Кравченко, А. И. Основные принципы веберовской методологии [Текст] / А. И. Кравченко> // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2011. - № 4. - С. 153-171. - Библиогр.: с. 171 . - ISSN 0201-7385 Рубрики: Социология Социологическое исследование Кл.слова (ненормированные): методология Вебера -- Вебера методология -- веберовская методология -- неокантианство -- социологи -- идеальные типы -- чистые типы -- средние типы -- естественно-научный метод -- социальное действие -- мотивы действия -- идеальные типы -- методология идеальных типов -- мысленный эксперимент -- корректная казуальная интерпретация -- статистика -- статистические факты -- дополнительность -- индивидуальное и коллективное -- коллективное и индивидуальное -- сравнительно-исторический метод Аннотация: Представлена систематизированная картина веберовской методологии, которая находится на пересечении гуманитарных и естественных наук. Освещаются взгляды М. Вебера на концепцию идеального типа и отнесение к ценности, причинно-следственное (каузальное) объяснение исторических закономерностей, чистые и средние типы, проблему интерпретации, отношение между статистикой и дополнительностью, сравнительно-исторический метод и др. |
Жвитиашвили, Анатолий Шалвович. Социокультурные типы в эволюции российского села [Текст] / А. Ш. Жвитиашвили> // Общественные науки и современность. - 2012. - № 1. - С. 39-46. - Библиогр. в примеч. - Примеч.: с. 45-46 . - ISSN 0869-0499 Рубрики: Социология Социология групп--Россия Кл.слова (ненормированные): социокультурные типы -- идеальные типы -- село -- российское село -- рантье -- спекулянты -- крестьянство -- эволюция -- аграрная модернизация Аннотация: Рассматриваются социокультурные типы в ходе эволюции российского села. Их анализ необходим для учета перспектив аграрной модернизации в стране. |
Райко, Д. Н. "Эксперимент" на уроке истории [Текст] / Д. Н. Райко> // Школьные технологии. - 2012. - № 2. - С. 145-150. - Библиогр. в сносках Рубрики: Образование. Педагогика Методика преподавания учебных предметов Кл.слова (ненормированные): история (образование) -- уроки истории -- учебные эксперименты -- личностно-ориентированное обучение -- исторические учебные эксперименты -- дидактические приемы -- варианты учебных экспериментов -- разрушение привычного -- эксперименты-разрушения -- идеальные типы -- исторический анахронизм -- историзация настоящего -- историческая компаративистика -- экспериментальные исторические сравнения -- типы исторических сравнений Аннотация: Один из действенных способов реализации принципов личностно-ориентированного обучения на уроке истории представляет дидактический прием учебного "эксперимента". В статье рассматриваются варианты "учебных экспериментов". |
Федоров, Александр Александрович (старший преподаватель). Уловки интеллектуальной эквилибристики [Текст] / А. А. Федоров> // Вопросы психологии. - 2014. - № 4. - С. 83-93. - Библиогр.: с. 93 (9 назв.) . - ISSN 0042-8841
Рубрики: Психология Общая психология Кл.слова (ненормированные): идеальные типы -- история науки -- комментарии к статьям -- красота теории -- ответы на комментарии -- типы рациональности Аннотация: Обсуждается ответ М. С. Гусельцевой на комментарии А. А. Федорова, в которых он подверг критике периодизацию истории психологии посредством типов рациональности, выраженных схемой "тезис - антитезис - синтез". Показано, что в этих комментариях нет найденных М. С. Гусельцевой ошибок. Указывается, что типы рациональности в подходе М. С. Гусельцевой представляют собой метафорические и неточные понятия, а потому не могут функционировать как идеальные типы. При этом только постоянная проверка фактами позволяет сохранить различие между идеальной моделью и действительностью. В заключение отмечается различие между стилями и жанрами в науке и формулируется идея о том, что несоответствие интеллектуальных стилей зачастую является лучшим способом проверить теорию. Доп.точки доступа: Гусельцева, М. С. (ведущий научный сотрудник; кандидат психологических наук) |