Водичев, Евгений Григорьевич (доктор исторических наук).
    Советская научная политика в период "позднего сталинизма" (вторая половина 1940-х - начало 1950-х гг.): маркеры и метаморфозы [Текст] / Е. Г. Водичев // Вестник Томского государственного университета. История = Tomsk State University. Journal of History. - 2014. - № 2 (28). - С. 41-53. - Библиогр.: с. 51 (42 назв.) . - ISSN 1998-8613
УДК
ББК 72.3 + 63.3(2)6
Рубрики: Наука. Науковедение
   История науки--Россия--СССР, 20 в. 40-е гг.; 20 в. 50-е гг.

   История

   История России и СССР (октябрь 1917 - 1991 г.), 20 в. 40-е гг.; 20 в. 50-е гг.

Кл.слова (ненормированные):
НИОКР -- научная политика -- научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки -- научно-техническая политика -- научно-технические комплексы -- поздний сталинизм -- протополитика -- советская научная политика -- сталинизм -- управление наукой
Аннотация: Советская научно-техническая политика во второй половине 1940-х - начале 1950-х гг., "протополитика" в отношении отечественного научно-технического комплекса.




    Артемьева, Ольга Аркадьевна (кандидат философских наук; доцент).
    "Оружием критики" [Текст] : (анализ рецензий отечественных психологов первой половины ХХ столетия) / О. А. Артемьева // Вопросы психологии. - 2015. - № 1. - С. 123-132. - Библиогр.: с. 132 (21 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.1
Рубрики: Психология
   История психологии, 20 в. 1-я пол.

Кл.слова (ненормированные):
анализ рецензий -- научное сообщество -- научные дискуссии -- рецензии -- самоорганизация науки -- советская научная политика
Аннотация: Анализируются формальные и содержательные характеристики, принципы подготовки научных рецензий ведущими отечественными психологами на протяжении полувека. Отмечается преимущественно просветительский характер нейтральных рецензий дореволюционного периода на работы российских и зарубежных исследователей. Отдельные выступления рассматриваются как столкновение двух "лагерей": молодых ученых-материалистов и университетских преподавателей психологии, принадлежащих к лагерю идеалистов. При анализе рецензий советского периода обнаруживается переход от персональных методологических дискуссий между учеными к совместному обсуждению теоретических разногласий в решении проблем марксистской психологии. Иллюстрируется амбивалентный характер влияния советской научной политики на организацию науки. Делается вывод о значении научных дискуссий в осмыслении коллективных усилий по построению марксистской психологии, преодолении методологического кризиса, сохранении дисциплинарного статуса психологии в условиях Павловской сессии - самоорганизации коллективного субъекта научной деятельности.