Багаутдинов, Айрат Маратович (кандидат философских наук ; доцент кафедры философии и методологии науки Башкирского государственного университета, Уфа).
    Трансцендентность духовной культуры [Текст] / А. М. Багаутдинов // Личность. Культура. Общество. - 2009. - Т. 11, вып. 4 (51/52). - С. 341-348 : 1 фот. - Библиогр.: с. 347-348 (21 назв. ) . - ISSN 1606-951X
ББК 60.028
Рубрики: Социальная философия
   Духовная деятельность

Кл.слова (ненормированные):
духовная культура -- трансцендентность духовной культуры -- бытие личности -- имманентность -- смысл бытия -- человеческое бытие -- свобода -- творчество
Аннотация: Феномен духовной культуры рассматривается как система объективного духа, которая имеет трансцендентный характер. Духовная культура человека по своей онтологической сути является местом встречи трансцендентного и имманентного, и человеческое бытие конституировано этой встречей. Трансцендентное накладывает свой отсвет на духовную культуру, вызывая у личности поиск новых творческих возможностей.




    Гуревич, Павел Семенович (доктор философских наук; профессор; заведующий сектором Института философии РАН, Москва).
    Философия человека [Текст] : (лекции). Лекция 2 / П. С. Гуревич // Личность. Культура. Общество. - 2005. - Т. 7, № 27: № 27, № 27. - С. 198-216. - Библиогр. в сносках. - Продолж. Начало в т. 7, вып. 1 . - ISSN 1606-951X
ББК 87.21
Рубрики: Философия
   Метафизика. Онтология

Кл.слова (ненормированные):
философия науки -- диалектика -- экзистенция -- абсурдность -- идеализация -- искаженность -- природа -- душа -- человек -- бытие -- смысл бытия -- свобода -- любовь -- страх -- взаимодействие -- методология
Аннотация: Бытие человека как экзистенция, многозначная сущность, идеализация и абсурдность существования. Смысл человеческого бытия как возвышение человека над природой. Философия как осознание бытийных феноменов мира: свободы и ответственности, смысла жизни, вины и страха, любви и смерти, человеческого общения в искажении.




    Резник, Юрий Михайлович (доктор философских наук; профессор; заведующий кафедрой философии).
    Философия в моем понимании (опыт феноменологического прочтения) [Текст]. Ч. 2. От аналитики к прагматике / Ю. М. Резник // Личность. Культура. Общество. - 2014. - Т. 16, № 81/82, вып. 1/2. - С. 53-74 : 1 фот. - Библиогр.: с. 74 (15 назв. ). - Примеч.: с. 74. - Окончание. Начало: т. 15, № 78, вып. 2, 2013. - Аннот. и библиогр. на рус. и англ. яз. . - ISSN 1606-951X
УДК
ББК 87.22 + 87.5
Рубрики: Философия
   Теория познания

   Философская антропология

Кл.слова (ненормированные):
бытие -- дух -- коммуникативность -- концептуальность -- культура -- объективное -- отечественная философия -- свобода -- смысл бытия -- событийность -- созерцание -- субъективное -- трансценденция -- феноменальное -- феноменология -- формальная логика -- ценности -- человек -- экзистенция
Аннотация: Выявление смысла бытия сущего - сущего-для-себя - как философская аналитика. Смысловая структура этого мира это целостные феномены, которые составляют первое предметное основание философии. Субъективное видение объективного целого, или всеобщее в бытии в его субъективном выражении - вот-бытие и бытие-для-себя. Второе предметное основание философии - субъективно-всеобщее и то, как оно выражает бытие сущего вообще в субъективно-сущем. Природа сознания, содержащего в себе ментальные конструкции, не является трансцендентальной. Трансцендирование, или философствование, как разновидность духовных практик.
Philosophic analytics identifies the meaning of being through the prism of being- for-itself. The semantic structure of this world is expressed in holistic phenomena and makes up the subject of philosophy. However the world of existential phenomenological philosophy does not equal the notions of the subject on this world. It is just regarded from the viewpoint of the latter and therefore acts as a subjective vision of the objective totality. Consequently, the second substantive ground of philosophy is the subjective universal and the way it expresses being as such in the subjective being. The subject of philosophy and philosophizing is a specific kind of concrete being, looking at itself and the world from its presence as being-for-oneself. The article stresses that the nature of such subject’s consciousness is not transcendental. It is of subjective and inter-subjective nature as it carries the mental constructions of the other. Through the other or others I perceive the world, grasping it in my own terms. Philosophizing is a transcending unity of subjects in relation to cognition of being in own terms and connections. The author interprets it as a kind (form) of spiritual practice, whose essence lies in transcending as a production of subjective and significant meanings of the totality in being for the people of a particular era.




    Байдаева, Фатимат Батыровна (кандидат философских наук; доцент).
    Современный человек и мир в экзистенциальном ракурсе [Текст] / Ф. Б. Байдаева // Личность. Культура. Общество. - 2014. - Т. 16, № 81/82, вып. 1/2. - С. 166-175 : 1 фот. - Библиогр.: с. 175 (3 назв. ). - Аннот. и библиогр. на рус. и англ. яз. . - ISSN 1606-951X
УДК
ББК 87.22 + 87.5
Рубрики: Философия
   Теория познания

   Философская антропология

Кл.слова (ненормированные):
аутентичный человек -- духовность -- зарубежная наука -- иррациональный человек -- культура -- немецкая философия -- окружающий мир -- ответственность человека -- отечественная наука -- смысл бытия -- сознание -- теоретики-ученые -- традиции -- ученые-теоретики -- человек -- человеческая жизнь -- экзистенция человека
Аннотация: Современная духовная ситуация России и Европы в аспекте экзистенциальной философии. Разные пространства существования людей и вектор единого будущего человечества. Смыслы подлинного (аутичного) существования в философии немецкого ученого Карла Теодора Ясперса (1883-1969). Имеющиеся проблемы философ рассматривает как укорененные в мышлении и деятельности человека и требующие его сознательного и критического отношения к себе и к окружающему миру.
There are several important issues in contemporary axiological situation of Europe and Russia from the view point of existential philosophy. Various human existence spaces correlate with the unified vector of humanity’s common future. Starting from K. Jaspers’s philosophy, the author suggests addressing the meanings of authentic existence. Thereby she regards the existing problems as embedded in the human thinking and agency and asking for his/her conscious and critical responsibility in relation to himself/herself and the world.


Доп.точки доступа:
Ясперс, К. Т. (немецкий философ; психолог ; 1883-1969)