Тлостанова, Мадина Владимировна (д-р филолог. наук).
    Деколониальный проект: от политической деколонизации к деколонизации мышления и сознания (начало) [Текст] / М. В. Тлостанова // Личность. Культура. Общество. - 2008. - Т. 10, вып. 5/6. - С. 170-183 : Фот. - Библиогр.: с. 182-183 (25 назв. ) . - ISSN 1606-951X
ББК 66.07
Рубрики: Политика. Политология
   Сравнительная политология

Кл.слова (ненормированные):
международные проекты -- альтер-модерные проекты -- социально-философские проекты -- модерность -- концепции модерности -- теории современности -- деколониальное мышление -- колониальность -- аналектика Дусселя -- Дусселя аналектика -- плюритопическая герменевтика
Аннотация: Деколониальный проект как один из современных альтер-модерных международных проектов. Эпистемология, политические и этические взгляды, социально-философские установки и экзистенциальные категории проекта. Перевод деколониального проекта на язык российской социальной и гуманитарной научной традиции.




    Тлостанова, Мадина Владимировна (доктор филологических наук).
    Инерционная архитектура академического сообщества vs "идеальная" модель научного гуманитарного журнала [Текст] / М. В. Тлостанова // Личность. Культура. Общество. - 2010. - Т. 12, N 55/56: N 55/56, N 55/56. - С. 432-436 : фот. - Библиогр.: с. 436 (6 назв. ) . - ISSN 1606-951X
Рубрики: Наука. Науковедение
   Общие вопросы науки

Кл.слова (ненормированные):
знания -- системы продуцирования знания -- университеты -- развитие университетов -- модели развития -- междисциплинарность -- трансдисциплинарность -- принципы знания -- колониальность знания -- гносеология -- плюритопическая гносеология
Аннотация: Возможности освобождения, обогащения и вывода из тупика гуманитарных наук посредством научного междисциплинарного журнала.




    Гордон, Луис Р. (профессор философии фонда Лоры Х. Карнелл, Университет Темпл ; приглашенный профессор философии и культуры фонда Джея Ньюмена, Бруклин Колледж, США).
    Философия, наука, и география африканского разума [Текст]. Ч. 2 / Луис Р. Гордон (L. R. Gordon) ; пер. с англ. и подготовка аннотации М. В. Тлостановой // Личность. Культура. Общество. - 2010. - Т. 12, № 57/58: № 57/58, № 57/58. - С. 46-56 : 1 фот. - Библиогр.: с. 56 (19 назв. ). - Окончание. Начало в т. 12, вып. 2. - Аннот. на рус. и на англ. яз. - Примеч.: с. 51 . - ISSN 1606-951X
Рубрики: Социальная философия--Америка--Африка--США, 18 в.; 19 в.; 20 в. 2-я пол.; 21 в. нач.
   История социальной философии

Кл.слова (ненормированные):
философия науки -- социология знания -- американские философы -- афроамериканские ученые -- африканская философия науки -- философия африканской диаспоры -- география разума -- модерность -- теодицея текста -- дисциплинарный декаданс -- критический разум -- колониальность -- инструменты хозяина
Аннотация: Дегуманизация небелого человека как понятие мизантропического скептицизма. Варвар и модерность как расиализированное иное, а расиализация как сомнение в человеческой природе иного. Отношения между колонизатором и колонизированным как соотношения души и тела или разума и тела.


Доп.точки доступа:
Тлостанова, Мадина Владимировна (доктор филологических наук ; профессор кафедры истории философии Российского государственного университета дружбы народов, Москва) \.\



    Тлостанова, Мадина Владимировна (доктор филологических наук ; профессор кафедры истории философии Российского университета дружбы народов, Москва).
    Постсоветское [не равно] постколониальное, [не равно] постимперское, или Что делать после конца истории? [Текст] / М. В. Тлостанова // Личность. Культура. Общество. - 2011. - Т. 13, № 67/68: № 67/68, № 67/68. - С. 94-103 : 1 фот. - Библиогр.: с. 102-103 (18 назв. ). - Аннот. на рус. и на англ. яз. . - ISSN 1606-951X
ББК 60.032
Рубрики: Социальная философия--Россия, 20 в. кон.; 21 в. нач.
   Исторический процесс

Кл.слова (ненормированные):
российское общество -- культура -- глобальная колониальность -- постсоветское пространство -- постсоциалистический субъект -- субалтерная империя -- внешнее имперское различие -- ориентализм -- вторичный ориентализм
Аннотация: Пересечения и различия между постколониальной теорией и постсоциалистическим дискурсом как отдельная область со своей методологией, терминами и понятиями. Интерпретирование постсоциалистического посредством категорий глобальной колониальности и имперского различия, характерного для России. Постсоциалистический субъект как агент, способный в определенных условиях создать отдельный критический дискурс для осмысления собственной ситуации и возможных сценариев будущего.




    Тлостанова, Мадина Владимировна (доктор философских наук ; профессор кафедры истории философии Российского университета дружбы народов, Москва).
    О креолизации теории, ее тривиализации и воровстве: размышления по поводу двух недавно прочитанных книг [Текст] / М. В. Тлостанова // Личность. Культура. Общество. - 2012. - Т. 14, № 71/72: № 71/72, № 71/72. - С. 286-296 : 1 фот. - Библиогр.: с. 296 (6 назв. ). - Аннот. на рус. и англ. яз. . - ISSN 1606-951X
Рубрики: Общенаучные и междисциплинарные знания
   Общие вопросы общественных и гуманитарных наук

Кл.слова (ненормированные):
рецензии -- евро-американские философы -- американо-европейская наука -- латиноамериканская методология -- креолизация теории -- монографии -- эпистемологический расизм -- воровство теорий -- абстрактный универсализм -- плюриверсальность -- постмодернизм -- империя -- колониальность -- человек -- социум -- хаос-мир -- мир хаоса
Аннотация: Критический анализ двух противоположных тенденций теоретизирования по поводу человека и современного социума в западной науке. Взаимонаправленность и взаимосоотносимость продуцирования и трансляции знания будущего с непременным учетом исторических, социальных, политических и культурных аспектов его генеалогии и связи между политикой знания, дисциплинарными делениями и социальным неравенством; отказ от абстрактного универсализма высокой теории; плюриверсальность креолизированных подвижных и изменчивых теорий постсовременности в рамках этики постразличия и деколонизации политики, мышления и языка - как перспективная тенденция евро-американской философии. И эпистемологический расизм и абстрактный универсализм с механизмом присвоения и тривиализации чужого незападного знания без упоминания авторов - как противоположная тенденция латиноамериканской методологии, подводящая западную высоколобую Теорию к банкротству.




    Миньоло, Валтер Д. (доктор философии ; профессор литературы и романских исследований Уильяма Уаннамейкера ; директор Центра глобальных и гуманитарных исследований Университета Дьюк).
    Космополитический локализм и деколониальный выбор [Текст] = Cosmopolitan localism and the decolonial option. Ч. 2 / Валтер Миньоло (Walter D. Mignolo) ; предисл. и пер. с англ. М. В. Тлостановой // Личность. Культура. Общество. - 2011. - Т. 13, N 63/64: N 63/64, N 63/64. - С. 53-68 : 2 фот. - Библиогр.: с. 68 (10 назв. ). - Окончание. Начало в т. 13, вып. 1 . - ISSN 1606-951X
Рубрики: Социальная философия, 16 в.; 18 в.; 19 в.; 20 в. 80-е гг.; 21 в. нач.
   История социальной философии

Кл.слова (ненормированные):
философы -- глобализация -- космополитизм -- колониальность -- колониальный мир -- современный мир -- деколониальность -- европоцентрический нарратив -- модерность
Аннотация: В статье доказывается, что если термин "глобализация" в самом общеупотребительном смысле относится к проектам и устремлениям неолиберальной глобализации (примерно с 1980 по 2008 годы), а кантовское понятие "космополитизма" соответствовало второй волне (18-19 вв. ) европейской мировой экспансии, то "деколониальный космополитизм" имеет отношение к мировым процессам и их осмыслению, размежевываясь и с неолиберальной глобализацией и с либеральными космополитическими идеалами. Он также отделяется от теологического и марксистского видения однородного мира, организованного вокруг религиозных идеалов или государственного социалистического регулирования. Деколониальный космополитизм представляет собой космополитизм множественных траекторий, нацеленный на создание транс-модерного мира, основанного на плюриверсальности, а не на очередном универсализме для всех.


Доп.точки доступа:
Тлостанова, Мадина Владимировна (доктор филологических наук ; профессор кафедры истории философии РАН) \, .\



    Васкес, Роландо (доктор философских наук; профессор Университета Утрехта, Нидерланды; содиректор Ежегодной Международной Летней Школы Деколониального Института, Миддлберг, США).
    Размышления о колониальности дискурса [Текст] = Thoughts on the coloniality of discourse / Роландо Васкес ; пер. с англ. М. В. Тлостановой // Личность. Культура. Общество. - 2012. - Т. 14, № 75/76: № 75/76, № 75/76. - С. 57-71. - Библиогр.: с. 71 (12 назв. ). - Примеч.: с. 71. - Аннот. на рус. и англ. яз. . - ISSN 1606-951X
ББК 60.001
Рубрики: Социальная философия
   История социальной философии

Кл.слова (ненормированные):
зарубежная наука -- южноамериканские ученые -- европейские философы -- феминизм -- колониальность -- деколониальность -- знания -- критические традиции -- модерность -- усмирение модерности -- репрезентация -- дискурс -- методология
Аннотация: Дискурс, управляющий современными формами репрезентации, определяющий эпистемологическую территорию модерности и систематически отрицающий незападное. Колониальный дискурс как иерархия знаний. Сопоставление взглядов Мишеля Фуко, Чандры Талпейд Моханти и Эдварда Саида на феминистское различие третьего мира.The notion of coloniality as the underside of modernity is here articulated in the field of discourse. The monuments of discourse that rule over modem forms of representation and that configure modernity’s epistemic territory in their positivity, as what determines the fields of intelligibility, but also in their negativity, in their function as negation. Power effects include colonial disdain and erasure. The coloniality of discourse is that establishes a hierarchy of knowledges. The epistemic hegemony of modernity is the systematic negation of the non-occidental other. This essay is hence a contribution towards a dialogue between the internal critique of modernity and decolonial thinking ( M. Foucault, C. T. Mohanty and Edward Said).


Доп.точки доступа:
Тлостанова, Мадина Владимировна (доктор филологических наук; профессор кафедры философии РАНХиГС, Москва) \.\; Моханти, Ч. Т. (южноамериканский культуролог); Фуко, М. (французский философ; историк; культуролог)



    Тлостанова, Мадина Владимировна (доктор филологических наук; профессор кафедры философии РАНХиГС, Москва).
    Кризис как утраченная возможность: о путях освобождения мышления и бытия в мире имперского различия [Текст] / М. В. Тлостанова // Личность. Культура. Общество. - 2013. - Т. 15, № 77: № 77, № 77. - С. 72-87 : 1 фот. - Библиогр.: с. 86-87 (26 назв. ). - Примеч.: с. 87. - Аннот. на рус. и англ. яз. . - ISSN 1606-951X
ББК 66.0
Рубрики: Политика. Политология
   Политология. Методология политики

Кл.слова (ненормированные):
глобализация -- колониальность -- БРИКС -- быстроразвивающиеся страны -- социальные движения -- экономика счастья -- критический менеджмент -- кризис -- философия кризиса -- позитивность -- имперское различие -- колониальность -- капитализм катастроф -- девестернизация -- внутренняя реколонизация -- методология
Аннотация: Глобальный кризис исчерпанной модерности, различные реакции и стратегии выхода из него как позитивная сторона философии кризиса. Неспособность России воспользоваться кризисом, причины и последствия этой ситуации. Понижение статуса России среди пяти быстроразвивающихся (БРИКС), связанное с устаревшими экономическими показателями и реальной клептократической практикой, порождающими бесконечную мультипликацию кризисных явлений. Осознание коллективной позиции не разрушения, но создания иного мира как главная задача интеллектуалов в России сегодня.That is the global crisis of exhausted modernity generates various reactions, strategies and ways out. This results in deeper shifts from the previous uncomplicated rhetoric of modernity, progress, development and economic growth to other more complex conceptions going beyond bare economics or sociology, such as the idea of positive freedom, the economics of happiness, critical managements. That is a critical analysis of the rapidly falling status of Russia in BRICS. That is the growing gap between the populist state rhetoric, the infinitely obsolete economic indexes and the real kleptocratic practices. All these destructive tendencies meet a very meek resistance so far, which however must be patiently cultivated, reflected upon, and fully supported in its reaching of the level of a conscious collective position not of destruction but of creation of on other world. And this is probably one of the main tasks of intellectuals in this country today.




    Карков, Николай Райков (доктор философских наук; преподаватель философии).
    От гуманизма к постгуманизму и назад: размышления о геополитике знания [Текст] = From humanism to post-humanism and back: notes on the geopolitics of knowledge / Н. Р. Карков ; пер. с англ. М. В. Тлостановой // Личность. Культура. Общество. - 2014. - Т. 16, № 81/82, вып. 1/2. - С. 39-52 : 1 фот. - Библиогр.: с. 52 (8 назв. ). - Примеч.: с. 52. - Аннот. и библиогр. на рус. и англ. яз. . - ISSN 1606-951X
УДК
ББК 87.3(4/8) + 87.5
Рубрики: Философия
   Философия зарубежных стран

   Философская антропология

Кл.слова (ненормированные):
антигуманизм -- гуманизм -- зарубежная наука -- иные -- колониальность -- методология философии -- полиязычие -- постгуманизм -- просвещение -- семантика -- философы -- французские философы -- человек -- человеческие иные -- ямайские философы
Аннотация: Переосмысление тематики гуманизма в двух различных критических традициях: западной и карибской философии, с середины 20 века и до сегодняшнего дня. Гуманизм, анти- и постгуманизм как мощные дискурсы - каждый со своими возможностями и правами. Понятие "человек" в эпистемологическом и политическом наследии колониализма. Отказ от гуманизма на Западе и его привлекательность в странах Карибского бассейна. Развитие полиязыковой способности в рамках семантики интерпретации гуманизма. Анализ текстов французских философов Алена Бодью и Мишель Фуко (1926-1984), с одной стороны, и ямайского теоретика Сильвии Уинтер, с другой, в сопоставлении.
This text is a reconsideration of the thematic of humanism in two distinct critical traditions: Western and Caribbean philosophy, from the mid-20h century to the present. As an illustration of this tension, the article offers a close reading of texts by French philosophers Alain Badiou and Michel Foucault on the one hand, and of Jamaican theorist Sylvia Wynter on the other, which come to strikingly different conclusions. The author claims that the Caribbean contribution to the debate invites us to consider the question of the "human" spatially, rather than just temporally, with a particular attentiveness to the epistemic and political legacies of colonialism. In such a light, both the dismissal of humanism in the West and its continued appeal in the Caribbean are correlated with a global history in which the rise of Western Man as isomorphic with the human has gone hand in hand with the systematic dehumanization of its non-Western Others. Taking its cue from critical race theorist Patricia Williams, the article concludes with a call to develop a multilingual facility in the semantics of evaluating humanism.


Доп.точки доступа:
Тлостанова, Мадина Владимировна (доктор филологических наук; профессор кафедры философии) \.\; Бодью, А. (французский философ); Фуко, М. (французский философ ; 1926-1984); Уинтер, С. (ямайский философ)