Рыбаков, Вячеслав Михайлович. И руль истории нам сладок и приятен [Текст] / Вячеслав Рыбаков> // Нева. - 2009. - N 4. - С. 114-137 . - ISSN 0130741-X Рубрики: История--Россия--Европа--Франция; Англия, 21 в. нач.; 20 в. История России в целом Религия. Мистика. Свободомыслие Христианство в целом История Европы в целом Православие Кл.слова (ненормированные): патриотизм -- равноправие -- религии -- церковь -- национализм -- вера -- атавизм -- религиозный мир -- истина -- историки -- насилие -- национальная рознь -- исторический канон -- канон исторический -- иудаизм -- христианство -- цивилизации Аннотация: Выяснение законов, по которым сами собой движутся и меняют конфигурацию исторические представления. Доп.точки доступа: Таксиль, Лео \л.\; Хантингтон \с.\; Херлихи \д.\ |
Григорьев, А. Г. Соотношение монастыря и мира в творчестве Ф. М. Достоевского: уход Алеши [Текст] / А. Г. Григорьев> // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2009. - N 2. - С. 84-93. - Библиогр.: с. 93 (9 назв. ) . - ISSN 0201-7385 Рубрики: Литературоведение Русская литература XIX в. Кл.слова (ненормированные): монашество -- монастыри -- мир -- старчество -- исихазм -- православие -- религиозный мир -- религиозные представления -- литературные герои -- старцы -- Алеша -- Зосима -- писатели -- творчество писателей -- романы -- жития Аннотация: Раскрывается значение для Достоевского традиции русского монашества, которая обрела высшую точку своего развития в оптинском старчестве. Вместе с тем причины ухода Алеши Карамазова из монастыря в "мир" несводимы к восприятию писателем оптинской традиции в лице старца Амвросия. В образе Зосимы отсутствуют типичные для православного подвижника аскетические черты, а в его завещании Алеше отражается комплекс религиозных идей позднего творчества Достоевского, одна из которых состояла в примате социального служения в "миру" над жизнью монаха. Писатель намечает принципы "монастыря в миру", однако не разворачивает их в подлинную концепцию. Доп.точки доступа: Достоевский, Федор Михайлович (писатель) \ф. М.\ |