразная формализация и объективизация мифа, и художественность, осмысленная как выражение символа чисто художественными образами. Доп.точки доступа: Лосев, А. Ф. (русский философ ; 1893-1988) |
Бычков, В. В. Художественность как сущностный принцип искусства [Текст] / В. В. Бычков> // Вопросы философии. - 2015. - № 3. - С. 3-13. - Библиогр.: с. 13. - Примеч.: с. 13 . - ISSN 0042-8744
Рубрики: Культурология Теоретическая культурология Кл.слова (ненормированные): изобразительное искусство -- искусство -- подлинность искусства -- принципы искусства -- философия искусства -- художественность -- художественный канон -- эстетическое Аннотация: Художественность искусства, понимаемая как эстетическое качество произведения искусства, заключается в такой формально-содержательной организации произведения, которая инициирует у реципиента полноценный процесс эстетического восприятия, или, по-иному, событие эстетического опыта. В статье показано, что художественный канон в культурах канонического типа способствовал возрастанию степени художественности. Этим подтверждается, что художественность на метафизическом уровне является единственным сущностным принципом и критерием подлинности искусства, какие бы исторически обусловленные формы произведение искусства ни принимало. Отсутствие художественности указывает и на отсутствие искусства. |