Зинченко, Ю. П.
    Синдромный подход в психологии телесности (на примере исследования больных с пролапсом митрального клапана) [Текст] / Ю. П. Зинченко, Е. И. Первичко // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2012. - № 2. - С. 57-67. - Библиогр.: с.65-67 (59 назв.) . - ISSN 0137-0936
ББК 88.35
Рубрики: Психология
   Психические процессы и состояния

Кл.слова (ненормированные):
психосоматический синдром -- факторы психосоматического синдромогенеза -- психосоматический синдромогенез -- пролапс митрального клапана -- эмоциональная напряженность -- эмоциональная регуляция -- избегание неудач -- мотивация избегания неудач -- удовлетворяющая самооценка -- психология телесности -- клинико-психологические исследования
Аннотация: О возможности приложения методологии синдромного анализа психических явлений к проблемному полю психологии телесности. Обсуждается возможность использования психосоматического синдрома в качестве инструмента для решения не только диагностических, но и прогностических задач как в клинической психологии, так и в медицине.


Доп.точки доступа:
Первичко, Е. И.



    Зинченко, Юрий Петрович (доктор психологических наук; профессор; член-корреспондент РАО; декан).
    Эвристическая ценность постнеклассических моделей в психосоматике [Текст] : (на примере синдромного подхода Л. С. Выготского - А. Р. Лурия) / Ю. П. Зинченко, Е. И. Первичко // Вопросы психологии. - 2014. - № 1. - С. 14-27. - Библиогр.: с. 25-27 (62 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.48
Рубрики: Психология
   Медицинская психология

Кл.слова (ненормированные):
Выготского-Лурия школа -- концепция развития психики -- культурно-исторические концепции -- постнеклассическая методология -- пролапс митрального клапана -- психологический синдромный анализ -- психосоматический синдром -- синдромообразующий фактор -- стресс-индуцированная гипертония -- школа Выготского-Лурия
Аннотация: В соответствии с теоретико-методологическими принципами постнеклассической модели научной рациональности и концепции психологического синдромного анализа (школа Выготского-Лурии) показаны эnистемологическая допустимость и эвристическая ценность подхода к пониманию психосоматического синдрома как многофакторной структуры, а также к рассмотрению синдромообразующего фактора как многоуровневого образования. Представлен анализ становления методологии синдромного анализа в научной школе Выготского-Лурии; рассмотрены nодходы к пониманию категорий "психологический синдром" и "синдромообразующий фактор", использующихся в рамках культурно-исторической концепции развития психики и феноменов телесности. С опорой на результаты исследований по построению психосоматических синдромов у пациентов с пролапсом митральнаго клапана и со стресс-индуцированной гипертонией аргументировано, что структура и динамика психосоматического синдрома может определяться действием нескольких синдромообразующих факторов, как психологических, так и психофизиологических, в том числе морфофункциональных.


Доп.точки доступа:
Первичко, Елена Ивановна (кандидат психологических наук; доцент)